карманные деньги, польза или вред?
проект (4 класс) на тему

Исследовательская работа подготовлена ученицей 4 класса. Школьница ищет ответы на социально-значимые вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Улусная научно – практическая конференция «Я – исследователь»

Карманные деньги, польза или вред?

Выполнила: Кашникова Алена

Ученица 4 класса

МБОУ ПСОШ №4

Руководитель: Николайчук Ю.П.

                                                                         

 

       

г. Покровск

2016

Содержание

1.

Введение

3

2.

Деньги:  история появления  и  использование  в  современном  обществе.……………………………………………………………

4

3.

4.

Понятие  «карманные  деньги»  и  отношение  к  ним  родителей  и   младших школьников ….................................................................     Анкетирование…………………………………….…………………..

6

8

 5.

Заключение …………………………………………………………...

14

6.

Список литературы…………………………………………………...

16

7.

Приложения……………………………………………………………

17

Введение

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают,  что деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Также трудно представить, чтобы у современного  школьника  в кармане не было бы денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних “свои” деньги появляются раньше, у других позднее.

Зачем деньги?  Чтобы покупать чипсы и сладости,  отдать долг, или  в зависимости от количества денег,  купить компьютерную игру,  сходить с ребятами  в кино, или купить что-нибудь необходимое на данный момент.         

Я  решила разобраться, что думают мои сверстники и родители  о карманных деньгах, хорошо это или плохо, нужны ли они и  для чего.

Я спросила у мамы, что такое экономика. Она мне предложила подумать о том, что такое деньги,  для чего они нужны. Вот я решила разобраться в этом вопросе, потому что мне, а может и моим одноклассникам  это пригодится в дальнейшем.

Актуальность: Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но мало готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег.  Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят?

Цель: Выяснить значение понятия «карманные деньги»  и определить  важность  владения  ими       для   младших   школьников.

Задачи:

  1. найти и изучить информацию по истории развития денег;
  2. выяснить, что означает  термин  « карманные деньги»;
  3. провести анкетирование среди одноклассников и их родителей;
  4. проанализировать результаты анкет;
  5. рассказать одноклассникам, что такое деньги и дать некоторые рекомендации по правилам управления карманными деньгами

Гипотеза исследования: карманные  деньги   помогают  школьнику    приобрести  опыт   управления     ими.

Объект – личные деньги младшего школьника.

Предмет – правила управления личными деньгами

Методы исследования – литературный обзор, обобщение, анкетирование, сравнение.

  1. Деньги:  история появления   и  использование  в  современном  обществе.

             Когда-то, очень давно жизнь людей была так устроена, что каждая   семья  делала  для   себя   все сама  и  не нуждалась   в том, чтобы кто-то что-то делал для нее. Члены  семьи   и землю пахали, и обед варили, и одежду себе сами шили из шкур животных. Но потом оказалось, что если   научиться   хорошо   делать что-то  одно, а потом обменяться сделанным  с другими  семьями,   которые  умеют   хорошо  делать что-то другое, то всем от такого обмена будет лучше.    Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например: морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. Одними из первых мировых денег были раковины каури с Мальдивских островов. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. (Приложение 1)

За одного быка нужно было отсчитать  тысячи раковин.  Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота,  подешевле – из меди.  Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их. И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. (Приложение 2)

         Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить").   Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.  Приложение В

           Что происходит с деньгами в современном обществе?

Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты -  все, во что вложен труд. Деньги получают в обмен на свой труд наши родители. Это заработная плата. Или кратко зарплата.  Человек на заработанные деньги покупает товары и услуги.  А еще он может отложить деньги на будущее, сберечь их.  У денег есть разные функции. Это:

- средства накопления (сбережения);

-средства обмена на товары или услуги;

-мера стоимости (цена товара)

В разных странах используют разные денежные единицы. Рубль- в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро. Приложение Г

Кроме бумажных денег появились   электронные. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.

Таким  образом,  постепенно  простой  обмен  товарами  заменился  на  деньги,  которые  широко  вошли  в  обиход.   Внешний  вид  их  стал  другим  и  в  каждой  стране  установились  свои  денежные  единицы.

  1. Понятие  «карманные  деньги»  и  отношение   к  ним  родителей  и  младших  школьников

              «Карманные деньги – это деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы (покупка письменных принадлежностей, сладостей, газет, игр, посещение кино, музея). Дети, расходуя предоставленные бюджетом семьи деньги, учатся чувствовать «приход» и «расход», «жить по средствам», планировать покупки». Карманные деньги – это определенная сумма, которая находится в полном распоряжении ребенка. Цель карманных денег - научить ребенка обращаться с деньгами и  правильно их тратить.  Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Если у него ограниченная сумма, то это вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

   Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста. Триста английских родителей ответили на ряд вопросов о деньгах, выдаваемых своим детям.

