Опыт работы по православному краеведению.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
доклад для методического объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 61:159.9:616-001.17:616-036.82
Опыт работы по православному краеведению.
© 2018
Т.А. Рябцева, учитель начальных классов и ГБОУ СОШ №2 С.Обшаровка Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 С. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области.
Анатация: Сегодня материалы по православному краеведению востребованы как в образовательном, так и в воспитательном процессе. В них раскрывается роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций. Формируется активная жизненная позиция, социальная ответственность учащихся, бережное отношение к историко-культурному наследию своего края.
Ключевые слова: православие, краеведение, краелюбие, духовно-нравственное воспитание, высоконравственная личность, межпредметные связи, родословная, патриотизм.
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой. Д.С. Лихачев . [5.7.]
Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и правил воспитания. Считаю, что мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе является православное краеведение. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. «Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки», - писал выдающийся педагог К.Д. Ушинский. [7. 248]
Цель проведения данного курса заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей родного края и православной культуры.
Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания пронизывает собой и подчиняет себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, а развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. И для нас, тех, кто поставил своей целью воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей, главным в работе можно считать православное краеведение, которое дает возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать уроки с факультативными занятиями и внеклассные мероприятиями.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности Православной культуры. Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой родины. В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами». Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. . [6. 23]
Принципы, которыми необходимо руководствоваться
Принцип научности – самообразовательная деятельность должна основываться на научных трудах, на достоверной и проверенной информации.
Принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному».
Принцип доступности – простота усвоения материала.
Принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к объекту изучения, вызвать стремление к получению знаний.
Принцип наглядности – использование широкого круга наглядных пособий, делающих самообразовательный процесс более эффективным.
Принцип единства группового и индивидуального подхода.
Принцип систематичности – изучение нового материала, опираясь на ранее полученные знания и умения.
Принцип результативности – соответствие цели самообразования возможностям их достижения.
На мой взгляд, сегодня школа в селе является не только образовательным учреждением, но и центром культурной жизни. Сотрудничество с органами власти, учреждениями культуры, религиозными организациями может обеспечить моральное развитие детей и взрослых односельчан. Это сотрудничество у нас оформлено в форме православного краеведения. В нашей школе уделяется большое внимание развитию православного краеведения. Воспитание православным краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего города, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие.
Для достижения поставленных целей и задач мы используем разные формы работы:
- знакомство с основами православного краеведения;
- работа с архивными документами;
- работа по благоукрашению памятника духовной культуры села;
- подготовка материалов по православному краеведению к публикации в средствах массовой информации;
- совместная работа с краеведческими музеями района;
- занятия в православном кружке;
- духовные беседы с иереем Владимиром Мининым, молебны;
- посещение церкви, участие в богослужениях;
- разные виды милосердной деятельности;
- участие в народных православных праздниках;
- участие в конкурсах, олимпиадах;
- паломнические поездки, крестные хода.
Православное краеведение является действенным фактором духовно-нравственного воспитания школьников. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. Кроме того, используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. “От познания своего рода – до познания своей Родины”. Это – своеобразный девиз, который вдохновляет на поисковую работу, как педагогов, так и детей. Дети изучают свою родословную.
Поисковая работа «Судьба моих родственников в судьбе России в годы В.О. Войны»,
Сбор общешкольного банка данных «Бессмертный полк» (о боевых прадедах).
Участие в информационной акции «Календарь памятных дат военной истории России».
Участие в акции «Солдаты в каменных шинелях» (уборка сельских памятников ).
Участие в региональной акции «Живи долго» (изготовление поздравительных открыток ветеранам и детям войны к 1 октября и 9 мая).
Встречи с ветеранами.
Классный час «Толерантность!».
