воспитание в процессе обучения
статья на тему
Предварительный просмотр:
Воспитанию нет начало , и конца его тоже не видно,
а перемен в этом процессе не существует.
Ш.А.Амоношвили.
Воспитание в процессе обучения.
Воспитательный процесс ведется на основе личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся .Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой в любой школе всегда была и остаётся очень важной сферой деятельности педагога. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого воспитателя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого воспитателя. Это даёт воспитателю ощущение необходимости его работы, её социальной значимости, востребованности. Однако, чтобы это происходило надо знать , как организовать свою работу и правильно преподнести её.
Воспитательное мероприятие- это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своём развитии несколько взаимодействующих стадий:
- Определение актуальности темы мероприятия.
- Определение концепции, включая цель, задачи.
- Планирование этапов мероприятия.
- Организация подготовки мероприятия- подбор содержательного материала, распределение ролей и поручений, выбор места, времени, изготовление атрибутики, костюмов, приглашение гостей и участников извне.
- Результативность- это анализ состоятельности данного процесса.
Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.
Подробная структура мероприятия.
В названии воспитательного мероприятия отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконична, привлекательна и точно отражать содержание.
Цель формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный, конечный результат. Цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её содержания. Записывается цель, как правило, в виде одного предложения.
прим.: - Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии через конкурсно-игровую программу.
- Выявление одарённых, талантливых детей, их интеллектуальное развитие.
- Сохранение и укрепление здоровья детей через познавательно- игровую деятельность. Т.е цель – это то, ради чего организовано мероприятие.
Далее воспитатель формулирует 2-3 реальные задачи, решив которые можно достичь поставленной цели. Задачи должны быть чёткими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия. При формулировке задач используется неопределённая форма глагола.
прим.:- расширять и закреплять знания.
- воспитывать чувства уважения и патриотизма.
- развивать умение.
- выделять характерные особенности.
Вообще для каждого направления воспитательной работы уже сформулированы основные задачи. В своих работах можно опираться на них.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- формировать у учащихся такие качества как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
- воспитывать любовь и уважение к традициям отечества, школы, семьи.
Нравственно-эстетическое воспитание:
- формировать у учащихся такие качества, как культура поведения , эстетический вкус, уважение личности.
- создавать условия для развития у учащихся творческих способностей.
Экологическое воспитание:
- помогать учащимся изучать природу и историю родного края.
- формулировать правильное отношение к окружающей среде.
- провести природоохранительные акции.
Физкультурно-оздоровительное воспитание:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- популяризовать занятия физической культурой и спортом.
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Форма проведения мероприятия. Форма проведения – это вариант организации воспитательного процесса, его композиционное облачение. В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:
- беседы, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВНы, театрализация, экскурсии, читательская конференция, диспут, коллективная творческая работа
Материалы и оборудование. Всё техническое обеспечение мероприятия подбирается в соответствии с темой и с учётом возраста воспитанников. Это могут быть карточки с заданиями, загадками, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакаты, картон, линейки, ножницы, цветная бумага для творческих работ.
Педагогический анализ проведённого мероприятия. Анализ проводится на двух уровнях:
- Обсуждение с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем.
- Собственно анализ воспитательного результата с подведением итогов и выводов, он может включать следующие элементы:
- мера достижения цели и решения стратегических и тактических задач.
-характеристика эффективности выбранных средств, методов и приёмов.
- степень активности участников и их удовлетворённость участием в деле, особенности индивидуальных проявлений, эмоциональные состояния и реакции.
- логика и структура воспитательного мероприятия, их эффективность.
- характер педагогического мастерства воспитателя, проявление его жизненной и педагогической позиции, манера поведения, характер отношения с учащимися.
- место мероприятия в системе воспитательной работы с классом, в общешкольной системе и
логике воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовное воспитание в процессе обучения.
Духовный мир ребёнка в огромной степени зависит от нас - взрослых, ведь детские глаза глядят на нас и видят всю правду, а главное, они ждут......
Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников
Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собстве...
Статья на тему "«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»
Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической по...
Духовное воспитание в процессе обучения младших школьников
Доклад на тему: "Духовное воспитание в процессе воспитания младших школьников в коррекционной школе." Краткое обобщение опыта работы....
«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...