Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг"
рабочая программа (1 класс) на тему
Для младших школьников с умственной отсталостью (АООП вариант 1, 2 ФГОС О УО (ИН) )
2 часа в неделю.
8 занятий в месяц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_mir_vokrug.docx | 164.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Я, МЫ И МИР ВОКРУГ
Программа социально – коммуникативного развития
детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Учитель-дефектолог:
Амелина Анастасия Александровна
Вязьма. 2017 год
Пояснительная записка
Программа направлена на оказание содействия ребенку в его успешной и своевременной социализации в современном мире через формирование «Я – концепции», социальных навыков (навыков общения и навыков поведения).
Цель программы: формирование социальной компетентности ребенка,,-мотивационной, включающей отношение к другому человеку, как высшей ценности; проявления доброты, внимания, милосердия; когнитивной, познание себя и других людей, особенностей, интересов, потребностей, оценки настроения, эмоционального состояния; поведенческой- выбор адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Таким образом, социальная компетентность понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях, развитие чувства «Мы» в детском коллективе.
Условия, которые необходимы для успешной реализации программы:
* наличие положительного эмоционального фона – умение поддержать ребенка, оказать своевременную помощь, позитивная оценка его действий, доброжелательное общение, поведение взрослых, достойное подражания;
* осознание педагогами того, что социальное развитие детей происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности, т.е. ребенок учится тогда, когда он просто живет интересной, насыщенной значительными событиями жизнью;
* наличие у каждого педагога позиции, суть которой заключается в желании видеть и понимать, как ребенок развивается, не манипулировать им, не принуждать его, создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса.
« Я, МЫ И МИР ВОКРУГ»
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
Я…
* кто я, какой я
* мой организм
* мы все разные и
такие похожие
* мои желания и
интересы
* что я умею и чему
могу научиться
* моя семья
* моя группа, наш
детский сад
* кто такие взрослые
* дети и взрослые
* настроение бывает разным
* что нас радует, что
огорчает
* различаем эмоции
* мои страхи
* спорящие лица
* горе бывает разным
* никто меня не любит
* твои поступки и
чувства других
* мои чувства
* мои мысли
Навыки общения
* друзья
* портрет друга
* вместе весело шагать
* вместе тесно, врозь скучно
Навыки поведения
* что такое хорошо и что такое плохо
* золотые правила
* великая сила слова (вежливые, ласковые, главные слова)
* можно – нельзя
* как можно все объяснить взрослым
Основные методы работы
- игра – беседа с элементами оздоровительной терапии (музыка, искусство, выразительные движения)
- обсуждение и анализ проблемных ситуаций
- игра – перевоплощение (в героев сказки, животных, явлений природы и т.д.)
- двигательно-речевые игры
- развивающие игры и упражнения
- режиссерские игры
- упражнения – тренинги
- пластические этюды
- сказки и рассказы, придуманные взрослым
- чтение художественных произведений с последующим обсуждением
- рассматривание иллюстраций, фотографий на заданную тему
- разыгрывание сценок – миниатюр, театрализованные представления
- драматизация литературных произведений
- выставки, презентации, события
- изготовление совместных продуктов (панно, альбомы, плетеные работы)
…МИР ВОКРУГ
* времена года (сезоны)
* явления природы
* мир растений
* мир животных
* красная книга
* что где растет, кто где
живет (экосистемы, зоны)
* океаны и их обитатели
* части света
* взаимосвязи
живой и неживой природы
* Земля наш общий дом
* солнечная система
* возникновение жизни на Земле
* условия жизни
* человек и природа
* правила друзей природы
* предметы
рукотворного
мира
* человек создает технику
* виды транспорта
* кому что нужно для
работы
* инструменты и
материалы
* состояния и изменения
веществ
* открытия и
изобретения
* человек художник
* золотые руки
народные
имена, что дороги нам
с детства
Мир взрослых людей
* труд взрослых
* отдых и увлечения
* на службу людям (социальная сфера)
Россия – моя Родина
* мой город
* край наш Смоленский
* моя страна
* мой народ, народные праздники и традиции
* красные даты календаря
* наши защитники
Путешествия по реке времени
*история жилища и быта
* история огня
* история транспорта
* история коммуникации
* история письменности
Путешествия по карте - страны мира (по выбору педагога)
Основные методы работы
- рассматривание предметов, иллюстраций, фото
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы
- целевые прогулки, экскурсии
- экспериментирование, опыты с предметами и их свойствами
- чтение познавательной литературы
- познавательные сказки, рассказы придуманные взрослыми
- развивающие игры и упражнения, сюжетно – ролевые игры
- путешествия (по детскому саду, городу, карте, реке времени)
- коллекционирование, классификационные работы
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа имеет свою специфику, это скорее программа воспитания, чем обучения. Она направлена на развитие ЛИЧНОСТИ ребенка, и требует строгого соблюдения следующих основных принципов:
- Системность. Весь материал должен быть гибко распределен в течение года, месяца, дня. Содержание программы реализуется как через специально организованные занятия, так и через нерегламентированную деятельность детей, поэтому работа могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.
- Интеграция программного содержания. Интеграция целесообразна прежде всего с содержанием занятий по ИЗО, экологическому и физическому воспитанию, познавательно-речевому развитию, с театрализованной, игровой деятельностью, в процессе ознакомления с художественной литературой. Вместе с тем для большей эффективности необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, режимные моменты, праздники. Главное, чтобы программа естественно и органично включалась в педагогический процесс.
- Координация деятельности педагогов. Важной особенностью данной программы является тесная связь с реальной жизнью ребенка с его социально эмоциональным опытом. Необходимо использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома) с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Одной из главных задач программы является профилактика психологического неблагополучия детей, педагог должен постоянно наблюдать за их эмоциональным состоянием, дифференцировать программный материал на фронтальный, групповой и индивидуальный. Для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки, важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, постоянно давать понять, что он для педагога важен и значим
- Взаимосвязь с семьей. Работа по программе может быть результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Действия педагогов и родителей должны быть согласованными. Общая теплая атмосферы и хорошие контакты между родителями и педагогами особенно важны по отношению к проблемным детям. Очень важно, чтобы родители знали и понимали основные цели и содержание программы, осознали значение социально-личностного развития для всей последующей жизни ребенка.
Занятия в рамках данной программы так же имеют свою специфику. Самое главное условие эффективности таких занятий ДОБРОВОЛЬНОЕ участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтоб она скорее выросла - мы можем лишь создать условия для ее развития. Поэтому начинайте первое занятие с теми, кто захотел поиграть с вами в новые игры. Постарайтесь организовывать и проводить занятия гак, чтобы ВСЕ дети захотели принять в них участие. В этом вам помогут следующие правила и, конечно, ваше творчество!
1 Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства. В этом случае они будут лишь повторять за взрослым то, что от него ждут .С подобным результатом мы довольно часто сталкиваемся на словах дети (да и взрослые!) говорят красивые и правильные слова, а их чувства и поступки далеки от совершенства.
2 Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому чтобы
заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься ими. Если вы с
удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!
3 Занятия проводятся 20 - 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия не должны переутомлять детей, если вы видите, что дети уже устали, закончите занятие. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно, если речь шла, например, о страхе или жадности).
4 Занятия лучше проводить регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности (нельзя же сформировать личность, занимаясь этим полчаса в неделю!)