Большинство родителей в Англии  (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. В среднем дают £5—10 ($8—15,5) в неделю, а подростку — £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им заработать у них же. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить так называемый родительский сбор — 10% от своей зарплаты.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд евро в год.

                 Детям-шведам деньги на карманные расходы дает государство! В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители, а потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать. В среднем маленькие шведы с 6—7 лет получают 20—45 крон ($3—6) в неделю.

          Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за  поцелуи! В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1—2 лиры ($0,5—1), дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу. А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10—30 лир ($5,5—16).

          Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9—10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку.
Младшим школьникам дают «на карман» $5—10 в неделю, а подросткам — около $15.

            Умение обращаться с деньгами – непростая задача.  Недаром в народе говорят: «Нелегко деньги нажить, а легко прожить».

          Сразу скажу, что в Интернете я нашла много самых разных точек зрения по этому вопросу. В России дети и подростки по сложившейся традиции гораздо позже, чем в западных странах, начинают зарабатывать сами, и в их распоряжении чаще всего находятся только карманные деньги, выданные родителями.

          Оказывается, многие папы и мамы задают себе вопрос: давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько?

          Я провела анкетирование среди родителей одноклассников.  

          Было опрошено 20 родителей.    На вопрос «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»  15 (75%)  опрошенных ответили «да», хотя  дают деньги на карманные расходы 13 (65%) родителей.

Рисунок 1  Давать или не давать  карманные деньги ребёнку?

       

        10 (50%)  родителей считают, что нужно посвящать ребёнка в семейный бюджет и 14 (70%)  обсуждают с детьми «как распорядился деньгами ребёнок».

17 опрошенных родителей  тратили  карманные деньги в своем детстве чаще всего  на сладости и развлечения.

Рисунок 2. Ребёнок и семейный бюджет

           Родители считают, что сумма должна зависеть от возраста ребенка, от доходов семьи. Большинство родителей контролируют расходы своих детей, а вот дети считают, что родители не должны этого делать.

Большинство родителей уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок, чувствовать себя полноценной личностью (ведь у всех вокруг есть деньги – родителей, друзей, одноклассников), не будут возникать отрицательные эмоции, зависть к другим детям, жадность. Для того, чтобы правильно распоряжаться деньгами, планировать расходы этому нужно научить. Как говорится в древней притче    «голодному  человеку  нужно  не  давать  рыбу,  а  научить  его  ее  ловить».   Для этого самостоятельно и ответственно должны учиться, так как под родительским присмотром ребёнок хотя и наделает ошибок, но с малыми потерями.  А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей (меньшая)  уверена в  обратном.  Они считают, что дети и деньги -  понятия несовместимые. Основные аргументы, которые приводили родители  против -  это не умение тратить; если «слишком много внимания уделять денежным вопросам, ребёнок будет жадным или капризным, не научится сдерживать свои желания».
Есть и такое мнение: не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое, и самое простое, что  носить с собой деньги сейчас просто опасно – зависть других детей, могут  отнять или даже побить.

Мои родители  придерживаются мнения, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

         Вот что мы получили, обработав ответы одноклассников.

         11 (92%) опрошенных ребят считают, что карманные деньги ребенку нужны. И только 1 ученик (8%) думает, что деньги школьнику не нужны.

Рисунок 3. Нужны ли ребёнку карманные деньги.

        А вот со скольких лет можно давать деньги?  Этот вопрос разделил отвечающих на три группы. Большинство – 8 ответивших считают, что можно давать деньги уже с 7-8 лет.  2 - считают, что с 10 лет. И только  1 , что с 13 лет. Таким образом, все 100% думают одинаково, что в 15 лет у всех подростков должны быть карманные деньги.

Рисунок 4. Со скольких лет нужно давать карманные деньги школьнику.

         Интересный результат, на наш взгляд, получен в результате анализа вопроса «На что ты потратишь карманные деньги?». Оказывается,  большинство в нашем классе хотят использовать деньги как средство накопления. 9 (75%) ответили, что отложат деньги в копилку.  И только 3 (25%) готовы потратить их на всякие мелочи.  Такие предпочтения связаны с тем, что многие хотят потратить деньги на  книги и   компьютерные игры, то есть на товары дорогие. Мелочи – это сухарики, чипсы, газировки, всякие  сладости. И небольших карманных денег хватает на такие покупки. Если же тратить карманные деньги на подарки  то, прежде всего на подарки родителям.  Так ответили почти все – 11  опрошенных школьников. Мои одноклассники любят своих родителей.

