"Блокада глазами детей"
материал (4 класс) по теме

Локтионова Татьяна Ивановна

литературно - музыкальная композиция (конкурсное выступление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_glazami_detey.(презентация).rar914.43 КБ
Файл blokada_glazami_detey.rar818.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Блокада глазами детей…»

«Ленинградский метроном»  Сл. М.Матусовского муз. В.Баснера

Слайд 1

Мне тебя забыть бы надо,

Мне тебя забыть бы надо,

Только все напоминает

Мне сегодня об одном –

Ленинградская блокада,

Ленинградская блокада,

И стучащий неустанно

Ленинградский метроном.

(повтор первого куплета  под музыку, фонограмма)

(Звук метронома)

 Тишина стоит такая,

Тишина стоит такая,

Дремлет  Нарвская застава,

Спит под  снегом Летний сад.

Метроном не умолкает,

Метроном не умолкает,

Будто все сердца погибших

И сегодня в нём стучат.

Слайд 2

    8 сентября 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. Сухопутное сообщение  с городом было прервано. На долгие 900 дней женщины, старики, дети оказались в изоляции. Практически без еды, воды и тепла.

(Т.Кувшиновская «К блокадным дням» /моя память о войне/)

Забудет ребёнок за малостью лет
Блокадные голод и холод,
Но врежется в память из множества бед
Особенно острый осколок.

Бомбёжку я помню, животный мой страх,
“В убежку!” – кричу я в тревоге.
А мама с ребёнком грудным на руках,
У мамы опухшие ноги…
Настойчивым криком спасла от беды!
…На лестницу… Еле успели…
...............................
Там в комнате нашей остались следы
от взрыва немецкой шрапнели.

Мне в сорок четвёртом исполнилось пять,
И… нам… принесли похоронку.
Понятия Смерть невозможно принять
И  взрослому, где уж – ребенку!
Мы с братом просили:“Бог, папу верни!”
Сводили нас в церковь соседи,
Крестили в Никольском и с нами они
Молились о скорой победе.

   Дневник легендарной Тани Савичевой, которая вела его в блокадном Ленинграде, известен всему миру. Некоторым выжить помогли … краски и карандаши. Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского  Острова, а школьница младших  классов Валя Тонск жила все 900 дней  Ленинградской  блокады на  5-й линии Васильевского Острова.

     Её зарисовки блокадной жизни, сделанные рукой девочки-очевидца  блокадной хроники, впечатляют в высшей степени своей непосредственностью и неосознанной силой.

Слайд 3.    

Валентина Гавриловна Тонск родилась в Ленинграде, в обычной трудовой семье. Отец был инженером геологом, работал в горном институте, мать работала в блокаду в ателье по пошиву одежды для Ленинградского фронта. Валя, во время блокады, училась в 26 школе Василеостровского района.

Вера Инбер «Вьюга воет, снег летит…»

        слайд 4    

Вьюга воет, снег летит,                              

Под ногами лед блестит,
Тихо, жутко все вокруг,
Лишь тревога грянет вдруг.


   
    слайд 5

Нет ни света, ни воды,                                        

Ни полена, ни еды.

                                  слайд 6


Люди серой тенью бродят,                              

Еле-еле тихо ходят.

  Слайд 7

Люди падают в пути.                                            

Им до дома не дойти.


Люди просто озверели -                                      
слайд 8
Человечье мясо ели.



И родная мать у сына
Для себя кусок отнимет.                                       Слайд 9
Кожа, клей, вода, ремни -
Вот вся пища в эти дни.

 Слайд 10.

Последний раз наша семья в сборе. Пьём кипяток из снега. Больше ничего нет. Вскоре мой любимый папочка умрёт от голода, брат уедет в Ташкент, поступит в лётное училище, его самолёт собьют в конце 1944 года.

Слайд 11.

Вид смоленского кладбища 1941 года. Горят костры из гробов, потому что могильщики замерзали. Мороз был 40-42 градуса. Мы хотели папочку похоронить в гробу отдельно, но у нас гроб отобрали и захоронили в общем захоронении. Я рыдала от горя. Покойников всё подвозили и подвозили на санках, в ящиках, на фанере и на машинах. Этот ужас, этот ад  мне до сих пор снится.