Далее представлены основные направления работы.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Уверенные в себе люди считают, что добиться успехов в жизни они могут благодаря своим собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других мнение, доверять себе, своим чувствам. Уверенность в себе напрямую связана с формированием «Я – концепции», где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, способностей, умения жить в гармонии с собой, с другими людьми, окружающим миром. «Я» - это человек, осознающий самого себя и других людей. Человек завтрашнего дня должен стать свободным и ответственным, обладать чувством собственного достоинства, быть способным на собственный выбор и с пониманием принимать мнения и предпочтения окружающих. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях складывалось у человека с самого раннего возраста: доверчивое отношение ребенка к людям, открытость миру, положительное самоощущение. Уверенность в себе опирается на реалистичную, адекватную самооценку. Если в детстве ребенок постоянно себя чувствует неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт ощущения не признанности другими. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей. Завышенная самооценка также может отрицательно влиять на восприятие ребенком чувств, мнений, желаний других. Такие люди не располагают к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные их действия и поступки. У ребенка с положительными представлениями о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспехов и, соответственно – стремление избежать принятия решения. Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в тоже время отличается от других людей. Наша задача помочь ему это осознать. Становление своей индивидуальности происходит в процессе осознания ребенком его собственных интересов и предпочтений, а также вкусов и предпочтений сверстников, увидеть и понять, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности к другим. Дети должны понимать, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Таким образом, уверенность в себе определяется положительным восприятием ребенка, т.е. принятием себя таким, каков он есть.
Обрати внимание!
* Главной целью данного раздела является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
* Для решения этой задачи необходимо стремиться к установлению открытых доверительных отношений между взрослыми и детьми, доброжелательных, чутких отношений в детском сообществе, последовательное ознакомление с помещениями школы и сотрудниками, работающими в ОУ.
* Специально организованные занятия этого блока помогут ребенку осознать свои характерные особенности, интересы и увлечения, свою уникальность и неповторимость. Занятия имеют важное воспитательное значение, т.к. не только поддерживают его положительную самооценку, но и способствуют формированию у детей чувства толерантности по отношению к другим.
* Работая в этом направлении, руководствуйтесь принципами гуманной педагогики, сформулированными великим педагогом современности Ш.А.Амонашвили, главный принцип которой – расположить ребенка к воспитательному процессу, главный метод – радость общения с нами: радость совместного труда, игры, отдыха.
Цели:
Образовательные:
- помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде через установление открытых доверительных отношений между учителем, воспитателями и детьми; знакомство с классом, школй, её сотрудниками, старшими детьми;
- развивать у детей представления о своей внешности, своих характерных особенностях, предпочтениях, возможностях, уникальности и неповторимости;
- способствовать развитию положительного самовосприятия ребенка (принятие себя таким, каков он есть), поддержка его положительной самооценки;
- оказание помощи ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддержание его в ситуациях успеха, неудачи;
- формировать у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи по собственному усмотрению использовать личное время);
Воспитательные:
- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- формировать у детей первоначальные представления о разнообразии вкусов, интересов и предпочтений других людей, умение не ущемлять интересы окружающих при удовлетворении собственных желаний;
- способствовать развитию толерантности по отношению к внешности, физическим недостаткам, расовой и национальной принадлежности других людей;
ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ
Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – все это и есть мир наших чувств и эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Когда он грустен или рассержен, это означает, что у него что - то не в порядке. Эмоции ребенка – это «послание» взрослым о его состоянии. Люди во всем мире различают 6 основных эмоций –радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх, можно добавить к этому перечню интерес, презрение, стыд и вину. Педагог знакомит детей сязыком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и лучшего понимания эмоционального состояния других. Важно так же, чтобы ребенок учился управлять своими эмоциями и чувствами, «я – человек и поэтому могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, не шуметь, не мешать другим. Это трудно – управлять собой, но я этому учусь». Понимать, что настроение (свое и окружающих) зависит от многих факторов, отношения окружающих друг к другу. Умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений, эти способности, укрепляясь на протяжении детства, приводят в дальнейшем к адекватному восприятию других людей.
Взрослые должны стремиться понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что его именно тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, испытывающему эмоциональный дискомфорт особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами. Наиболее острые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду и семье является одной из важнейших наших задач, а так же необходимым условием для его полноценного и своевременного развития, сохранения психического здоровья. Положительные эмоции – хорошее настроение, а, следовательно, хорошее самочувствие. Отрицательные, накапливаясь, ведут к стрессу.
Обрати внимание!
* Развитие эмоциональной сферы является основанием для социально-личностного развития, т.к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом становления личности растущего человека.
* Распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
* Исследования психологов показывают, что дети младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют положительные эмоции (радость, веселье, восхищение) и затрудняются в определении отрицательных эмоций (грусть, испуг). Прежде всего, они обращают внимание на выражение лица, не обращая внимание на пантомимику (позу, жесты). Таким образом, уровень их представлений не достаточен.
* Данный блок в программе представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг - это одно или несколько занятий, игровых упражнений, объединенных одной тематикой. Количество занятий определяет педагог совместно с психологом, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения материала, стремления более глубокого или общего ознакомления с данным разделом.
* Наиболее результативными приемами по данному направлению является проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств, всевозможные перевоплощения, рисование эмоций, специальные игры по их развитию, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами
Цели:
Образовательные:
- Показать детям основные (интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение).
- Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.)
- Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.
- Развивать способность делиться своими переживаниями.
Воспитательные:
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими…).
- Корректировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Данное направление предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Навыки общения формируются у ребенка с ранних лет. Коммуникативная компетентность способна обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников, оградить его от горечи одиночества не только в детстве, но и в зрелом возрасте, поможет адаптироваться к новым жизненным условиям, облегчит переход из одной социальной среды в другую. Поэтому важно своевременное формирование коммуникативных навыков и умений: устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Мы так же начинаем знакомить детей с правилами этикета. Педагог должен помочь им осознать, что воспитанный человек всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя, знакомиться, устанавливать контакты и многое другое. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к людям. С детьми необходимо беседовать об одиночестве, о преимуществах дружбы и что ей мешает (лживость, равнодушие, жадность). Дружба – это радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другим. Дети должны научиться оценивать свои поступки (поступок это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным), относиться к ним сознательно. Они бывают плохие и хорошие и нужно стремиться «делать хорошо и не делать плохо». Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила. Важно, чтобы нормы поведения взрослых во всех ситуациях была верными и искренними, достойными подражания.
Обрати внимание!
* Цель данного направления – развитие навыков полноценного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверие к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности, нравственного поведения. В.А.Сухомлинский справедливо считал «Доброта должна войти в привычку».
* В основе общения – атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку, что дает возможность раскрыть его внутренний мир, позволит научиться делится своими проблемами, а Вам - узнать и для себя открыть ребенка.
* В основе работы следующие принципы:
- активности, - общение и поведение формируется в деятельности, организовывайте общение таким образом, чтобы дать детям возможность понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними;
- партнерского общения, - работая в группах, учите детей признавать ценность другого, его мнения, интересы, все решения принимать с учетом мнения всех детей;
- сознательности поведения, - поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством осознавать свое поведение является обратная связь. Важно каждому ребенку узнавать мнение окружающих о его манере поведения, о его поступках, их влиянии на чувства, которые испытывают другие;
- исследовательской позиции, - чаще используйте проблемные ситуации, умение каждому найти из них свой выход.
Цели:
Образовательные:
- Обучать искусству общения в различных формах и ситуациях, учить гибко использовать дополнительные средства: мимику, пантомимику, голос. Обучать умению слушать и слышать других;
- Познакомить (узнавать в героях литературных произведений, в других людях) с моральными чертами характера, проявляющимися по отношению к людям и окружающему миру;
- Дать понятие о парности нравственных качеств: добрый – злой, трудолюбивый – ленивый, смелый – трусливый;
- вводить данные словесные характеристики в активный словарь ребенка, используя синонимы и антонимы;
- Подчиняться разумной жизненной дисциплине посредством выполнения принятых в обществе и конкретном детском сообществе правил поведения;
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, осознанное восприятие, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, сверстников.
Воспитательные:
- Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, родителями, педагогами, с другими людьми.
- Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
- Развивать симпатию, желание и готовность помогать другим людям.
- Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение, общение и творчество. Развитие чувства «МЫ», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
- Формировать отрицательное отношение к проявлению отрицательных поступков, черт характера, находить пути их преодоления
- Содействовать положительным поступкам детей и на их основе способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость, доброта и т.д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Младший школьный возраст (УО (ИН), АООП, вариант 2
Уверенность в себе: «Ребенок и кукла» (учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы); «Отражение в зеркале» (знакомить ребят с отражением в зеркале); «Какого цвета твои волосы?» (научить различать цвет волос); «Какого цвета твои глаза?» (знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности: цвет глаз; «Кто ты, мальчик или девочка?» (сравнивают, называют отличительные особенности, делают вывод о том, что пол определяется не одеждой, а строением тела); «Мы все разные и такие похожие» (учить сравнивать себя с другими).
«Ребята и зверята» (определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным); «Какой подарок ты хочешь получить?» (разобрать вместе с детьми их предпочтения в игрушках, книгах); «Вкусы бывают разные» (выяснить вместе с детьми предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные).
«Что я умею и чему могу научиться» (я еще маленький, но могу сам одеваться, умываться, убирать игрушки)
«Папа, мама, я – это моя семья» (первичные представления о социальной роли разных членов семьи, осознание себя, как равноправного члена семьи).
«Как мы живем в детском саду» (называют свой детский сад, знают основных сотрудников и чем они занимаются; в группе много детей, с которыми приятно общаться)
Чувства, желания, взгляды: «Грусть, радость, спокойствие» (помочь детям различать основные эмоциональные состояния, понять причины их возникновения; учить определять по внешним проявлениям); «Настроение такое разное» (способствовать выяснению причин и внешних признаков изменения); «Как мы выражаем свои чувства» (учить детей понимать эмоции людей по выражению лица, позам, жестам, передавать их с помощью движений , жеста , голоса) «Мои страхи» (определить причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей).
Социальные навыки: «Как можно помочь друг другу»(формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказок); «Плохо быть одному» (детям об одиночестве и о том, как важно иметь друга); «Ссора и примирение» (помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта). «Совместное дело, игра» (помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом).
«Что такое хорошо, что такое плохо» (освоить основные правила поведения), «Буду делать хорошо и не буду плохо» (способствовать их выполнению, помочь понять, что поступки бывают хорошие и плохие);
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Младший школьный возраст (УО (ИН), АООП, вариант 1
Уверенность в себе: «Что я знаю о себе, чем отличаюсь и чем похож на других» - уточнить представление о своем внешнем облике, формировать понятие об универсальности и характерных особенностях каждого человека
«Твои любимые занятия и увлечения» - определять вместе с детьми их вкусы, увлечения, предпочтения; сравнивать их со вкусами других людей, подвести к пониманию того, что вкусы и предпочтения у разных людей разные.
«Красивый, безобразный», «Обычный, странный» - подвести к пониманию того, что мнения по этому поводу тоже могут быть разными.
«Моя семья» - формировать теплое отношение к членам семьи, побуждать крассказам о своей семье (где работают и как отдыхают, любимые занятия членов семьи, взаимоотношения, праздники, традиции)
«Мой любимый детский сад» - формировать привязанность к д/с; осознание себя, как члена детского коллектива (участие в коллективных делах группы); обозначать принадлежность к группе условными обозначениями (символ группы, символ себя).
Чувства, желания, взгляды: дети учатся распознавать основные эмоциональные состояния:«Спокойствие», «Радость», «Удивление», «Грусть», «Гнев»,знакомятся с причинами возникновения, их внешними проявлениями.«Страх» - помочь детям справляться со своими страхами.«Добрый, злой» - рассказать, что такое доброта излость.«Печаль», «Горе» - помочь понять причины возникновения грустного настроения.«Мои желания», - учить осознанному восприятию своих желаний, выражать свои чувства, мнения; преодолевать свое эмоциональное неблагополучие, замкнутость. «Никто меня не любит» - дать детям понять, что все люди нуждаются в любви и сострадании. Необходимо познакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний (движения, поза, мимика).
