Сценарий внеурочного материала по сказкам Г.Х. Андерсена
план-конспект на тему
Путешествие в страну сказок Ганса Христиана Андерсена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_snezhnoy_korolevy.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное путешествие с сенсорной книгой.
Формат: дидактическая игра, коррекционные занятия, квест.
Место рождения: г. Санкт-Петербург, Россия.
Дата рождения проекта: октябрь – 2016 г.
Целевая группа: 7+, учащиеся начальной школы 1-4 классов, учащиеся, по заключению ТП ПМПК, имеющие трудности в обучении. Предполагается использовать для мастер-классов с педагогами и родителями.
Опыт реализации: сенсорная книга – игровое пособие, для использования на занятиях во внеурочной деятельности в начальной школе, на коррекционных занятиях, в общешкольных мероприятиях . Идея для создания пособия возникла в процессе выполнения творческого задания на курсах профессиональной переподготовки в педагогическом колледже им. Некрасова в Санкт-Петербурге в 2016 году. В качестве задания по предмету «Методика обучения чтению в начальной школе» было предложено изготовить книжку-малышку и разработать тестовые вопросы для школьников по сказкам Г.Х. Андерсена. Таким образом, возникла идея создания текстильной книги, где каждая страница – легко узнаваемый сюжет одной из сказок. Сказочные герои представлены в виде плоскостных кукол из фетра. Страницы книги легко отделяемы друг от друга, чтобы использовать в игре автономно каждую страницу. Изначально детям предполагалось проверить свои знания и разместить героев на тех страницах, где изображен сюжет соответствующей сказки. Потом страницы книги отделялись и прятались, команды по 4-5 человек пытались их разыскать, выполняя задния и отвечая на вопросы по теме сказок из сенсорной книги. Если ребята затруднялись в ответе, для них специально были разработаны подсказки, например: «решить уравнения и в порядке возрастания расположить буквы, указанные напротив и прочитать имя героя», или прочитать по первым буквам только прилагательных, в предложенном ряду слов и т.д.
В процессе реализации проекта было принято решение создать ещё одно игровое пособие, подробно описывающее сюжет одной из сказок датского сказочника. Внимание остановилось на сказке «Снежная королева». Таким образом, возникла дидактическая игра-путешествие, где участники вместе с главной героиней Гердой проходят весь путь поиска её названного брата Кая, от датского городка до чертогов Снежной Королевы. Географические масштабы путешествия по сказке обширны. Путешествие начинается в Дании, проходит по Лапландии ( северной области, которая лежит на территории 4-х государств, одно из них – России, самый север Мурманской области, Финнмарку и заканчивается в Шпицбергене – северной Норвегии, где по приданию находились владения Снежной Королевы.
Пособие представляет собой 20 мягких, приятных для тактильного восприятия, хорошо оформленных страниц, которые легко отделимы друг от друга, в комплекте коврик , разделённый на 20 частей – это карта путешествия, к каждой части прикрепляется соответствующая страница, набор мягких букв, герои сказки, изготовленные из бумаги, и задания для каждого эпизода сказки. Участники игры находят соответствующий сюжет, который зачитывает учитель, выкладывают его на карте и выполняют задание, которое находится в кармане, на обратной стороне страницы, чтобы перейти к следующему шагу, также отыскивают героя эпизода, и кладут его в карман. Задания разнообразны, представлены в виде ребусов, шифровок, пиктограмм. Они разработаны с целью закрепления знаний по математике и русскому языку: найти все имена собственные и по первым буквам прочитать название столицы «Дании», найти только чётные числа, расположить их в порядке возрастания/убывания, и по соответствующим буквам прочитать названия цветов в саду у колдуньи. Как показывает практика, задания способствуют развитию познавательных процессов у школьников, логического мышления, внимания, зрительной памяти. В завершении игры все страницы встают на своё место на карте, получается наглядная картина сказки. Детям предлагается пересказать сюжет сказки с опорой на полученную картину. Для развития логического мышления, в качестве закрепления материала целесообразно провести игру «Правда – неправда». Например: «Замок разбойников находился в горах?» или «Герда повстречала у королевского дворца ласточек?» и т.д.
