Классный час в начальной школе "Россия-родина моя!"
классный час (1 класс) на тему

Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Поговорим о том, какая большая и богатая наша страна. Заглянем в прошлое нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-_rodina_moya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в начальной школе

Цели:

Развивать познавательный интерес к своей Родине.

Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов.

Воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

 Оборудование:

 •    Изображение флага и герба России. Детские работы на тему «Овеянные славой Флаг наш и Герб».

 •    Шаблоны флага для раскрашивания на каждого ученика.

 •    Монета с изображением герба, текст и музыка гимна России.

 •    Презентация.

 •    Карта России.

 

 

Ход классного часа.

Звучит запись песни «То берёзка, то рябина…»

1. Вступительное слово учителя. Формулирование темы классного часа.

Учитель: Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.

Уч-ся: Мама, друг, школа,..

Учитель: Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Кроссворд открывается на слайде)

1.    Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

2.    О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)

3.    Живёт в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел)

4.    Вежливое слово. (Спасибо)

5.    Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)

6.    Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)

- Какое слово получилось по вертикали?

Уч-ся: Родина.

 

Учитель: Правильно! Молодцы! Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Поговорим о том, какая большая и богатая наша страна. Заглянем в прошлое нашей страны. О Родине сложено много стихотворений.

2. Чтение стихотворений о Родине

Великую землю, 
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём

Люблю тебя , моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

 За ум, за подвиги святые,

 За голос звонкий, как ручей!

 Люблю твои луга и нивы,

 Прозрачный звон твоих равнин.

  К воде склонившиеся ивы,

  Верха пылающих рябин.

 Люблю, глубоко понимаю

 Степей задумчивую грусть.

 Люблю всё то, что называю

  Одним великим словом – Русь!!!

3. Беседа.

-Ребята, так что же такое Родина? 

- Сегодня вам предстоит ответить на этот вопрос.

 Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по России. Мы с вами поедем на волшебном поезде, который может не только двигаться по рельсам, но и поможет заглянуть в прошлое  нашей страны.

На каждой станции вас будут ждать интересные задания.

Ребята, возьмите с собой свои знания, хорошее настроение, рассаживайтесь по вагонам, скоро отправляемся в путешествие…

(Напомнить правила работы в группах)

-слушать

-уважать мнение других

-не кричать

 Внимание!!! Поезд "Дятьково - Россия" отправился в путь. Наш поезд проследует по маршруту:

---Станция "Географическая"

---Станция "Историческая"

---"Станция "Гражданская"

---Станция "Литературная"

---Станция "Творческая"

4.Мы прибыли на первую станцию "Географическая"

Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна самая большая и занимает первое место по размерам территории. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, уже начинается новый день, восходит солнце.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Россия – единое многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. 
Русские, татары, чеченцы, башкиры и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.С высоты можно увидеть  огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса, горы, реки. озера. И все это наша Родина – Россия

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.

Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

Как велика моя земля, 
Как широки просторы! 
Озёра, реки и поля, 
Леса, и степь, и горы! 


Раскинулась моя страна 
От севера до юга 
Когда в одном краю весна, 
В другом - снега и вьюга 


И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней — 
И то едва домчится. 

Русский народ издавна слагал пословицы и поговорки о своей Родине. У вас на столах лежат пословицы и поговорки о нашей стране. Только они перепутались. Ваша задача соединить строчки правильно.

Задания

1.Родина – мать, умей за неё постоять.
2.Жить-Родине служить.

3.Нет в мире краше Родины нашей.

4.Человек без родины-что соловей без песни.

 

Наш волшебный поезд отправляется дальше. Следующая станция "Историческая"

5.Станция "Историческая"

Учитель: 
Кто из вас, ребята знает, откуда появилось такое название – «Россия»?

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Древняя Русь, возникло оно в 9-10 веках. Столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.

Сегодня наша страна называется Россия. Слово Россия происходит от слова Русь (заменили буквы для удобного произношения).Столица нашего государства город Москва. Первое упоминание о Москве относится к 1147 году.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых лет,

Вспоминай их добрым словом.

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

На этой станции нас ждет интересное задание. В современной России есть дни, которые считаются государственными праздниками. Вы должны показать свои знания и соединить даты праздников с их названием.(Работа по группам)


23 февраля
1 января
9 мая
12 июня
8 марта

Новый год
День защитников Отечества
Международный женский день
День независимости России
День Победы

  Физкультминутка

«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Учитель: 
Ребята, чем же отличаются  государства  друг от друга?
(Ответы детей: Языком, на котором разговаривает народ,
своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)

 

Отправляемся дальше, нас ждет станция "Гражданская"

6. Станция "Гражданская"


Вы наверно знаете, что у каждого государства есть гимн, флаг и герб

Дети (о гербе).

Орлиный взор налево и направо,
Чтоб никогда врага не пропустить!
Российский Герб, ты символ всей державы!
Ты есть и никому страну не победить!

 
ГЕРБ
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Ш Васильевич – князь всея Руси.
Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах

ФЛАГ

Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.
История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.).


-Почему именно эти три цвета?
белый – благородство, 
синий – верность, честность,
красный – мужество, смелость,
Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

ГИМН

Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор Александр Александров, а слова гимна написал Сергей Михалков. Государственные гимны существуют во всех странах мира. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия-любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушают стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества.

Учитель: Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Когда звучит гимн? Как слушают гимн (стоя)

Учитель: Предлагаю прослушать гимн.

СТОЛИЦА

- У каждой страны есть своя столица, город которым можно гордиться. Напомните мне столицу России. (Город Москва.) Давайте на некоторое время перенесёмся в нашу славную столицу. Посмотрите на экран.

На экране вы видите различные места Москвы, но главное из них – это, конечно, Красная площадь с Кремлём, где проходят все торжественные мероприятия и государственные праздники страны.

Задание

На ваших партах лежат заготовки нашего флага. Возьмите карандаши и раскрасьте их.(раскрасить заготовки). Мы проверим, запомнили вы цвета флага и их расположение.

7.Наше путешествие продолжается. Нас ждет станция "Литературная"

- Ребята, Россия – это наша общая большая Родина.

Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Ответы детей)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Задание

На этой станции мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского "Наше Отечество"

Рассказ К. Ушинского «Наше Отечество» и выполните задание. (Текст читает учитель, а дети следят) 
- Найдите в тексте строчки, которые объясняют,

почему Россию мы называем«Отечеством».
- Почему называем «родиной»? 
- Почему называем «матушкой»?

Текст: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию», потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский)

8.Оправляемся в путь. Нас ждет последняя станция "Творческая"

Вам было дано домашнее задание. Подготовить сообщения по заданным темам. К своим выступлениям вы должны приготовить коллажи по своим темам.

Выступления групп

1 группа. "Природа России"

Природа России разнообразна, так как страна имеет большую протяженность с севера на юг. Почти половину территории занимают леса. У нас есть и высочайшая гора Европы Эльбрус и самое глубокое озеро Байкал, и много красивых и больших рек: Волга, Лена, Енисей. По запасам многих природных ресурсов Россия занимает 1 место. Природа России уникальна и неповторима. Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и села нашей страны.

2 группа

"Традиции народов России бережно храним"

Учитель:

Русский народ отличается богатой культурой, красочным фольклором. В основном обычаи, традиции русского народа связаны с календарем, с церковными праздниками.

Ученики:

 В нашей стране живет много народов и у каждого свои обряды традиции. Рождество Христово, Крещение- в эти праздники люди ходили по улицам с песнями-колядками. Масленица, Проводы русской зимы -тоже проходят весело с играми, потешками, блинами. Пасха -величественный праздник с куличами и крашенными яйцами. Символами России можно назвать русскую матрёшку, белую берёзку, самовар, балалайку.

3 группа

"Великие имена России"

Учитель

Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека

Любовь к родине, к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей. На примере жизни великих соотечественников, которые в разное время прославили Россию на весь мир, внесли большой вклад в её развитие мы учимся быть настоящими патриотами своей страны..

Ученики

В нашей стране много великих и талантливых людей. Это поэты, писатели, композиторы, ученые полководцы. Они прославили Россию своими произведениями, открытиями, подвигами. С раннего детства нам читали сказки Пушкина. Во всем мире знают русских писателей Лермонтова, Чехова, Толстого, русских ученых Ломоносова, Менделеева. Первый космонавт Гагарин -тоже наш. Мы гордимся своей страной и в 21 веке много талантливых людей, которые еще сделают свои открытия и прославят нашу родину.

4 группа "Города России"

Ученики:

Россия -самая большая страна мира. Столица нашей Родины- красивейший город Москва. В нашей стране более тысячи городов, много сел и деревень. У каждого российского города есть своя история, свои достопримечательности, знаменитые люди, которые прославили город. Каждый город нашей страны неповторим, мы должны научиться уважать и любить достояние русского народа и охранять все наши богатства.

5 группа

"Моя малая Родина"

Учитель:

 В большой стране у каждого человека есть свой маленький родной уголок – например, город, в котором он родился, улица, на которой проживает, милый сердцу дом, школа, в которую он ходит или ходил когда-то. Из таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина, а город, улицу, дом и школу называют малой родиной человека.

Ученики:

Таким родным уголком- является наш город Дятьково. Город носит гордое звание-город партизанской славы. Есть у нас хрустальный завод, его изделия хорошо известны по всей стране и за рубежом. В нашем городе живут добрые, мужественные, гостеприимные, талантливые люди, которые делают наш город краше, чище, уютнее.

Учитель:

Вы рисовали любимые уголки нашего города.
- Нарисовали свой дом. Где живёт ваша семья, нарисовали любимый уголок
природы, где вы отдыхаете - это тоже Родина).
- Вы нарисовали свой родной край, свой маленький уголок, где вы родились.
Это ваша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

9.Учитель:

Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся назад. Мы побывали в прошлом и в настоящем нашей страны и нашего города, поговорили о символах государства, подвели итоги нашей работы по изучению своей страны. Мы всё время говорили о том, что вы – маленькие граждане огромной страны России. Что мы можем для неё сделать? Я думаю, что вы научитесь уважать свою страну, уважать и ценить окружающих нас людей, любить место, где родились и живём. Вы – будущее России.

Учитель.

 Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Её мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.

10.Рефлексия

- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

- Как называется наша страна?

- Как называются  люди, живущие в нашей стране?

- Какой город является столицей России?

- Какие символы государства вы знаете?

- Где помещается государственный герб РФ? (На флагах, монетах, печатях и других государственных документах.)

- Где размещается государственный флаг РФ? (На правительственных зданиях.)

- Когда исполняется гимн России?  (В особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)

- Кто является Президентом Российской Федерации?

11. Песня о России. В конце дети дарят гостям цветочки-триколор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

Папка классного руководителя в начальных классах

Папка содержи схемы, таблицы для заполнения сведений о классе. Представлена табличная форма работы с детьми девиантного поведения, детьми, стоящими на учёте в ПДН и т.д....

Тематика классных часов в начальной школе

Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....

Сборник классных часов для начальной школы.

Поучительные, познавательные классные часы....

Визитная карточка классного руководителя-учителя начальных классов

Этот материал может использоваться на конкурсе "Учитель года"...

Классный час в начальной школе "Дружба начинается с улыбки"

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены...

классные часы в начальной школе

Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная  идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....