Из архивных материалов педагоги вместе с детьми узнали об истории храма с. Обшаровка, на месте которого сейчас стоит школа №1. Кроме изучения письменных источников - документов, мы использовали другой метод сбора информации - метод интервью. Были опрошены десятки людей, воспоминания которых проливают свет на многие факты деятельности храма. Так на уроках православного краеведения школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл.
Классный час «Государственные символы России».
Классный час « Самара - запасная столица России».
Классный час 4 ноября Особенно знаменательна дата празднования иконы Казанской Божией Матери. День примирения и согласия, ставший религиозно-государственным праздником в нашей стране имеет особый духовный и гражданский смысл.
Экскурсии в музеи и исторические места родного села и области.
«Патриотическое воспитание - это воспитание гражданина, патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества». [1..3]
Краеведы нашей школы по крупицам восстановили историю церкви, фамилии настоятелей храма, начиная с XIX столетия. Кто, как не учителя и их ученики, могут эту работу сделать кропотливо и вдумчиво, в творческом союзе взрослого опыта и детской энергии и любознательности. Нам нужно знать имена и дела наших дедов и отцов, которые спасали храмы, трудились в них, были гонимы за веру и страдали. Учащиеся нашей школы шефствуют над памятником погибшим, оказывают помощь ветеранам войны, труда, ребятам из детского дома. Наиболее «размягчает» сердце благотворительная деятельность, дела милосердия. Ребёнок, соприкоснувшись с чужой болью, с чужой бедой (конечно, если это взаимодействие правильно педагогически «подано» и «интерпретировано») становится другим, он пересматривает свое отношением с миром, как правило, он него происходит переоценка ценностей. « Важным моментом является подготовка учеников к семейной жизни на основе православных традиций. Семейное воспитание является основой для воспитания законопослушных граждан, а значит, служит основой гражданского воспитания. Из непослушного ребенка вырастает непослушный солдат и непослушный гражданин».
[3.183]
Праздничный концерт с сувенирами и чаепитием ко Дню Матери,
Выставка поделок «У мамы руки золотые»
Состязания «Папа, мама и я – спортивная семья»,
Дню семьи
Классные часы: « Семья – дом счастья», «Добро и зло», «Когда у друзей лад, каждый этому рад»
Участие в региональной акции «Живи долго» (изготовление поздравительных открыток к праздникам пожилых людей, Дню матери, 23 февраля, 8 марта).
Участие в ежегодной школьной благотворительной акции «Подари книгу школе».
Участие благотворительной акции «Дари добро».
Любить свою родину, значит, заботится о ней.
Мы принимаем самое активное участие в уборке территории церкви, благоустройстве
Экологический проект «Красная книга Самарской области».
Экологическая акция «Скворушка» (изготовление и развешивание скворечников )
Экологическая акция «Птичья столовая» (изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц).
Спортивный праздник «День здоровья».
Рисунки, поделки, фото, стихи о родине.
Дети сами сочиняют стихи о родине.
Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении праздников «Рождество Христово», «Пасха», «День Семьи». Татьянин день. Народный праздник является по своей сути большой, яркой, глубоко содержательной игрой. Разучиваем народные песни, рисуем, делаем поделки. И педагог, целенаправленно воздействуя на эмоциональную сферу детей, оставляет в их памяти глубокий след.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Огромным воспитательным эффектом является чтение православной литературы.
Вместе со сказками и житиями святых следует отметить и роль русской поэзии в образовании и воспитании. « Как только ребенок начнет говорить и читать, - писал И.А. Ильин,- так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему свои сокровища. Сначала, пусть слушает, потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать – искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно – национальный пророк и национальный музыкант». [4 . 205]
Уроки литературного внеклассного чтения с подборкой тем об ответственности и чувстве долга, заботе и помощи, морали, честности, щедрости, заботе о старших и младших, совести, дружбе, добре…
Внеурочная деятельность «Культура православия»: знакомство с притчами. На такие темы как: ответственности и чувства долга, о заботе и помощи, морали, честности, щедрости, заботе о старших и младших,, совести, дружбе, добре, свободе вероисповедования, толерантности, представлений о вере, духовной культуре и светской этике.
