Блокада глазами детей
классный час (2 класс)
Расширить знания учащихся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны; познакомить учащихся с жизнью детей Ленинграда в годы блокады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
: «Блокада глазами детей»
Цель: расширить знания учащихся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны; познакомить учащихся с жизнью детей Ленинграда в годы блокады.
Задачи:
- Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.
- Способствовать воспитанию активной гражданской позиции и патриотизма, уважения и любви к истории своей Родины.
- Формировать у детей коммуникативные навыки.
Соответствует следующим направлениям воспитательной работы:
- гражданско-патриотическое воспитание;
- нравственное воспитание.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Блокада глазами детей», песни: « Музыка детства», «Дети войны» И. Резник, метроном, раздаточный материал: фотокопии рисунков детей блокадного города.
Ход занятия
Слайд 1
Просмотр фотографий детей довоенного времени и слушание песни «Музыка детства».
Ответы на вопросы учителя:
- Что вы можете сказать о детях, изображенных на фотографиях?
- Сообщение темы занятия
Слайд 2
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад.
Сквозь все пулеметные ливни косые,
Величия полный и славы России.
А. Прокофьев
Учащиеся читают тему занятия со слайда.
Слайд 3
Слушание песни «Дети войны», рассматривание фотографий с изображением детей блокадного города.
У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде
оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков. Естественно их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характернейшей чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.
У них было особое опалённое войной блокадное детство. Они росли в
условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей .
Откройте сегодня монографию “Рисуют дети блокады” Шурик Игнатьев трех с половиной лет от роду , 25 мая 1942 года в детском саду покрыл свой
листок бумаги беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре .”Что ты нарисовал!” - спросила воспитательница . Он ответил: “Это война, вот и всё, а посередине булка. Больше не знаю ничего”.
Они были такими же блокадниками, как и взрослые . И погибали так же.
8 сентября 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. Сухопутное сообщение с городом было прервано. На долгие 900 дней женщины, старики, дети оказались в изоляции. Практически без еды, воды и тепла.
Дневник легендарной Тани Савичевой, которая вела его в блокадном Ленинграде, известен всему миру.
Некоторым выжить помогли … краски и карандаши. Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского Острова, а школьница младших классов Валя Тонск жила все 900 дней Ленинградской блокады на 5-й линии Васильевского Острова. Её зарисовки блокадной жизни, сделанные рукой девочки-очевидца блокадной хроники, впечатляют в высшей степени своей непосредственностью и неосознанной силой.
Валентина Гавриловна Тонск родилась в Ленинграде, в обычной трудовой семье. Отец был инженером геологом, работал в горном институте, мать работала в блокаду в ателье по пошиву одежды для Ленинградского фронта. Валя, во время блокады, училась в 26 школе Василеостровского района.
«Последний раз наша семья в сборе. Пьём кипяток из снега. Больше ничего нет. Вскоре мой любимый папочка умрёт от голода, брат уедет в Ташкент, поступит в лётное училище, его самолёт собьют в конце 1944 года.
Вид смоленского кладбища 1941 года. Горят костры из гробов, потому что могильщики замерзали. Мороз был 40-42 градуса. Мы хотели папочку похоронить в гробу отдельно, но у нас гроб отобрали и захоронили в общем захоронении. Я рыдала от горя. Покойников всё подвозили и подвозили на санках, в ящиках, на фанере и на машинах. Этот ужас, этот ад мне до сих пор снится. В детском доме дети похожи на маленьких старичков и старушек. Было так тихо, что не верилось, что это детский дом. Лёжа в своих кроватях, дети просили только хлеба».
- Работа с рисунками детей блокадного города
Слайд 4
Рассмотрите два рисунка на слайде. Как вы думаете, кто их нарисовал: один человек или двое? Почему?
Соотнесите рисунки с подписями под ними. Объясните свой выбор.
Слайд 5
Валя Тонск отразила весь ужас блокады цветными карандашами на тетрадных листочках.
Придумайте название рисунку.
«Вскоре мой любимый папочка умрет от голода, брат уедет в Ташкент, поступит в летное училище, его самолет собьют в конце 1944 года».
Слайд 6
Соотнесите рисунки с подписями под ними. Объясните свой выбор.
Слайд 7
Герои рисунков Вали - реальные люди: соседи, родственники и она сама.