   Рисунок 5. Что ты сделаешь с карманными деньгами?

               

Рисунок 6. На что ты в первую очередь потратишь карманные деньги?

          В результате анкетирования родителей учащихся  4 класса было выявлено: 12 (60%) родителей учат детей  как надо обращаться со своими деньгами часто, 5 (25%)говорят хотя и редко и только 3 (15%) вообще ничего не говорят.

        Я хотела бы озвучить видимые минусы присутствия «карманных денег» у некоторых своих одноклассников. Мы не зря задали им такие вопросы «На что вы потратите карманные деньги?» и «Ходите ли вы в магазин на переменах?». Во-первых, во время перемены они могут бегать в магазин, не всегда надевая верхнюю одежду, а это может стать причиной простудных заболеваний. Во-вторых, они могут опоздать и опаздывают на урок, что может стать причиной плохого усвоения учебного материала. И, в-третьих, мои одноклассники не покупают в магазине что-либо полезное для здоровья, чаще всего они приобретают сухарики и чипсы, вред которых уже давно доказан. Еще, немаловажно то, что они покидают пределы школьной территории и торопятся, стараются не опоздать на урок, отсюда мало думают о безопасности на дороге, и дорожном движении. Задумываясь о здоровье, я попросила одноклассников вести в своих блокнотах учет карманных денег, чтобы наглядно было видно, тратят они их с пользой или нет. Ребята должны были записывать название покупки и цену напротив. Собрав эти записи, я направилась в магазин, который находится возле школы. В магазине вместе с продавцом мы подобрали за эти же деньги продукты намного полезнее. Так, например, один мой одноклассник в воскресенье купил сухарики и потратил на них 30 рублей, а мог купить йогурт, который намного полезнее. А вот 14-15 марта одна ученица 4 класса купила чипсы и газированный сок и потратила на это 47 рублей, за эти деньги она могла купить два натуральных сока. Показав это своим одноклассникам, я заметила, что все они задумались. Надеюсь, в дальнейшем они будут тратить свои карманные деньги с пользой для здоровья, а не во вред ему.

Изучая данную проблему, в интернете я наткнулась на такую статью: «Количество выдаваемых ребенку карманных денег прямо влияет на то, начнет ли он курить еще в школе. Вот новозеландское исследование 2000 года, основанное на опросе 29 730 мальчиков и девочек 14-15 лет; мало кто еще в мире работал с таким огромным объемом информации. Закономерность — четче не бывает: среди тех, кому выдавали на карманные расходы $10 и меньше, курили каждый день 9,7% девочек и 9,9% мальчиков. А среди получавших $30 и больше — 21 и 17,6% соответственно. Причем процент курильщиков возрастает равномерно с увеличением суммы карманных денег.

Уверяю вас, это не новозеландская национальная особенность: подобные исследования проводились во многих странах и везде выявили четкую корреляцию между формированием табачной зависимости и карманными деньгами».

В наше время, можно давать детям уже не только бумажные карманные деньги, но и электронные!  В возрасте от 6 до 14 лет дети могут самостоятельно оплачивать покупки своей банковской картой, привязанной к счету карты родителя.   Также родители могут открыть на своих детей банковский вклад,  при этом распоряжаться деньгами со вклада можно будет   с 14 лет, но с ограничениями. А с 18 лет уже без ограничений.  По достижении этого возраста можно самостоятельно и в полном объеме пользоваться услугами банков, то есть самому открывать разные счета. Решать только вам чего больше от карманных денег, пользы или вреда

Заключение

               Таким  образом,  отношение  к  карманным  деньгам  младших  школьников  не  одинаковое  у  родителей  и  у  самих  школьников.  Это  говорит  о  том,  что  вопрос  о  карманных  деньгах  очень  сложный.  Их  часто  трудно  зарабатывать  и  поэтому  даже  небольшие  деньги  нужно  тратить  с  умом.  Научить  школьников  бережно  относиться  к  деньгам,  конечно  необходимо,  но  на  вопрос  как  это  сделать,  пока  точного  ответа  мне  никто  не  дал.

 Таким образом, изучив найденную информацию, проанализировав данные анкет для детей и взрослых, мы пришли к выводу, что карманные деньги нужны школьнику, но больше нужно участие родителей в жизни ребенка, даже когда ребенок в школе.

Большинство родителей нашего класса правильно формируют у своих детей отношение к деньгам. Правильно решили родители: денег должно быть меньше, чем хочется, но больше, чем жизненно необходимо. Ведь у взрослых редко бывает достаточно денег. Денег должно быть достаточно, чтобы человек научился принимать самостоятельные решения – купить конфету или жвачку, наклейку или сувенир маме, сходить в кино или купить книгу, поесть мороженого или купить подарок другу. А самое главное, происхождение денег в родительских кошельках должно осознаваться школьниками и быть исходным фактором в формировании отношения к деньгам. Дети должны понимать,  что деньги зарабатываются, что за деньгами всегда стоит труд.

