Дневник: вчера, сегодня, завтра
классный час на тему
Данная работа полезна на классном часу. Она позволяетученикам взглянуть иначе на заполнение дневников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik.doc | 935.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дневник: вчера, сегодня, завтра»
подготовила
ученица 3А класса
МБОУ «СОШ» №9
Чебоксары
Савина Ксения
Научный руководитель:
Семенова Елена
Сергеевна
Чебоксары, 2018
Оглавление
Введение
Функции школьного дневника...................................................................................... 4
История школьного дневника........................................................................................5
электронный дневник ….................................................................................................7
Заключение …..................................................................................................................8
Библиографический список............................................................................................9
Приложения....................................................................................................................10
Введение
Школьный дневник основной документ школьника на время обучения. Он выполняет функции журнала регистрации оценок, средства общения школы и родителей, а также показателя успеваемости учащегося. Однажды в гостях у бабушки я наткнулась на дневник моего папы, он меня очень заинтересовал. Во первых, стало любопытно, как мой отец учился в школе, во-вторых, в нем по сравнению с современным я нашла небольшие отличия. Эта тема мне стала интересна.
Цель работы: рассмотреть историю дневника: каким он был вчера, какой сегодня, каким должен быть завтра.
Объект исследования: учащиеся начальных классов, старших классов и родители
Предмет исследования: школьный дневник как один из носителей информации.
Новизна заключается в создании макета дневника для учащихся 2-4 классов.
Практическая значимость заключена в том, что результаты нашей работы могут быть использованы учителями начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, а также родителями при выборе дневника для своих детей. исследования: дневник школьника.
Гипотеза: современный дневник школьника значительно отличается от дневника прошлого.
Задачи:
- изучить историю, виды школьных дневников;
-подумать, каким должен быть дневник школьника
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы;
- сравнение, поисковый и исторический анализ, синтез, аналогия;
-классификация;
- обобщение;
-анкетирование учащихся и родителей;
- фотофиксация (фотографирование дневников одноклассников)
- практический (создание макета дневника).
Функции школьного дневника
В толковом словаре Ожегова мы нашли следующее определение. Дневник школьника – это:
журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
показатель успеваемости ученика;
средство для обращения школы к родителям.
По данному вопросу мною было проведено анкетирование родителей и учащихся нашего класса. [ 1, 67] Был задан вопрос. «Какую из функций дневника вы считаете наиболее важной?
Полученыответы:
Родители: показатель успеваемости ученика – 17 чел., средство для обращения школы к родителям – 3 чел, журнал регистрации оценок – 5чел.
Ученики: показатель успеваемости ученика – 15 чел., средство для обращения школы к родителям – 1 чел, журнал регистрации оценок – 10 чел.
На вопрос: «Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся...»
Родители: домашнее задание — 12 человек,оценки — 10 человек, объявления — 1 человек.
Ученики: домашнее задание — 26 человек, оценки- 26 человек. Объявления — 0 человек.
В комментариях к анкетированию родители отмечали следующее: для объявлений о жизни класса и школы имеется группа в вайбере, домашнее задание и оценки многие родители и смотрят в Сетевом городе. В связи с этим мною было проведено еще одно анкетирование и было выявлено, что причиной тому являются следующие факторы: плохой почерк ученика, невозможность родителями прочитать почерк ребенка, невнимательность при записи домашнего задания, недоверие к выставлению оценок детьми.
Для моих же одноклассников дневник — главный документ, с помощью него они узнают домашнее задание, показывают оценки родителям.
ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО ДНЕВНИКА
Откуда к нам пришло слово «дневник»?
Слово «дневник» отмечается еще с Петровской эпохи. Это буквальный перевод французского journal– «ежедневный».
Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.
Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами.
В царской России дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы.
Обложка. В царской России у дневника была кожаной.
1-2 страницы – гербы и флаги всех государств.
3-4 страницы «Памятный листок», в нем были отражены: рост, вес, объем талии, номер очков, размер галош, любимый писатель и т.п
5 страница – график дежурства по классу и по молитв
6 -7 страница – календарь: памятные даты на текущий год.
Месяцы в таком дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю, например сентябрь – зарень.
Самыми интересными страницами дневника для учеников были страницы, посвященные императорскому дому. В них были прописаны все родственники правящей семьи: царь, супруга, дети, внуки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.
Рассмотрим интересные страницы дореволюционного дневника:
медицинская страница – здесь были описаны банальные случаи оказания первой помощи при насморке и в то же время, например, отравление трихинным мясом;
аптечная страница содержала описание всех препаратов, обязательно имевшихся в каждой школьной аптечке. Было указано его название, от чего применять и каким способом;
страница изоляции – в ней уточнялись сроки карантина при разных заболеваниях;
страницы запретов - в них четко прописано, до какого времени можно быть на катке, в каком платье приходить в школу, какие места занимать в театре, запрет на ношение и хранение холодного оружия и т.п.
список всех учебных заведений
Как документ дневник впервые был употреблен в1 934 году.
Дневник имел размеры-17 х 21см. Страницы в нем из чуть пожелтевшей бумаги. На первой странице - перечень предметов и список учителей .
В конце дневника – указания к его ведению. На обложке указана цена - 95 копеек, вверху в правом углу можно видеть серьезное предостережение: «Продажа по цене выше обозначенной карается по закону». (В то время спекуляция была очень серьезным преступлением, за нее можно было получить 10 лет работ в ГУЛАГе) [ 5] .
Сравним дневник современный и 1960-х годов.
Дневник 60-х годов был с обложкой белого или серого цвета. На дневнике могло указываться, для учащихся каких классов он предназначен. Несмотря на это, не было четкого разделения дневников «по возрасту».
С обратной стороны на дневнике был указан сорт бумаги, из которой был изготовлен дневник. Чаще всего дневники изготовляли из бумаги первого или второго сорта.
Современный дневник для младших классов представляет собой книжку в твердой, глянцевой обложке с яркой, пестрой окраской и разнообразными детскими рисунками. На дневниках изображаются машины, звери, герои любимых мультфильмов, актеры, музыканты. Таким образом, ученик может выбрать дневник на свой вкус.
На обложке лишь указывается, кому принадлежит дневник (более точно ученик записывает информацию о себе на первой странице дневника). Таким образом, на дневнике оставляют несколько строчек для записи своей фамилии и имени.
Первые страницы дневника.
В новых дневниках появляется страница, которая отсутствовала раньше. Это страница - «личные данные ученика». Она специально была создана, так как на обложке современных дневников не находится места для этих сведений, ведь обложка, зачастую, вся разукрашена картинками и узорами. мягко.
В старом дневнике имеется памятка «Указания к ведению дневника». Таким образом, ученикам раньше четко разъясняли, что такое дневник и как им надо пользоваться. Это еще одна важная мелочь, которая упущена в современном дневнике, особенно для начальной школы!
В современных дневниках часто указывается перечень прав учащегося. Школьники читают его и предъявляют больше требований к учителям. Права-то там имеются, а вот обязанностей там нет!
Количество страниц в новых дневниках больше, чем в старых. Если в старых было всего 80 страниц, то в новых, чаще всего, страниц уже 96. В дневниках 60-х годов было 74 страницы для записи домашних заданий и выставления оценок, причём чаще всего все страницы были пронумерованых. Я думаю, что появились запасные страницы для любителей вырывать листы с плохими оценками.
Качество бумаги тоже различное. Старые дневники изготовлены из бумаги бело-серого цвета, плотной, шершавой. На такой бумаге хорошо было писать чернильной ручкой (чернила не растекались).
У новых дневников страницы тоже светлые. Это связано со зрительным восприятием этих страниц. Светлый оттенок позволяет снизить усталость глаз, накапливающуюся за день, и ученик меньше утомляется. На страницах появляются разнообразные бледные узоры, радующие глаз. Бумага глянцевая, предназначенная для письма шариковыми ручками. Но, как правило, листы дневника тонкие. И, по моему мнению, раньше было лучше, потому что бумага была толще, меньше мялась. .
Последние страницы дневников двух поколений довольно сильно отличаются. Рассмотрим дневник 60-х. В конце дневника есть страницы «замечание классного руководителя», «общественно - полезный труд», «практика», «учет сдачи норм БГТО» и, конечно, сведения об успеваемости и поведении ученика! Непонятны современному школьнику, например, и «БГТО» или «Будь Готов к Труду и Обороне.
Чем-то они похожи на нормативы по физкультуре и нормативы выполнения юношеского разряда по туризму. Школьник должен был уметь метать гранату массой 500 грамм на 25 метров, лазать по канату без помощи рук на 2 метра, прыгать в высоту на 1м 15см, участвовать в одно-, двухдневных походах с ночевкой и без.
Кроме этого, ученик в свободное от учебы время должен был заниматься общественно-полезным трудом. А что же сейчас?
Сейчас таких «полезных» граф вы не увидите в дневнике. Они утрачены навсегда. Зато вместо этого имеется много справочной информации по школьным предметам.
Страница «сведения об успеваемости ученика» с течением времени претерпела некоторые изменения. Раньше эта страница называлась «сведения об успеваемости и поведении ученика», теперь же просто «сведения об успеваемости» или «итоги успеваемости».
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК
После изучения истории школьного дневника меня заинтересовал вопрос, какой дневник сейчас. Я сравнила дневник моих одноклассников и старшеклассников. Если в начальных классах мы видим заполненные графы, то у старшеклассников не заполнены даже личные данные ученика. Ссылаются они на электронный журнал. И я решила изучить, что такое электронный журнал.
Электронный дневник - это современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Он дает возможность родителям наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок, позволяет оперативно получить самую свежую и достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни.
Достоинства:
1.Оперативность получения информации об успеваемости ребенка для родителей.
2. . Удобство доступа в любое время для всех пользователей дневника
3. Обманывать ребенку становится незачем, всю информацию родитель увидит в дневнике по доступному только ему паролю.
Недостатки:
1. Доступ к Интернету есть не у всех родителей.
Заключение
Теперь я хочу подвести итоги своей работы:
Я провела тщательный анализ этих дневников и узнала много нового и необычного для себя.
Выяснила, что дневники отражают время. Развитие дневника отражает историю нашей страны. В прежние времена школьные дневники были невзрачные, на серой бумаге. Все дневники были однообразные, одинаковые. Но отношение к основному документу школьника было положительное и ответственное.
Изменилось время – изменился и школьный дневник. Современные дневники - яркие и многоцветные, содержат множество различной информации.
В наше время все компьютеризируется, меняются и дневники. О приходе, уходе детей родители узнают уже через смс-сообщения, не удивлюсь, если через пару десяток лет, и оценки, и домашнее задание будут приходить родителям в виде сообщений на телефон. На мой взгляд, это мешает нормальному развитию школьников. Мы все больше зависимы от техники, не учимся самостоятельности, трудолюбию. И хотела бы призвать всех учащихся к тому, что сетевой город — это страничка в интернета, если интернета однажды не станет, то не останется ничего. А дневник — документ, котрый может остаться надолго еще и после окончания школы. Давайте ввести его аккуратнее!
- Библиографический список
1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., М.Ф.Шабаева. История педагогики, Москва "Просвещение", 2011 г.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка. Москва, «Азбуковник», 2011 г.
3. Этимологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 2012 г.
Школьные дневники 2014-х года.
4. https://net.citycheb.ru/ - 5. https://kanzoboz.ru/article.php?view=477522
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
1. Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:
а) расписание и домашние задания ребенка;
б) успехи ребенка;
в) проблемы, которые необходимо оперативно решать;
г) ___________________________________________
д)___________________________________________
2. Какую из функций дневника вы считаете наиболее важной?
а) журнал регистрации оценок;
б) показатель успеваемости ученика;
в) средство для обращения школы к родителям.
Приложение 2
Анкета для учащихся
1. Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:
а) расписание и домашние задания ребенка;
б) успехи ученика;
в) проблемы, которые необходимо оперативно решать
г) __________________________________________
д)___________________________________________
Приложение 2. - Фотофиксация
- Дневник младших классов
- Дневник старших классов
Электронный журнал:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»
Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...
Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».
Познакомить детей с историей родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....
" Кузбасс: вчера. сегодня, завтра"
Данная презентация составлена к внеклассному мероприятию. в нее вошли загадки, кроссворд о полезных ископаемых края, затрагиваются вопросы экологии. Может использоваться на уроках окружающего мира...
сценарий праздника"Хлеб вчера,сегодня,завтра"
Праздник хлеба....
Москва: вчера, сегодня, завтра.
Презентация предназачена для начальной школы. В краткой форме рассказывается история возникновения Москвы, а также сравнение некоторых исторических мест раньше и сейчая....
Классный час "Москва вчера, сегодня, завтра".
В данном материале кратко и доступно представлен рассказ о жизни города Москвы....
Презентация к классному часу Москва - вчера, сегодня, завтра
Презентация к классному часу...