Режим - профилактика умственного переутомления детей
учебно-методический материал на тему

Половнёва Лидия Константиновна

Кто из взрослых и детей не знает, что режим крайне важен для сохранения и укрепления здоровья. А все ли дети его соблюдают? Прямо надо сказать, немногие. Возможно, потому, что далеко не все родители знают о физиологической потребности организма в определённом ритме, который обеспечивается режимом дня. А если и знают, то не всегда умеют правильно организовать жизнь ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

корпус №2

Доклад на тему:

«Режим - профилактика умственного переутомления детей»

                                       Воспитатель школы полного дня

Половнева Лидия Константиновна

Кто из взрослых и детей не знает, что режим крайне важен для сохранения и укрепления здоровья. А все ли дети его соблюдают? Прямо надо сказать, немногие. Возможно, потому, что далеко не все родители знают о физиологической потребности организма в определённом ритме, который обеспечивается режимом дня. А если и знают, то не всегда умеют правильно организовать жизнь ребёнка.

Нередко приходится слышать не только от взрослых, но и от школьников самого разного возраста, что времени ни на что не хватает. Окружающий мир так интересен, разнообразен, многим хочется заняться: посмотреть кинофильм, сходить в туристский поход, позаниматься в фотокружке, принять участие в школьной самодеятельности. При этом должны быть выучены все уроки, выполнены домашние обязанности и исключены нервное перенапряжение, нервные срывы. Помогает добиться этого твёрдо установленный режим дня. Придерживаясь его, можно успеть за 7-8 ч сделать больше, чем при бессистемной работе даже за 12-14 ч.

Режим дня - это план работы на день, учитывающий те повседневные дела, которые необходимо выполнять обязательно и своевременно. Неумение человека планировать свой день обычно приводит к тому, что всегда на что-то не хватает времени, а истоки этого надо искать в далёком детстве.

А.С. Макаренко придавал огромное значение соблюдению режима труда и отдыха. В «Книге для родителей» он писал: «Точный режим детского дня - совершенно необходимое условие воспитания».

Правильно организовать режим ребёнка - это значит обеспечить ему достаточный по продолжительности сон, регулярное питание, отвести определённое время для приготовления домашних заданий, отдыха на свежем воздухе, творческой деятельности, свободных занятий.

Наблюдения учёных показали, что наиболее высокая работоспособность у школьников приходится на утро (8-11 ч). Потом её уровень несколько снижается и восстанавливается при правильной организации послеобеденного отдыха к 16-17 ч. Время для занятий детей утром - с 9 до 13 ч и вечером - с 16 до 19 ч.

Дети, которые учатся во вторую смену, должны готовить уроки не сразу после прихода из школы, а утром, с 9 до 13 ч. «Ночные бдения» наносят вред здоровью ребёнка. Вечером родители с ним могут обсудить школьные дела, погулять перед сном.

Важно, чтобы ребёнок начинал учебную работу в одно и то же время, которое совпадает с высоким уровнем его работоспособности. Если же ритмы работы не совпадают с высоким уровнем его работоспособности. Если же ритмы работы не совпадают с ритмами физиологических функций, у него может появиться болезненное стояние. Он становится вялым, бледным, раздражительным, жалуется на головную боль, его работоспособность снижается. В этом случае ему нужен отдых, а затем строгое соблюдение правильного распорядка дня.

Аритмичный образ жизни ослабляет организм, создаёт благоприятную почву для развития неврозов, гипертонической болезни, сказывается на пищеварительной системе, многие болезни которой связаны с беспорядочным, хаотичным питанием. Вредны длительные перерывы в еде. Их нельзя компенсировать последующей обильной пищей. Переедание приводит к перенапряжению желудочно-кишечного тракта, неполноценному усвоению пищи и в конце концов даже к болезням - гастриту, язве и др.

Сказанное касается не только работы внутренних органов. Так, если не чередовать работу, требующую зрительного напряжения, с отдыхом, может быстро испортиться зрение, развиться близорукость. Поэтому так важна регулярная смена учёбы и отдыха для детей с уже нарушенным зрением.

Как правило, дети переоценивают свои силы и берутся за все дела сразу. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что такая активность ребёнка - показатель его высокой жизнедеятельности и нормального здоровья. Плохо потому, что возрастают нагрузки на организм, на нервную систему.

Режим - это профилактика умственного переутомления. Если ребёнок многие часы просиживает за одним и тем же занятием, он устаёт. Постоянное переутомление сказывается на физическом развитии детей. Они медленно растут, плохо прибавляют в весе, вялы, бледны.

При подготовке домашних заданий рекомендуется ребятам, как и в школе, делать 10-минутные перерывы через каждые 40 - 45 мин. Паузы лучше всего заполнять ходьбой, физической зарядкой. К этому ребёнка надо приучить с 1 класса, потом придётся только контролировать его.

Младшим школьникам рекомендуется начинать приготовление уроков с предметов средней для них трудности.

Дети обязательно должны гулять. Прекрасно восстанавливают силы лыжные прогулки, катание на коньках, игры в хоккей, посещение бассейна. Нельзя в качестве наказания оставлять детей дома, лишать их прогулки.

Школьников надо учить беречь каждую минуту. Бесконечные разговоры по телефону, просмотр подряд всех телевизионных передач не только отнимают время у разумного, активного отдыха, но и являются дополнительной нагрузкой, вредной для здоровья. Как единодушно отмечают невропатологи, чрезмерная увлечённость детей телевидением -одна из причин участившихся нервных расстройств.

Школьники должны смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю и не более 1 ч в день. Сидеть перед экраном надо на расстоянии 2 - 5,5 м.

Ребёнка надо приучать выполнять режим с самого раннего детства. Поскольку сила личного приёма родителей очень велика, они должны постараться, сделать режим дня нормой жизни для всей семьи, всегда показывать образец собранности, дисциплинированности.

Младшие школьники в силу возрастных особенностей быстро отвлекаются от начатого дела, перескакивают на другое. Чтобы они укладывались в отведённое время, следует приучить их следить за временем по часам. Часы должны быть в поле зрения ребёнка, когда он делает уроки.

Иногда подростки воспринимают режим дня как принуждение. Чтобы избежать этого, нужно учитывать одну из возрастных особенностей - желание быть самостоятельным, взрослым. Родители должны постараться убедить сына или дочь, что взрослость - это в первую очередь развитая воля, самодисциплина, ответственность за свои поступки. И предложить начать с малого - ну хотя бы с соблюдения режима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика зрения у детей на занятиях дополнительного образования

Одним из факторов ухудшения зрения школьников, является большая нагрузка на глаза во время уроков. Однако, глазную мышцу, как и любую другую, можно тренировать и укреплять. Как сохранить зрение ...

Разработка урока по обучению грамоте "Звук и буква Ш" для глубоко - умственно - отсталых детей

Создание игровых ситуаций в период обучения грамоте повышает познавательную активность и интерес к учебной деятельности. Урок помогает познакомиться с новым звуком и буквой, закрепить произношение зву...

Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

профилактика эмоционального переутомления.

Часто  «психоэмоциональное напряжение» связывают с разнообразными неблагоприятными эмоциональными состояниями, связанными с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, диско...

Основы умственного и физического воспитания умственно-отсталых детей

Оглавление:·         Физическое воспитание·         Умственное воспитание умственно-отсталых·...

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...