В процессе разработки и изготовления пособия появилась идея использовать его в коррекционных и логопедических занятиях по преодолению общего недоразвития речи у младших школьников и развитию зрительной памяти, логического мышления, основных операций мышления, произвольного и непроизвольного внимания, отработки элементарных математических представлений у детей, имеющих трудности в обучении.
На начальном этапе игровое пособие использовалось на занятиях во внеурочной деятельности в рамках курса « В мире книг» для учащихся 3 класса школы № 571 Невского района Санкт-Петербурга. Занятие проводилось в присутствии полного состава класса, что позволило выявить определённые недостатки большой группы участников игры. Периодически возникали проблемы с распределением заданий из-за большого количества участников, страницы книги пришлось разделить между всеми участниками, что позволило организовать игру. Но, не все имели возможность посмотреть и тактильно воспринимать каждую страницу. Эксперимент показал, что игру стоит проводить в небольших группах до 5 человек, где каждый может внимательно рассмотреть пособие, подумать над заданием.
Использование сенсорной книги в коррекционных занятиях предполагает индивидуальное занятие или занятие с подгруппой из 2-4х человек. Как правило, игра занимает 4 коррекционных занятия, и выполняет задачи коррекционного воздействия, поставленные перед педагогом. У детей с низкой познавательной активностью по заключению ТП ПМПК, при демонстрации красочного и приятного для тактильного восприятия пособия, появляется интерес к литературному произведению, и есть вероятность, что они его прочитают после занятий с логопедом.
Перспективы: существует много литературных произведений, содержание которых – описание путешествия. В планах разработать сенсорную книгу-путешествие по роману «Дети капитана Гранта», а для повышения интереса к русской культуре, архитектуре, к Русской земле – создать сенсорную книгу по роману Андрея Шмелёва «Богомолье» и «Лето Господне». Возможно, данные пособия можно будет использовать для занятий и организации различных игр в рамках школы в средней и старшей школе.
Примечание: для изготовления книги использовался личный опыт педагогов и их творческий потенциал. Книга изготавливалась собственноручно, для её изготовления использовались яркие лоскуты ткани натуральной фактуры: бязь, ситец, синтепон, для прокладывания страниц. Для реализации проектов с более обширными произведениями необходимы простые графические рисунки, для воссоздания их в тканевой аппликации.
Авторы проекта: логопед-дефектолог ЦПМСП Колпинского района – Костренкова Анна Владимировна; учитель начальных классов высшей категории ГБОУ школы № 571 Невского района Санкт-Петербурга – Герасимова Надежда Петровна.
Контактная информация: agata_gotberg@mail.ru : borotsyiiskat@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
I. Тема: Повторение изученного материала за курс 3 класса по русскому языку. Нравственные аспекты сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Интегрированный урок русского языка и литературы....
Сценарий сказки "Девочка со спичками" (Повсященной сказкам Г-Х Андерсена)
Автор: Как холодно было в этот вечер...Шел снег, и сумерки сгущались. В эту холодную и зимнюю пору пору по улицам брела маленькая девочка с непокрытой головой и бос...
Сценарий к сказке Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"
АННОТАЦИЯК CЦЕНАРИЮ СКАЗКИ Г.Х.АНДЕРСЕНА «ДЮЙМОВОЧКА»учителя начальных классов МБОУ-СОШ №1 Ильиновой Ю.Н. Занимаясь с детьми в студии театрального мастерства «Вдохновение», всегда испы...
Сценарий по мотивам сказки Х. К. Андерсена "Снежная королева".
К Новому году всегда хочется порадовать детей и родителей чем-то интересным. В первом-втором классе дети не только любят появляться на сцене, но и могут показать свой актёрский талант. Сказка в стихах...
Сценарий спектакля по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Предлагается сценарий спектакля по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Сценарий расчитан для учащихся 2-3 классов....
Сценарий внеурочного материала "Казачок Дона. Региональный компонент"
Внеурочное мероприятие посвящено культуре Донского казачества. Ребята познакомятся с казачьим фольклором, песнями, танцами. Станут активными участниками игр и развлечений....
Внеурочное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена
Внеурочное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена...