Внеучебная деятельность в группе продлённого дня
статья на тему
В статье описывается организация внеучебной деятельности в группе продлённого дня на примере организации занятия по теме "Природа в опасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеучебная деятельность в группе продлённого дня
Пребывание в группе продлённого дня расширяет возможности контактов между учащимися. Это ставит детей перед необходимостью самостоятельно налаживать отношения между собой, объединяться в совместной деятельности. И часто ученики, которые отличаются в классе робостью, застенчивостью, в группе продлённого дня находят своё место в коллективе. Кроме того, по своему содержанию деятельность в группе продлённого дня очень разнообразна: общественная, познавательная, трудовая, игровая, физкультурно-спортивная. Каждый учащийся может выбрать тот вид деятельности, который вызывает у него наибольший интерес. А в интересующей его деятельности младший школьник способен проявить и большую самостоятельность. Учитывая эти возможности внеучебной деятельности, в своей работе мы стремимся, как можно более полно использовать их для последовательного развития самостоятельности, инициативы и активности у учащихся.
Конспект внеклассного мероприятия в группе продлённого дня
для 3-4 класса по теме «Природа в опасности» помогает в решении этих задач.
Конспект внеклассного мероприятия в группе продлённого дня
для 3-4 класса по теме «Природа в опасности»
Цель занятия: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней.
Форма занятия: устный журнал.
Оборудование: изображение степи, иллюстрации животных и растений.
План проведения занятия
1. Организация начала занятия. мин
2. Сообщение темы занятия. мин
3. Основная часть
3.1. Первая страница. «Вступление». мин
3.2. Вторая страница. «Из Книги рекордов Гиннеса» мин
3.3. Третья страница. «Мир растений». мин
3.4. Четвертая страница. «Рекордсмены» мин
3.5. Пятая страница. «Природа нашей области». мин
3.7. Шестая страница. «Поведение в природе». мин
4. Итоги. Седьмая страница. «Подведение итогов». мин
1. Организация начала занятия.
- Здравствуйте, дети! Сегодня классный час у вас проведем мы – Шахнана Назимовна и Марина Сергеевна. Уберите все с ваших парт и сядьте ровно. Давайте начнем!
2. Сообщение темы занятия.
- Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, сейчас нет ни одного деревца. Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50, угля - через 200 лет, железа - 250 лет, цинка - 25, свинца - через 20 лет. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году...
Тема сегодняшнего классного часа – «Береги природу».
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие, - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.
3. Основная часть
3.1. Первая страница. Вступление
- Сегодня мы много чего узнаем, а так же проверим вас и поймем, насколько вы грамотны и воспитаны с точки зрения экологии. А для этого мы с вами прочитаем журнал «Береги природу».
Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть её,
Зависимая часть.
Что без неё
И мощь твоя, и власть.
3.2. Вторая страница. Из Книги рекордов Гиннеса.
- Вы, наверное, все знаете, о существовании книги рекордов Гиннеса. Ребята, а что же такое рекорд? Рекорд это самый большое достижение в какой-либо сфере (хозяйстве, спорте). О чем эта книга? А знаете ли вы, что у животных тоже есть такая книга?
- Ребята, а сейчас вы узнаете самых-самых животных из Книги рекордов Гиннеса. Слушайте внимательно! В конце мы будем задавать вопросы!
1. Самое большое животное на Земле. ( Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине могут уместиться 30 слонов.)
2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)
3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 км/час.)
4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 ми весят более 300 кг.)
5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная -8м 29см, по 6-7м встречаются часто).
6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).
7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие - величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)
8 .Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)
9. Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-бм, весит целую тонну.)
10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)
11.Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2м, а вес 270 кг.)
12.Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)
13.Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.)
14.Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный – он уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)
- Что такое рекорд?
- Какие рекорды животных были для вас наиболее поразительными?
- Кто самый большой зверь на суше?
- О каких из этих рекордов вы знали?
- А согласны ли вы с этими рекордами?
3.3. Третья страница. «Мир растений».
- Ребята, следующая страничка нашего журнала называется «Мир растений». Давайте поговорим об удивительных растениях. Какие вы знаете удивительные растения?
А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.
В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.
Самое твердое на свете дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.
Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.
Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.
Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.
Карандашное дерево - красный можжевельник растет на юге. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.
- О каких необычных деревьях вы теперь узнали?
- А вы так себе представляли эти деревья?
- Какое дерево вам больше всего запомнилось?
Физкультминутка
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг.
(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!
(потягивания, руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево.
(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот, правой ступни – левой рукой)
К небу ручки потянули,
Позвоночник растянули.
(потянуться, руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
3.4. Четвертая страница. «Рекордсмены».
- Среди растений тоже есть рекордсмены. Сейчас мы узнаем о них!
Самое древнее ныне растущее дерево имеет необычное название - гинкго, оно растет в Китае. Этому дереву около 160 млн. лет. В Японии гинкго называется «Серебряным абрикосом». (фото: алея гинкго в Китае, Токио)
Самый большой кактус в мире, сагуаро, растет в Мексике. Он легко достигает высоты пятиэтажного дома (15 метров), а весит, примерно, как 7 легковых автомобилей (от 6 т до 10 т).