"Дочка умерла и я скоро умру" - сказала соседка, когда моя мама пришла к ней - "Спасите хоть Колю!"
Колю спасли. Его вывезли на большую землю.
-Отчего умирали люди?
-Где их хоронили?
Слайд 8
Смоленское кладбище.
Как хоронили людей?
Воспоминания Вали прочитайте под рисунком. Восстановите последовательность рассказа.
Слайд 9
Найдите среди 4-х рисунков рисунок Вали.
-Что изображено на нем? (разрушенный дом)
-Отчего разрушались дома в блокаду?
Самый маленький мальчик нарисовал бомбы, которые сбрасывали фашисты на наш город.
-Кто автор? (Илья, 3 года)
-Как сбрасывались бомбы на город? Слава Провоторов нарисовал бой в воздухе самолетов. Наши летчики защищали небо над городом от фашистов, но силы в начале войны были не равны. Фашистам удавалось сбрасывать бомбы на город.
-Зачем они бомбили дома?
Найдите рисунок мальчика, где изображен горящий дом. Кто мог быть в доме? Что стало с людьми находившимися в квартирах? (погибли или получили ранение)
-Куда отвозили больных жителей города?
Там же лечили солдат – защитников нашего города, раненых в боях сражений.
Слайд 10
Рисунки разных авторов, но тема одна. Чему они посвящены?
Озаглавьте их. (Концерт для раненых)
По Ленинграду смерть метет
Она теперь везде как ветер.
Мы не встречаем Новый год.
Он в Ленинграде не заметен.
Ю. Воронов
-Что вы можете рассказать о семье автора этого рисунка?
Слайд 11
По Ленинграду смерть метет
Она теперь везде как ветер.
Мы не встречаем Новый год.
Он в Ленинграде не заметен.
Ю. Воронов
-Что вы можете рассказать о семье автора этого рисунка?
Слайд 12
“Это война, вот и всё, а посредине булка. Больше не знаю ничего”.
Сколько лет ребенку, который сделал такой рисунок? (3 года)
25 мая 1942 года в детском саду блокадного Ленинграда Шурик Игнатьев покрыл свой листок бумаги беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре.
Слайд 13
"Блокадные часы" так назван рисунок 4-х летнего Игоря.
-Почему эти часы называют блокадными?
Игорь К. 4 года «Это наши часы. Они показывают, когда мне можно будет еще кусочек съесть».
Вывод: Что вы увидели в рисунках детей блокадного Ленинграда? Сколько дней город находился в кольце?
- 27 января – День полного снятия блокады
Слайд 14
27 мая 1944 года - День полного снятия блокады
Слайд 15
Чтение стихов учащимися о праздновании снятия блокады
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
И в ночи январской, беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
Слайд 16
Памятник детям блокадного Ленинграда установлен в Красноярске. Почему?
Минута молчания.
Слайд 17
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну -
В тылу иль на полях сражений, -
Принес победную весну, -
Поклон и память поколений.
- Составление эскиза плаката «Блокада глазами детей»
Слайд 14
Деление класса на 3 команды.
Составление плана работы над эскизом.
1. Отобрать рисунки для плаката.
2. На основе написать название.
3.Разложить на листе бумаги отобранные фотографии.
4. Повторить эскиз на интерактивной доске.
5. Представить свой эскиз для обсуждения.
Работа над эскизом на бумаге.
Выполнение п.1-3
Помощь учителя по необходимости
Изготовление эскиза на интерактивной доске
осуществляется после выполнения группой п.1-3 плана.
- Подведение итога работы над эскизами.
Представление эскизов для обсуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Блокада глазами детей"
литературно - музыкальная композиция (конкурсное выступление)...
"Дети глазами родителей, родители глазами детей"
Родительское собрание с презентацией...
«ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)
Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...
Внеклассное мероприятие для 1-5 классов "Блокада глазами детей"
Внеклассное мероприятие "Блокада глазами детей" - это сценарий выступления младших школьников перед сверстниками....
Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
В родительском собрании принимают участие дети и их родители. Оно проводится в форме диспута....
Методическая разработка к литературно-музыкальной композиции "Блокада глазами детей"
Встреча с ветеранами ВОВ прошла 27 января 2015 года, и она не оставила детей равнодушными. Встреча прошла в очень дружественной обстановке. Дети показали миниатюру «Блок...