Социальные навыки. Основные темы:«Друзья, с кем ты хочешь дружить»- развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, побуждать сочинять стишки, истории, героями которых являются сами дети, способствовать повышению их самооценки.«Ссора» - научить детей разрешать конфликты, учитывая настроение другого человека; пользоваться нормами - регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться), понимать некоторые причины возникновения ссор, «Вместе весело шагать» - через совместные дела (организация выставок, презентаций, событий, выпуск журналов и т.д.) помочь осознать себя, как члена детского коллектива, содействовать разновозрастному общению, участию детей в общем деле. «Ласковые слова» - способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. «Хорошие, плохие поступки» - на примере конкретных жизненных ситуаций показать, как следует и как не следует поступать; развивать такие качества, как доброта, сострадание, справедливость. «Первые уроки этикета» - способствовать усвоению правил этикета в разных ситуациях (встреча, прощание, прием гостей, выбор подарка), осознанию того, что они не только проявление вежливости, но и способ укрепления отношений, что одинаковые высказывания могут восприниматься окружающими по-разному (невежливые, насмешливые, шутливые).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Младший школьный возраст (УО (ИН), АООП для обучающихся с умственной отсталостью, 4 класс
Уверенность в себе: «Тыи твои родители» (помочь ребенку понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них); «Каждый привлекателен по-своему» (выяснить отношение ребенка к своей внешности, помочь адекватно и положительно оценивать себя; развивать толерантность к внешности людей); «Фоторобот» (развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека); «Шляпы, одежда, грим...» (помочь понять, что и изменение внешности может отразить настроение человека, неожиданные черты характера; побуждать экспериментировать со своей внешностью); «Маски» (побуждать детей варьировать внешность с помощью масок);
Чувства, желания, взгляды.«Ты и другиев зеркале» - развивать представления о себе и своем отличии от других. «Плач, смех, испуг» - учить распознавать по внешним признакам настроения, эмоциональные состояния и анализировать их причины. «Мимические признаки эмоций» - продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица. «Чувства и предпочтения» - познакомить с эмоциями, соответствующими празднику, развивать понимание зависимости хорошего настроения от отношения окружающих к человеку, что чувства и настроение человека связаны с его предпочтениями. «Сказочные герои и мы» - помочь соотнести со своим жизненным опытом эмоциональные переживания героев сказок. «Несовпадения настроений» - учить детей понимать настроения другого, его позицию. «Что тебя огорчает или чему ты радуешься» - объяснить, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события. «Как называются эмоции» - знакомить детей с названиями эмоций.
Социальные навыки: «Конфликты между детьми» (учить анализировать причины ссор, помочь освоить способы рефляции конфликтов, не допуская драк); «Какие качества помогают дружбе» (познакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым); «Внимательный, равнодушный» (обсудить с детьми качества внимательность, равнодушие, их значение в отношениях); «Правдивый, лживый» (описать с детьми качества лживость, правдивость и их значение в общении с окружающими); «Смелый, трусливый» (распознать с детьми качества смелость, трусость, их значение для общения); «Щедрый, жадный» (выяснить с детьми качества щедрости, жадности и их роль в межличностном общении); «Порадуй своего друга» (учить позитивным способам общения со сверстниками; помочь понять, что дружба дарит радость общения); «Один и вместе с друзьями» (побеседовать об одиночестве и преимуществах дружбы на примере коллективных игр); «Давай познакомимся» (научить устанавливать новые контакты); «Делаем вместе» (объяснить детям, что совместная деятельность не только интересна, но и трудна, так как нужно уметь договариваться).
Литература.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва: УЦ Перспектива 2008.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – Москва: Академия 1998.
Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Москва: Учитель, 2003.
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы - программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва: Просвещение 2005 .
Хухлаева О.В. Лесенка радости. Москва: Совершенство 1998.
Щетинина А. М Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5 - 7 лет. Москва: ТЦ Сфера 2010.
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., .Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. Москва: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс
Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...
Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...
Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света» 4 класс
Программа внеурочной деятельности кружка «С английским вокруг света»4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 4 класс ("Информатика вокруг нас") на 2015-2016 уч.г.
Рабочая программа для курса внеурочной деятельности 4 класс - "Информатика вокруг нас"...