Внеклассное мероприятие "Учись творить добро"
план-конспект на тему

Цель:

Формирование понятия «доброта»в сознании детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_orkse_-_speshite_delat_dobro-_.docx225.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Силинская основная школа»

Внеклассное мероприятие

"Учись творить  добро"

                                                                     Подготовила и провела:

                                              учитель начальных классов

                                         Горожанцева Н.В.

2017 г

Цель:

Формирование понятия «доброта»в сознании детей

Задачи:

  • расширить знания школьников о доброте и  её роли в жизни каждого человека;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать в детях потребность употреблять в своей речи вежливые слова;
  • воспитывать доброжелательность; стремления совершать добрые дела;
  • формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.

Участники: учащиеся 4 класса МОУ «Силинская ОШ»

  • Оборудование: разрезанные пословицы,
  • плакат  «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека» М. Пришвин;
  • плакаты со словами «Добро» и «Зло»;
  • правила доброты;
  • солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова,
  • листы бумаги, записи песен «Если добрый ты», «Дорогою добра».

Подготовительная работа:

  • рисунки детей о добре и зле;
  • сценка «Про Незнайку»;
  • изготовление цветов  на уроке технологии

Предполагаемый результат:

  • уметь различать добрые поступки от недобрых;
  • расширить кругозор детей;
  • формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.

Ход мероприятия:

 Учитель: Добрый день,  дорогие друзья!

Добро пожаловать на праздник « Спешите делать добро». Начнем его с песни «Если добрый ты».

Я смотрю на ваши улыбающиеся лица и вижу, что в классе становится  светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство- ДОБРОТА.

Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина«Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека»

Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте.

- Что такое доброта?

- Что значит “добрый человек”?

(предполагаемые ответы детей)

 Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова, который называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное

 Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

Ученик:  В доме добрыми делами занята,
                Тихо ходит по квартире доброта.
                Утро доброе у нас,
                Добрый день и добрый час.
                Добрый вечер, ночь добра,
                Было доброе вчера.
                И откуда, спросишь ты,
                В доме столько доброты?

Учитель:Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. И, хотелось бы, чтобы в нашем классе все были добрые, совершали  только добрые поступки?

http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://100-bal.ru/pars_docs/refs/49/48490/48490_html_c90d75d.png

http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720

Посмотрите, пожалуйста, что вы видите? (Сад),  В каком состоянии сад? (мрачный, скучный, печальный)

 Сегодня мы с вами постараемся оживить наш сад, создать сад  доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы оживим этот сад. Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий.

Задание 1.

Дерево первое «Пословицы о добре»http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpg

УЧИТЕЛЬ:Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение (на доске таблички-пословицы)

Добро помни, а

       

пожнёшь

Что посеешь, то и

 

зло забывай

За добро

 

добра не делает никому

Худо тому, кто

 

добром плати

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что важнее – доброе слово или доброе дело? ( Ответы детей)

Учитель: Об этом очень хорошо сказал в своем стихотворении М.Лисянский, которое прочитает нам Алясева Полина

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Молодцы, ребята, наше дерево ожило!

Задание 2.

Дерево второе «Игра «Волшебный базар».http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpg

Особенность «Волшебного базара» состоит в том, что на нем «торгуют» и «обмениваются» необычным товаром – человеческими качествами.

Для проведения игры необходимы листы бумаги, на которых дети большими буквами пишут «КУПЛЮ» и ниже (разборчиво) указывают те качества, которые хотели бы приобрести. «Объявления» ребята прикалывают булавками на грудь или держат в руках на уровне груди, чтобы всем остальным был хорошо виден текст. Затем на маленьких листочках каждый участник пишет одно качество, которое хотел бы «продать» или «обменять». Когда приготовления завершены, начинается игра. Дети ходят по «базару», присматриваются к «товару», осуществляют «куплю – продажу»  или «обмен». Необходимое условие: качества нельзя отдавать даром, ничего не получив взамен. Учитель постоянно стимулирует «покупателей» и «продавцов». Игра прекращается, когда «базар» расходится сам  либо по сигналу «директора рынка» (учителя).

-Молодцы. Вы справились с этим испытанием и посадили ещё одно дерево нашего сада доброты.

Задание 3.

Дерево третье «Волшебные слова».http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpg

Доброта, милосердие, радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себясчастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта. Как приятно, когда с тобой здороваются. Ведь что такое «здравствуйте»? Это пожелание здоровья, мира, добра.

Стихотворение «Добрый день» В.Орлова прочитает Кизаев Артем

День был серый, непогожий,

Над землей густая тень.

- Добрый день! -  сказал прохожий.

Я ответил:

- Добрый день!

После этого мгновенья

До конца большого дня

Почему-то настроенье

Было добрым у меня.

Учитель: Но, к сожаленью бывает так, что мы забываем говорить вежливые слова. Об этом стихи И.Толмаковой «Пропавшее слово». Читает Сидорова Анна

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого «спасибо».

Учитель: Иногда вежливые слова называют волшебными. Ребята, как вы думаете почему? (ответы детей). Предлагаю вспомнить вежливые слова.   Я буду читать стихотворения, а вам нужно закончить его вежливым словом.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, если человек знает и правильно употребляет вежливые слова, то его можно назвать вежливым, воспитанным? (Ответы детей)

Стихотворение «Воспитанный ослик» И.Пивоваровой читает Скачкова Валерия

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил,

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус, а лев – дурак.