Ива арктическая — самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10 см. от земли. Таким образом, ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.
Самое крупное хищное растение – растение Дэвида Аттенборо. Растение назвали в честь журналиста и ведущего британского канала, который его случайно нашел. Лягушки, птицы и даже крысы попадаются в ловушки этого растения и перевариваются с помощью специальных веществ – ферментов. Растет в тропических лесах Азии.
Самое опасное жалящее растение – Новозеландское крапивное дерево. Оно может убить собаку и даже лошадь, впрыскивая им под шкуру смесь сильных ядов).
- Какой рекорд был для вас самым неожиданным?
- Как вы думаете, какое самое опасное растение?
3.5. Пятая страница. «Поведение в природе».
Учитель: Продолжаем! Ребята, а что мы с вами делаем в свободное время? Конечно, отдыхаем. В словаре В. Даля понятие «отдохнуть» означает «ничего не делать», покоится после трудов, но сейчас отдохнуть – значит съездить куда-то в природу, сходить в поход к реке, в лес.
Послушаем внимательно стихотворение и подумаем, а не было такого с нами?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли
Но и здесь до нас сидели:
Жгли костры, бумажки жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костры, в футбол играли-
Веселились как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
А как надо правильно отдыхать на природе?
Что нужно делать, чтобы такого не происходило?
Можем ли мы с вами чем-то помочь природе? Как это сделать?
О чем мы должны помнить, чтобы сохранить лес и его обитателей? Нельзя:
Рвать цветы, особенно редкие;
На обижать насекомых, птиц и животных леса;
Не шуметь в лесу;
На разжигать костер;
Не оставлять мусор.
3.6. Шестая страница. «Природа нашей области».
- У каждого человека есть свой дом. Наш с вами дом – это Донецкая область. А вы знаете, в какой природной зоне она находится? (Степь) Степь – это также дом зверей и птиц. (На ватмане напечатана степь). Люди стараются охранять степь и для этого они создали заповедники. Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, где необходимо не нарушать покой растений и животных. Благодаря заботам ученых и работников заповедников редкие виды животных и растений сохраняются и продолжают жить и радовать людей.
А знаете ли вы заповедники, которые находятся в Донецкой области?
В Донецкой области есть 3 степных заповедников: «Хомутовская степь», «Каменные могилы», «Меловая флора».
В настоящее время степи оказались в опасности. Активная хозяйственная деятельность человека в степи влечет к образованию оврагов, что сокращает её площадь. Другим бедствием в степи является пожар. Наша задача – сберечь степи с их удивительным растительным и животным миром. Для этого нужно прекратить их распахивать, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники.
На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу). Давайте поможем степи, оживим ее. Угадайте загадки о животных, отгадки – картинки будете приклеивать на картину.
Этот зверек не шалунишка,
Но любит свистеть, как мальчишка.
На задние лапки встает
И норку свою стережет. (Суслик).
Встали братцы на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти. (Журавль-красавка).
Этот птичий царь могучий
Вьет гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это! Гордый… (Беркут).
Знает мало кто, пожалуй:
Приподнявшись на землей,
Я щиплю совсем не жалом,
А шершавой чешуей. (Гадюка).
Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица).
Маленькая, серая,
С длинным хвостом.
За сыром бежит,
Громко пищит. (Мышь).
Стоит Василий,
Молодой да сильный,
В зелёном армяке,
В ярко-синем парике,
Все на него смотрят
Да любуются. (Василек)
В зелёной пелерине –
Красотка-балерина,
На одной ножке скачет,
В жёлтом топе
Да белой пачке. (Ромашка)
В степи седой, как пыль
Колышется… (Ковыль)
Ну, вот теперь степь наша ожила. Теперь мы знаем, какие животные и растения мы можем встретить, гуляя в степи.
А как сберечь степь? Что нужно делать, чтобы она оставалась такой цветущей?
4. Итоги. Седьмая страница. Подведение итогов.
- Класс, какой журнал мы сегодня с вами читали?
- Грозит ли катастрофа нашей планете? Как это можно предотвратить?
- Какое самое большое животное на земле? Самая большая змея? Самая маленькая птица? Самый лучший прыгун? Самый большой лежебока?
- Какое необычное дерево вам запомнилось? Как его используют?
- Как мы должны поступать во время отдыха на природе?
Природа нуждается в охране и защите. Даже ваш маленький вклад в защиту природы: не бросать мусор, не рвать цветы, не ломать деревья, - поможет сохранить и защитить природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма деятельности воспитателя группы продлённого дня 1 «а» и 1 «б» классов МБОУ СОШ №4 А.Я. Башмаковой
Циклограмма выполнена в виде таблицы. В таблице расписана работа воспитателя ГПД по дням недели, влючая режимные моменты....
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы
В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...
Внеурочная деятельность в группе продлённого дня.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной прграммы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. О...
Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня
Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня...
Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий
возможность показать наполненность группы интересными темами, идеями; включить каждого ребёнка в содержательную деятельность....
Игровая деятельность в группе продлённого дня.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил....
Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС....