Классный час в начальной школе "Россия-родина моя!"
классный час (1 класс) на тему
Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Поговорим о том, какая большая и богатая наша страна. Заглянем в прошлое нашей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya-_rodina_moya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в начальной школе
Цели:
Развивать познавательный интерес к своей Родине.
Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов.
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
• Изображение флага и герба России. Детские работы на тему «Овеянные славой Флаг наш и Герб».
• Шаблоны флага для раскрашивания на каждого ученика.
• Монета с изображением герба, текст и музыка гимна России.
• Презентация.
• Карта России.
Ход классного часа.
Звучит запись песни «То берёзка, то рябина…»
1. Вступительное слово учителя. Формулирование темы классного часа.
Учитель: Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.
Уч-ся: Мама, друг, школа,..
Учитель: Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Кроссворд открывается на слайде)
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)
3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Вежливое слово. (Спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)
- Какое слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Родина.
Учитель: Правильно! Молодцы! Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Поговорим о том, какая большая и богатая наша страна. Заглянем в прошлое нашей страны. О Родине сложено много стихотворений.
2. Чтение стихотворений о Родине
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём
Люблю тебя , моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей!
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин.
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним великим словом – Русь!!!
3. Беседа.
-Ребята, так что же такое Родина?
- Сегодня вам предстоит ответить на этот вопрос.
Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по России. Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое нашей страны.
На каждой станции вас будут ждать интересные задания.
Ребята, возьмите с собой свои знания, хорошее настроение, рассаживайтесь по вагонам, скоро отправляемся в путешествие…
(Напомнить правила работы в группах)
-слушать
-уважать мнение других
-не кричать
Внимание!!! Поезд "Дятьково - Россия" отправился в путь. Наш поезд проследует по маршруту:
---Станция "Географическая"
---Станция "Историческая"
---"Станция "Гражданская"
---Станция "Литературная"
---Станция "Творческая"
4.Мы прибыли на первую станцию "Географическая"
Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна самая большая и занимает первое место по размерам территории. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, уже начинается новый день, восходит солнце.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Россия – единое многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.
Русские, татары, чеченцы, башкиры и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.С высоты можно увидеть огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса, горы, реки. озера. И все это наша Родина – Россия
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.
.
Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
Русский народ издавна слагал пословицы и поговорки о своей Родине. У вас на столах лежат пословицы и поговорки о нашей стране. Только они перепутались. Ваша задача соединить строчки правильно.
Задания
1.Родина – мать, умей за неё постоять.
2.Жить-Родине служить.
3.Нет в мире краше Родины нашей.
4.Человек без родины-что соловей без песни.
Наш волшебный поезд отправляется дальше. Следующая станция "Историческая"
5.Станция "Историческая"
Учитель:
Кто из вас, ребята знает, откуда появилось такое название – «Россия»?
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Древняя Русь, возникло оно в 9-10 веках. Столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.
Сегодня наша страна называется Россия. Слово Россия происходит от слова Русь (заменили буквы для удобного произношения).Столица нашего государства город Москва. Первое упоминание о Москве относится к 1147 году.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых лет,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
На этой станции нас ждет интересное задание. В современной России есть дни, которые считаются государственными праздниками. Вы должны показать свои знания и соединить даты праздников с их названием.(Работа по группам)
| Новый год |
Физкультминутка
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Учитель:
Ребята, чем же отличаются государства друг от друга?
(Ответы детей: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)
Отправляемся дальше, нас ждет станция "Гражданская"
6. Станция "Гражданская"
Вы наверно знаете, что у каждого государства есть гимн, флаг и герб
Дети (о гербе).
Орлиный взор налево и направо,
Чтоб никогда врага не пропустить!
Российский Герб, ты символ всей державы!
Ты есть и никому страну не победить!
ГЕРБ
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Ш Васильевич – князь всея Руси.
Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах
ФЛАГ
Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.
История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.).
-Почему именно эти три цвета?
белый – благородство,
синий – верность, честность,
красный – мужество, смелость,
Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.
ГИМН
Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор Александр Александров, а слова гимна написал Сергей Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия-любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны!
Гимн слушают стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества.
Учитель: Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Когда звучит гимн? Как слушают гимн (стоя)
Учитель: Предлагаю прослушать гимн.
СТОЛИЦА
- У каждой страны есть своя столица, город которым можно гордиться. Напомните мне столицу России. (Город Москва.) Давайте на некоторое время перенесёмся в нашу славную столицу. Посмотрите на экран.
На экране вы видите различные места Москвы, но главное из них – это, конечно, Красная площадь с Кремлём, где проходят все торжественные мероприятия и государственные праздники страны.
Задание
На ваших партах лежат заготовки нашего флага. Возьмите карандаши и раскрасьте их.(раскрасить заготовки). Мы проверим, запомнили вы цвета флага и их расположение.
7.Наше путешествие продолжается. Нас ждет станция "Литературная"
- Ребята, Россия – это наша общая большая Родина.
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Ответы детей)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Задание
На этой станции мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского "Наше Отечество"
Рассказ К. Ушинского «Наше Отечество» и выполните задание. (Текст читает учитель, а дети следят)
- Найдите в тексте строчки, которые объясняют,
почему Россию мы называем«Отечеством».
- Почему называем «родиной»?
- Почему называем «матушкой»?
Текст: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию», потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский)
8.Оправляемся в путь. Нас ждет последняя станция "Творческая"
Вам было дано домашнее задание. Подготовить сообщения по заданным темам. К своим выступлениям вы должны приготовить коллажи по своим темам.
Выступления групп
1 группа. "Природа России"
Природа России разнообразна, так как страна имеет большую протяженность с севера на юг. Почти половину территории занимают леса. У нас есть и высочайшая гора Европы Эльбрус и самое глубокое озеро Байкал, и много красивых и больших рек: Волга, Лена, Енисей. По запасам многих природных ресурсов Россия занимает 1 место. Природа России уникальна и неповторима. Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и села нашей страны.
2 группа
"Традиции народов России бережно храним"
Учитель:
Русский народ отличается богатой культурой, красочным фольклором. В основном обычаи, традиции русского народа связаны с календарем, с церковными праздниками.
Ученики:
В нашей стране живет много народов и у каждого свои обряды традиции. Рождество Христово, Крещение- в эти праздники люди ходили по улицам с песнями-колядками. Масленица, Проводы русской зимы -тоже проходят весело с играми, потешками, блинами. Пасха -величественный праздник с куличами и крашенными яйцами. Символами России можно назвать русскую матрёшку, белую берёзку, самовар, балалайку.
3 группа
"Великие имена России"
Учитель
Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека
Любовь к родине, к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей. На примере жизни великих соотечественников, которые в разное время прославили Россию на весь мир, внесли большой вклад в её развитие мы учимся быть настоящими патриотами своей страны..
Ученики
В нашей стране много великих и талантливых людей. Это поэты, писатели, композиторы, ученые полководцы. Они прославили Россию своими произведениями, открытиями, подвигами. С раннего детства нам читали сказки Пушкина. Во всем мире знают русских писателей Лермонтова, Чехова, Толстого, русских ученых Ломоносова, Менделеева. Первый космонавт Гагарин -тоже наш. Мы гордимся своей страной и в 21 веке много талантливых людей, которые еще сделают свои открытия и прославят нашу родину.
4 группа "Города России"
Ученики:
Россия -самая большая страна мира. Столица нашей Родины- красивейший город Москва. В нашей стране более тысячи городов, много сел и деревень. У каждого российского города есть своя история, свои достопримечательности, знаменитые люди, которые прославили город. Каждый город нашей страны неповторим, мы должны научиться уважать и любить достояние русского народа и охранять все наши богатства.
5 группа
"Моя малая Родина"
Учитель:
В большой стране у каждого человека есть свой маленький родной уголок – например, город, в котором он родился, улица, на которой проживает, милый сердцу дом, школа, в которую он ходит или ходил когда-то. Из таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина, а город, улицу, дом и школу называют малой родиной человека.
Ученики:
Таким родным уголком- является наш город Дятьково. Город носит гордое звание-город партизанской славы. Есть у нас хрустальный завод, его изделия хорошо известны по всей стране и за рубежом. В нашем городе живут добрые, мужественные, гостеприимные, талантливые люди, которые делают наш город краше, чище, уютнее.
Учитель:
Вы рисовали любимые уголки нашего города.
- Нарисовали свой дом. Где живёт ваша семья, нарисовали любимый уголок
природы, где вы отдыхаете - это тоже Родина).
- Вы нарисовали свой родной край, свой маленький уголок, где вы родились.
Это ваша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
9.Учитель:
Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся назад. Мы побывали в прошлом и в настоящем нашей страны и нашего города, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, что вы – маленькие граждане огромной страны России. Что мы можем для неё сделать? Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России.
Учитель.
Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
10.Рефлексия
- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
- Где помещается государственный герб РФ? (На флагах, монетах, печатях и других государственных документах.)
- Где размещается государственный флаг РФ? (На правительственных зданиях.)
- Когда исполняется гимн России? (В особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)
- Кто является Президентом Российской Федерации?
11. Песня о России. В конце дети дарят гостям цветочки-триколор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»
Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...
Папка классного руководителя в начальных классах
Папка содержи схемы, таблицы для заполнения сведений о классе. Представлена табличная форма работы с детьми девиантного поведения, детьми, стоящими на учёте в ПДН и т.д....
Тематика классных часов в начальной школе
Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....
Сборник классных часов для начальной школы.
Поучительные, познавательные классные часы....
Визитная карточка классного руководителя-учителя начальных классов
Этот материал может использоваться на конкурсе "Учитель года"...
Классный час в начальной школе "Дружба начинается с улыбки"
Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены...
классные часы в начальной школе
Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....