Снятие блокады Ленинграда 1 класс
учебно-методический материал (1 класс)

Данная разработка несёт огромную воспитательную, патриотическую функцию: пробуждает в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снятие блокады Ленинграда

Слайд 2

Брестская крепость стояла целый месяц

Слайд 6

Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

Слайд 7

Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.

Слайд 8

На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять город голыми руками

Слайд 10

После бомбёжки.

Слайд 18

Дневник Тани Савичевой

Слайд 26

Дети в блокадном Ленинграде собирают пулемёты |

Слайд 31

Советские штурмовики над Гатчиной (январь 1944 г....)

Слайд 32

Памятник "Разорванное кольцо"на западном берегу...

Слайд 35

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: «Снятие блокады Ленинграда».

        

        

Цели и задачи:

 

     Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Познакомить ребят с понятием блокада;

           Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического   творчества;

         Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

     На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия  перейдя границу,  напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел города  Киева (слайд № 2). Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение  месяца с 22 июня по 23 июля  1941 года  не сдавали крепость (слайд № 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков.

    Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы   стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики

   Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город (слайд № 4, 5)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

     «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города - этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом» (слайд № 6)

     Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

     Посмотрите на карту! (слайд №7). Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

     В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.  

   Этому городу и его отважным жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

 

  Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда (слайд № 8,9,10).

   Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод (слайд № 11)

  Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества (слайд 12)

   Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод (слайд №13)

   Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

По Ленинграду ходила смерть (слайд №14)

   Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

 Хлеб блокадного Ленинграда.

   20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины (слайд  № 15)

   Представьте хлебную карточку (слайд №16) - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга), ( слайд № 17) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

   Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (слайд № 18) Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала:

« Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Но не сдавался город.

   Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали

« Дорогой Жизни ».  (слайд № 19, 20)

  « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили

« Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов (слайд № 21)

     

   Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Рушились дома от обстрелов (слайд № 22. 23, 24)

   Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

                                                       Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

                                                       Сначала думали – уснула

                                                       А оказалось – умерла.

    Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

   (С № 25, 26, 27, 28, 29)Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

(слайд № 30, 31, 32) Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

    (слайд № 33) Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни».  

    За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

   Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник (слайд № 34) В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

(слайд № 36)  Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти скорби.

Литература:

 1. http://blokada.otrok.ru/

 2. http://blokadaleningrada.ru/

 3. vokrugsvewww.ta.ru/encyclopedia/index.php?title=Блокада_Ленинграда

 4. http://images.yandex.ru/yandsearch?

 5. http://www.fresher.ru/2012/01/29/blokadnyj-leningrad-v-fotografiyax/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....