«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
статья (3 класс) на тему
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих качеств ребенка через
использование активных форм
урочной и внеурочной деятельности»
Воспитывает ребенка каждая минута
жизни и каждый уголок земли,
каждый человек с которым
формирующаяся личность соприкасается”
ВА. Сухомлинский
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми, непонятными и неинтересными делами.
Мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, внедрить в привычную практику новые активные формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что потребность в этом уже существует.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов.
Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Огромную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека.
На начальном этапе в этом очень помогают задания на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, как основы для развития творческих способностей. В современных учебниках любого учебно-методического комплекта этих заданий большое количество.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. При составлении заданий можно использовать метапредметные связи.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Часто используются на уроках дидактические игры. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, развивает наблюдательность, творческие способности. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения.Большим интересом у ребят пользуется игра «Подбери пару». Цель её - развитие умения правильно соотносить названия предметов и действий.
У каждого ученика на парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака и полоски бумаги со словами капает, плывут, падает, метёт, гремит, печёт и др.
Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие. А затем даётся задание: заменить каждое действие своим возможным вариантом.
Работа над сочинительством начинается у ребят с простой игры «Я начну, а ты продолжи»
Хоть не робкий я мальчонка
Испугался *********. (Лягушонка)
Мы читаем книги вместе.
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы – … (ни одной).
В дальнейшем дети с удовольствием составляют загадки, сочиняют четверостишия, пишут тематические сочинения, сказки. Всё это оформляется в книжки-малышки.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
На уроках применяю эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся:
Постановка и решение проблемных вопросов «Почему звёзды падают с неба?», создание проблемных ситуаций «Докажите, что Земля круглая» и т. д.
Использование видео и компьютерной наглядности при проведении вводных уроков, уроков изучения нового материала, уроков обобщающего повторения и других.
Использование электронных учебных пособий, ресурсов Интернет позволило сделать уроки более интересными и увлекательными, а также, более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно.
Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии, а также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, региональные и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.
Вот несколько упражнений: «Дорисуй рисунок». Создание композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания геометрических фигур (треугольников и кругов). «Волшебная клякса». Получение рисунка или образа из большой цветной кляксы при помощи выдувания воздуха из обычной трубочки.
Выполняя эти упражнения, школьники должны в хаосе увидеть определенный образ и, дорисовав, доработав его, получить цельную, яркую картинку и затем подробно описать ее.
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых.
Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества.
Свое выступление я хочу закончить словами:
«Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Обобщение педагогического опыта...
Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...
Выступление на семинаре "Развитие творческих способностей детей на уроках чувашского языка и литературы через нестандартные формы урочной и внеурочной деятельности"
Выступление написано на чувашском языке....
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
Все мы хорошо помним, как в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные ...
«Развитие творческих качеств ребёнка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности»
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой иници...
Использование активных форм работы во внеурочной деятельности с целью повышения мотивации к обучению
Презентация к докладу по теме "Использование активных форм работы во внеурочной деятельности с целью повышения мотивации к обучению"...