Чтение книг нашего Самарского писателя, протоирея Николая Агафонова.
Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеале. Читаем о житие святого праведного Александра Чагринского, это святой нашей самарской области. Частый гость на этих занятиях – иерей Владимир Минин. Паломнические поездки по святым местам, посещение источников самарской области. Путешествие по святым местам с помощью интернета. Крестные хода в нашем селе, которые часто организовывает наш батюшка. И всеми любимый ежегодный крестный ход из Самары в Ташлу. Основная цель паломничества – поклонение христианским святыням, присутствие на богослужениях и участие в церковных Таинствах, посещение святых источников. Одним из важных моментов паломнических поездок является их духовно — просветительская составляющая. При посещении святых мест мы узнаем об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в наш паломнический маршрут. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России, что обычно и привлекает нас. Многие ребята занимаются исследовательской, проектной деятельностью с использованием местного православного материала: « Сквернословие», « Влияние православной духовной музыки на человека», « Я с гордостью произношу: «Обшаровка»», «Жизненный подвиг Григория Журавлева». Большинство работ по краеведческой тематике с успехом можно использовать в просветительской деятельности: лекциях, докладах, выступлениях в печати. Просто знать историю своей страны – мало. Стала очевидной необходимость возврата к утраченным духовным ценностям, которые на протяжении длительного времени ориентировали человека на понимание важных жизненных истин, соблюдение норм поведения в быту и в общественной жизни. Православное краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, участвовать в его развитии и культурном обновлении. Социальный проект: « Культура речи в современном обществе». Проводим спортивные соревнования, зимние игры на воздухе, «Мама, папа и я – читающая семья», «Мама , папа и я - спортивная семья». Проводим конкурсы рисунков, поделок, фотографий.
Наш батюшка - иерей Владимир Минин, часто приходит к нам в школу с беседами на духовные темы. В начале каждой четверти, мы с отцом Владимиром организовываем молебен в школе. Таким образом, школа вместе с социумом занимается духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формирует у них гражданско-патриотические качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь. Единственное, о чем не должен забывать учитель при работе с краеведческим материалом это: научная достоверность, доступность, выразительность и убедительность. И, конечно же, личная большая любовь к малой родине. Толька такая работа может стать бесценным вкладом в процесс формирования и воспитания у подрастающего поколения чувства сопричастности к своим истокам.
Меня привлекает в этой работе возможность беспрепятственно говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому. Таким образом, опыт работы школы по православному краеведению помогает создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. На педагоге лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым. «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…[2.12]
Список литературы
1.Белякова С.Б. Патриотическое воспитание школьников.// Начальная школа. М. – 2017.- Май-Июнь (№ 5-6)
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999.
3. Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. М. 2004
4. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.1. М., 1994
5.Лихачев Д.С. Еще о памятниках прошлого//Лихачев Д.С. Письма о добром.- СПб., 1999
6.Сухомлинский В.А. Слушай сердце!// Огонек.- 1969.- Май (№18)
7.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т.Т.2 / под ред. В.Я. Струминского, М., 1954.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»
На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-215166-1519582079.jpg)
Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.
Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-427387-1568544545.jpg)
Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""
Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....
Православное краеведение на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) как источник формирования духовно-нравственного воспитания школьников.
Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-820131-1539607399.jpg)
Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры.
Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-107767-1527871335.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Православное краеведение", 2 класс
В ходе занятий обучающиеся знакомятся с основными праздниками и традициями православных христиан, с житием Святых, с историей икон Божией Матери, с храмами родного города и святыми местами Курского кр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-403577-1424440206.jpg)
Программа факультативного курса "Наследие. Православное краеведение г. Иркутска"
Актуальность создания программы «Наследие» обусловлена потребностью духовного возрождения детей, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его...