А слон – обжора и толстяк…

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого,

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

Физкультминутка:

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.  Дети выполняют упражнение только тогда, когда учитель добавляет вежливое слово!

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Задание 4.

Дерево четвёртое «Правила доброты»http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpg

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Сценка.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйкешапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так, бескорыстно)

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро».(на доске появляются отпечатанные правила)

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делать добро для близких,  друзей и животных.
  • Не завидовать.
  • Не вредничать.
  • Не грубить.
  • Главное правило доброты: Сделал доброе дело – забудь! Сделали тебе доброе дело – помни всю жизнь!

Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)

Ребята, ответьте мне,пожалуйста, на вопрос – Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)

Учитель: Ребята, а какие добрые дела вы можете сделать дома, на улице, в школе, на природе, в транспорте?(Ответы детей).

О своих добрых делах нам расскажут ребята в стихотворении «Добрые дела» С.Погореловского:

Ведущий:

 Стать добрым волшебником

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветы,

Их листочки повисли

Они загрустили…

О чем же их мысли?

Ребенок с лейкой:

 - Им надо напиться!

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился

Из лейки моей. (поливает)

Ведущий:

А что же сестренка

Скучает всторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке.

Мальчик:

А я обернусь-ка

Ретивым конем,

Галопом сестренку

Промчу я на нем!

Ведущий:

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно понять

Ее думы, заботы:

Девочка в роли мамы:

 - Вернусь, хорошо б

Отдохнуть, почитать,

Да надо с уборкой

Возиться опять!

Мальчик:

И я совершаю

Великое чудо:

Пол засверкал,

Засияла посуда.

Ведущий:

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

Девочка в роли мамы:

- Да это, как в сказке!

Волшебник ты мой!

Учитель:

Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня.(дети называют)

Молодцы! Сажаем следующее дерево.

Задание 5.

Пятое дерево «Наши поступки»http://www.playing-field.ru/img/2015/051812/2352720http://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpg

А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.

  1. Твой друг  заболел, не ходит в  школу , как ты поступишь ?

( буду навещать его, расскажу о жизни в  школе, принесу задание , объясню , помогу  выполнить его ,выполню  его просьбы, постараюсь  поднять ему настроение )

  1. Расскажи, как в нашем  классе  мальчики  относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в классе ?

( Иногда  мальчики  обижают девочек . Мне кажется  у нас есть  в классе  « рыцарь » он всегда  вежливый  внимательный  с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )

  1. Ты идешь  мимо,  дерутся два малыша. Твои действия?

( разберусь  в конфликте, постараюсь  помирить, объяснить, кто неправ  и как надо  правильно поступать)

4.Ты идешь и услышал, как в соседнем классе дети оскорбляют друг друга.  Как ты поступишь?                  

(  Мне  не нравится  такое поведение.Стараюсь объяснить,  что это

некрасиво и очень обидно тому,  кого оскорбили )

5.Мальчики  играют в футбол. К ним  подошел  Андрей и спросил: « Можно мне  с вами  поиграть? » Антон  ответил: «Ты будешь должен  за это  свою  булочку». Прав ли Антон?

 ( Конечно,  Антон неправ . В  такой же ситуации может  оказаться  он сам. Думаю , что  ему  не    понравилось бы такое условие  и тогда  он  задумается  о своем плохом  поступке )

У нас на доске висят карточки, выберите только добрые дела.

1) Думать о родителях.

2) Радоваться неудачам ближнего.

3) Стремиться хорошо учиться.

4) Завидовать.

5) Поиграть с малышами.

6) Помогать ближним.

7) Сделать кормушку.

Молодцы справились и с этим заданием. В нашем саду все деревья теперь зеленые

«Ласковое солнышко».http://cs23.babysfera.ru/8/c/7/2/95264448.blog.jpeg

http://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpghttp://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpghttp://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpghttp://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpghttp://www.persianjoke.org/wp-content/uploads/2014/04/W1397314432.jpg

Ребята, скажите пожалуйста, есть ли слова, которые  могут обидеть? (ответы детей)

Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает.

Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

          В нашем саду светит солнце. Нам нужно ему помочь стать веселым и радостным. На лучиках  нашего солнышка написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми.(учитель читает, а дети называют антонимы)

Грубый – ласковый
Злой – добрый
Грустный – весёлый
Горе – счастье
Вражда – дружба
Обман – правда
Невежливый – вежливый
Ненависть – любовь
Лень – труд

Обобщение:  «Поляна доброты».

Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так давайте будем заботиться о своём саде, не позволять ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.

В нашем саду должны расти только добрые цветы, а значит, вы должны сейчас написать на своих цветочках, какие добрые поступки вы должны совершать каждый день и посадить свой цветочек в нашем саду на поляне доброты  (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе).

Итог занятия

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми,  зависит только от вас. Этюд «Улыбка по кругу»

Все берутся за руки и « передают» улыбку по кругу: каждый ребенок поворачивается к своему соседу справа или слева и, пожелав чего-нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему ит.д.

Учитель:

    Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.  

А теперь давайте подарим нашим гостям на память солнышко с лучиками доброты и песню «Дорогою добра».

Для создания методической разработки использовалась следующая литература и интернет ресурсы:

- Pedsovet.suНачальные классы - База разработок - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

- Начальная школа/Уроки в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...