Слайд 12.

Горят продовольственные склады.  Они горели целую неделю. население не было мобилизовано на спасение продуктов. Крысы бежали лавиной из склада, что останавливался транспорт. Они расползлись по всему городу.

Слайд 13.

В детском доме дети похожи на маленьких старичков и старушек. Было так тихо, что не верилось, что это детский дом. Лёжа в своих кроватях, дети просили только хлеба.

Слайд 14.

Блокадная булочная на углу  6 линии и Среднего проспекта набивалась битком народа и в толчее, кое-кто крал карточки или хватал с весов и из рук хлеб.  Освещение две коптилки.

Слайд 15.

Разбомбленный дом на 5 линии Васильевского острова. Справа - это мы в школе сидели в пальто, шапках, рукавицах и писали карандашами. Каждый приходил и сообщал, кто у кого умер. Один раз только вышли из класса  и в него попал снаряд.

Евгений Юркевич «Коптилка погасла…» (О.П.Григорьеву)

Слайд 16                 

Коптилка погасла, и хлеба - ни грамма,
И нечем «буржуйку» уже растопить,
А в комнате - мертвые папа и мама,
И мне лишь немножко осталось прожить...

Я чувствую - сердце колотится редко,
И страх уж ушёл из замерзшей души...
И вдруг в нашу комнату входит соседка,
Подходит ко мне и меня тормошит:

«Скорей одевайся! Без хлеба и в холод
Ты выжить не сможешь один никогда.
Ты помнишь свою музыкальную школу?
Там детский приемник. Иди-ка туда».

Я вышел, шатаясь от злобного ветра
И спазмов голодных тягучих прыжков.
От дома до школы - четыреста метров.
А сколько же это ребячьих шажков?

Короткий тот путь от могилы к спасенью
Спокойно пройти не могу и теперь.
Ввалился я, падая в школьные сени,
С трудом распахнув тяжеленную дверь.

И в чувства меня привели, накормили,
Голодные сами, как я, доктора.
Ах, как же страдальчески страшны мы были,
Суровой блокадной поры детвора...

Года пролетели, но пульс Ленинграда
Стучит в моём сердце блокадной судьбой,
Хоть внуки, великая жизни отрада,
Уж старше, чем я той проклятой зимой...

Но мысль мою душу предательски гложет,
Саднит, будто в ране осколок стекла:
А если б соседка пришла чуть попозже?
А если бы школа чуть дальше была?..

Слайд 17 

       Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. Над озером постоянно летали фашистские самолеты. Они охотились за нашими судами. Детей увозили далеко от фронта, где не было воздушных тревог и не рвались фашистские снаряды.  Больше двух лет, днем и ночью, рискуя, шли Дорогою жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Кольцо  блокады разорвано 18 января 1943 года, блокада  была снята 27 января 1944  года.

Слайд  18    

(звук метронома)

Здесь нас бомбами глушили,

Здесь нас голодом душили,

Только мы с тобой, мой город,

Были всё-таки сильней.

Нет, мы их не позабыли,

Нет, мы их не позабыли-

Девятьсот ночей блокадных,

Девятьсот блокадных дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети глазами родителей, родители глазами детей"

Родительское собрание с презентацией...

«ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» (диспут)

Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ре...

Внеклассное мероприятие для 1-5 классов "Блокада глазами детей"

Внеклассное мероприятие "Блокада глазами детей" - это сценарий выступления младших школьников перед сверстниками....

Родительское собрание «ДЕТИ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

В родительском собрании принимают участие дети и их родители.  Оно проводится в форме диспута....

Методическая разработка к литературно-музыкальной композиции "Блокада глазами детей"

Встреча с ветеранами ВОВ  прошла 27 января 2015 года, и она   не оставила детей равнодушными.  Встреча прошла  в очень дружественной обстановке. Дети показали  миниатюру «Блок...

Блокада глазами детей

Расширить знания учащихся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны; познакомить учащихся с жизнью детей  Ленинграда в годы блок...