Основные законы бесконфликтного существования.
классный час (4 класс) на тему
Ознакомить учащихся с основами бесконфликтного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_zakony.odt | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные законы бесконфликтного существования
(классный час)
Цель - знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
1.Образовательные:
-формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», базовыми нравственными категориями «добро» и «зло».
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
-развитие таких личностных качеств как рефлексия, эмпатия, толерантность;
-повышение активности учащихся на занятиях,
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения;
Примечание.
Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ученик
-Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
-Здравствуте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего ж на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего ж на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего ж на капельку радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
Ведущий
Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем это сделать? Для чего это нужно? (Ответы учащихся)
Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга. И тема нашего занятия - «Основные законы бесконфликтного существования». То есть, как мы должны жить, чтобы у нас при общении с другими людьми не было ссор.
Наше удовлетворение жизнью зависит не только от деловых успехов и материального благополучия, но, в большей мере от того, как складываются взаимоотношения в семье, учебном и трудовом коллективе, общественных местах.
Искусству общения учатся всю жизнь. Однако именно в молодые годы закладывается фундамент коммуникативной культуры.
Очень хороший педагог, замечательный человек В.А.Сухомлинский писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание- это радость или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятности, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.(Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелания друзьям»)
Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов «Я отличаюсь от других людей тем, что я...» (проводится игра)
Молодцы! И что мы можем сказать? Что все люди разные, отличаются друг от друга многим.
1-й ученик
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
Ведущий
Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо. (Ответы учащихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друг другу.)
Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.
Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась - миритесь.
А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся)
Правильно, конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
2-й ученик
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц.
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово,
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это понятно любому:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
Ведущий
Вначале мы говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать... А как вы понимаете слово «доброта»? (Ответы учащихся)
Доброта - это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку.
Деликатный человек - вежливый, мягкий в обращении. Отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь; чуткий - отзывчивый, сочувствующий другим людям. Но часто рядом с добром идет зло.
Зло - это все плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.
3-й ученик
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем.
Задание - заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:
-грубость (вежливость)
- ненависть (любовь)
- обман (доверие)
- злость ( доброжелательность)
- унижение (уважение)
- равнодушие (внимательность)
Ведущий
Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудности.
(Звучит песня Б.Окуджавы «Виноградная косточка»).
Ведущий
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов.
Эффективное общение - это одна из важных основ разрешения конфликта.
Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим , как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации:
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- пожалуетесь учителю;
2. один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?
- будете плакать;
- пожмете плечами;
- будете смеяться над ним вместе;
- будете защищать друга кулаками;
3. Вам не везет: вы второй раз проигрываете в шашки. Ваши действия?
- будете плакать;
- продолжите игру;
- начнете злиться;
- ничего не скажите;
4. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуетесь учителю;
- будете кричать;
- попытаетесь отобрать ее;
- отлупите приятеля;
4-1 ученик
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай
(Р. Гамзатов)
Ведущий
Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого человек. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают себя поставить на место собеседника.
В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать ему свое мнение, быть терпеливым.
А стремитесь ли вы понять своих близких и друзей? (Ответы учащихся)
Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.
А задумывались ли вы о своих недостатках? Какие из них вам удалось преодолеть? (Ответы учащихся (Например, лень, обидчивость, вспыльчивость)
Удается ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых? В чем это выражается? (Ответы учащихся. Например, назначил встречу - приди вовремя, не можешь - предупреди)
А теперь давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека?
Игра. Ведущий показывает детям картинки - настроение. (Приложение № 1)
Задание - назвать настроение, изображенное на рисунке.
Ведущий.
Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Ответы учащихся)
При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой - нибудь услуге. Это подчеркнет его значительность и снизит взаимное недовольство.
А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (Ответы учащихся)
Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А знаете ли вы, что такое компромисс?
Компромисс - это согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту.
Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Ведущий демонстрирует учащимся рисунок, где животные договариваются о том, в какую сторону им идти (Приложение №2)
Ведущий. Как вы думаете, почему ослики смогли договориться, найти компромисс? (Ответы учащихся).
Правильно, общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключен и третейский суд - обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.
5-й ученик
Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближним любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь - это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
Ведущий
А теперь давайте посмотрим, как вы ведете себя в той или иной ситуации.
Ситуации
1. Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на елку. А в классе 25 человек. Кого выбрать? Как поступить?
2. Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?
Ведущий.
Молодцы! И в конце нашего занятия предлагаю разгадать кроссворд. В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор, без конфликтов.
Кроссворд. (Приложение 3)
Звучит песня О.Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Ведущий.
Ребята! К нам пришла группа «Души прекрасные порыв», которая дает советы на предстоящую жизнь.
Участники группы (по очереди):
- избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
- в ссоре будьте сдержанны и тактичны.
- никогда никого не упрекайте. Если все же ссора произошла - скорее миритесь.
- старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.
Ведущий
Закончить наше занятие мне хочется словами М Горького: « Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, уважительно, вежливо - увидишь, что все станет лучше, все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне...»
6-й ученик
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешб кому?
Делать людям хорошее - хорошо самому.
(Л.Татьяничева «Что ты сделал хорошего?»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....
Основной закон России и права человека
Презентация к уроку....
Основные законы бесконфликтного существования (классный час)
Основные законы бесконфликтного существования(классный час)...
Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....
Конституция - основной закон страны
Конституция - основной закон страны классный час для младших школьников...
Конституция - основной закон РФ"
Классный час посвящён основному закону нашей страны - Конституции РФ. Даются поняти "герб", "гимн", "флаг", "гражданин", "права и обязанности". Воспитывает чувства патриотизма....
Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»
познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...