воспитание в процессе обучения
статья на тему

Карданова Жанна Сафарбиевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanievprotsesseobucheniya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

              Воспитанию нет начало , и конца его тоже  не видно,

               а перемен в этом процессе не существует.

                                            Ш.А.Амоношвили.

   

                      Воспитание в процессе обучения.

Воспитательный процесс ведется на основе  личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся .Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой в любой школе всегда была и остаётся очень важной сферой деятельности педагога. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого воспитателя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого воспитателя. Это даёт воспитателю ощущение необходимости его работы, её социальной значимости, востребованности. Однако, чтобы это происходило надо знать , как организовать свою работу и правильно преподнести её.

Воспитательное мероприятие- это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своём развитии несколько взаимодействующих стадий:

  1. Определение актуальности темы мероприятия.
  2. Определение концепции, включая цель, задачи.
  3. Планирование этапов мероприятия.
  4. Организация подготовки мероприятия- подбор содержательного материала, распределение ролей и поручений, выбор места, времени, изготовление атрибутики, костюмов, приглашение гостей и участников извне.
  5. Результативность- это анализ состоятельности данного процесса.

Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.

                                         Подробная структура мероприятия.

В названии воспитательного мероприятия отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконична, привлекательна и точно отражать содержание.

Цель формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный, конечный результат. Цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её содержания. Записывается цель, как правило, в виде одного предложения.

прим.: - Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии через конкурсно-игровую программу.

           - Выявление одарённых, талантливых детей, их интеллектуальное развитие.

           - Сохранение и укрепление здоровья детей через познавательно- игровую деятельность. Т.е цель – это то, ради чего организовано мероприятие.

Далее воспитатель формулирует 2-3 реальные задачи, решив которые можно достичь поставленной цели. Задачи должны быть чёткими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия. При формулировке задач используется неопределённая форма глагола.

прим.:- расширять и закреплять знания.

          - воспитывать чувства уважения и патриотизма.

          - развивать умение.

          - выделять характерные особенности.

Вообще для каждого направления воспитательной работы уже сформулированы основные задачи. В своих работах можно опираться на них.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  1. формировать у учащихся такие качества как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
  2. воспитывать любовь и уважение к традициям отечества, школы, семьи.

Нравственно-эстетическое воспитание:

  1. формировать у учащихся такие качества, как культура поведения , эстетический вкус, уважение личности.
  2. создавать условия для развития  у учащихся творческих способностей.

 Экологическое воспитание:

  1. помогать учащимся изучать природу и историю родного края.
  2. формулировать правильное отношение к окружающей среде.
  3. провести природоохранительные акции.

  Физкультурно-оздоровительное воспитание:

  1. формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  2. популяризовать занятия физической культурой и спортом.
  3. пропагандировать здоровый образ жизни.

Форма проведения мероприятия. Форма проведения – это вариант организации воспитательного процесса, его композиционное облачение. В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:

      - беседы, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВНы, театрализация, экскурсии, читательская конференция, диспут, коллективная творческая работа

Материалы и оборудование. Всё техническое обеспечение мероприятия подбирается в соответствии с темой и с учётом возраста воспитанников. Это могут быть карточки с заданиями, загадками, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура,  фотоаппарат, плакаты, картон, линейки, ножницы, цветная бумага для творческих работ.

Педагогический анализ проведённого мероприятия.  Анализ проводится на двух уровнях:

  1. Обсуждение с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем.
  2. Собственно анализ воспитательного результата с подведением итогов и выводов, он может включать следующие элементы:

- мера достижения цели и решения стратегических и тактических задач.

-характеристика эффективности выбранных средств, методов и приёмов.

- степень активности участников и их удовлетворённость участием в деле, особенности индивидуальных проявлений, эмоциональные состояния и реакции.

- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность.

- характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной  и педагогической позиции, манера поведения, характер отношения с учащимися.

- место мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и

логике воспитания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовное воспитание в процессе обучения.

Духовный мир ребёнка в огромной степени зависит от нас - взрослых, ведь детские глаза глядят на нас и видят всю правду, а главное, они ждут......

Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собстве...

Статья на тему "«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»

Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической по...

Духовное воспитание в процессе обучения младших школьников

Доклад на тему: "Духовное воспитание в процессе воспитания младших школьников в коррекционной школе." Краткое обобщение опыта работы....

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...