Чаще всего тратят деньги на покупку сладостей, игрушек и развлечения, но и откладывают в копилку на более дорогую и нужную вещь (предпочитают книгу). Большинство детей  готовы купить подарок своим родителям, другу. Из трёх пожеланий: здоровье, карманные деньги, хорошо учиться выбрали третье пожелание потому, ответили они, что получив образование, можно хорошо зарабатывать.  А здоровье выбрали потому, что будет здоровье – будет учёба, работа – будут деньги. Всё взаимосвязано. А раз мы выбираем здоровье, то и карманные деньги мы можем тратить с пользой для него, а  не во вред.

Нам бы хотелось дать некоторые рекомендации школьникам по правилам управления своими деньгами:

  • вести в специальном блокноте записи о поступлениях и расходах своих денег, обсуждать их с родителями;
  • не покупать понравившиеся товары сразу, подумать об их нужности, о других товарах с такой же ценой, о ценах на один и тот же товар в разных магазинах;
  • если сложно копить деньги самому (все время хочется потратить), можно отдавать их на хранение родителям (как в банк);

Список литературы

  1. 10 правил «карманных денег» для родителей http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/Karmannye-dengi-desyat-pravil-dlya-roditelej.html
  2. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога): http://spiritual_culture.academic.ru
  3. Карманные деньги – детям: давать или не давать?: http://ecotonkosti.ru/nuzhny-li-detyam-karmannye-dengi.html
  4. Дети и деньги: http://www.psychologos.ru/articles/view/deti_i_dengi

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Таблица 1. Результаты анкетирования родителей одноклассников

Да

%

Нет

%

иногда

%

Нужны ли ребёнку карманные деньги

15

75

5

25

Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы

13

65

5

25

2

10

Надо ли ребёнка посвящать в семейный бюджет?

10

50

10

50

Обсуждаете ли Вы то, как распорядился деньгами ребёнок?

14

50

4

40

2

10

Были ли у Вас карманные деньги

17

85

3

15

Какую сумму денег Вы даёте своему ребёнку?

А) Меньше, чем хочется, но, больше, чем жизненно необходимо

19

Б) Столько, сколько просит

1

В) Другой ответ

Таблица 2. Результаты анкетирования одноклассников (12 человек)

да

%

нет

%

Нужны ли карманные деньги ребёнку

11

92

1

8

Что ты сделаешь с карманными деньгами?

Потратишь на всякие мелочи

3

25

%

Отложишь в копилку

9

75

%

Со скольких лет можно давать карманные деньги школьнику

с 7-8 лет

8

66

с 10 лет

2

17

%

с 13 лет

2

17

%

Кому бы ты купил подарок  на карманные деньги?

Родителям

11

92

%

Другу

1

8

%

Себе

%

На что ты в первую очередь потратишь карманные деньги?

на книгу

5

42

%

на компьютерные игры

4

33

%

на сладости

3

25

%

Таблица 3. Результаты анкетирования

№ вопроса

Вопрос

Кол-во ответов

%

1

Что бы ты пожелал себе?

крепкого здоровья

7

%

иметь карманные деньги

%

хорошо учиться

6

%

2

Родители учат детей, как надо обращаться со своими деньгами:

да, часто

12

60%

говорят об этом, но редко

5

25%

Нет

3

15%

3

Знаешь ли ты,  сколько стоят игрушки, сладости и другие вещи, на которые хотелось бы потратить деньги?

да, знаю точно

8

%

знаю примерно

3

%

не знаю

1

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Test 7 Покупки. Карманные деньги

Тренировочный тест для подготовки к ГИА...

Размышление на тему «Нужны ли карманные деньги детям».

Тема «Нужны ли карманные деньги для детей» на сегодняшний день актуальна, так как культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека....

Карманные деньги

Родительское собрание...

Карманные деньги.

Статья для родителей о том, как приучать детей к бережному и ответственному отношению к деньгам....

Родительское собрание "Карманные деньги"

Все родители по-разному относятся к карманным деньгам. Одни полагают, что деньги – это зло и ничего хорошего ребенку принести не могут, потому что дети не могут ценить деньги и тратят их как поп...

Классный час. 4 класс. Карманные деньги: культура накопления и сбережения карманных денег школьниками

Дата проведения мероприятия: 4.12.18ФИО учителя: Дёмина Е.Е.Класс: 4 АТема «Карманные деньги: культура накопления и сбережения карманных денег школьниками»Цели: формирование первичного пре...