Духовное воспитание в процессе обучения младших школьников
статья по окружающему миру по теме

Гермонова Нина Николаевна

Доклад на тему: "Духовное воспитание в процессе воспитания младших школьников в коррекционной школе." Краткое обобщение опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовное воспитание в процессе обучения младших школьников.

   Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать, а чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком.

   Настоящего гражданина родины, патриота не на словах, а на деле отличают высокие человеческие качества – способность понять другого человека, активно сопереживать горестям и радостям других людей, прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Разве не аксиома, что доброта, способность к состраданию, чувство милосердия – родовые признаки человека? Участившиеся случаи ничем неоправданной жестокости среди детей и подростков лишний раз убеждают в необходимости формирования доброго, отзывчивого, милосердного человека. В настоящее время резко возросла значимость уроков человечности, получаемых будущими гражданами в школе, особенно в начальных классах, когда эффект воспитательного воздействия на личность чрезвычайно весом.

   Целенаправленное формирование духовной личности школьника проходит не только во время внеклассных мероприятий, но и на каждом уроке. В каждом классе на уроках чтения рассматриваем произведения, которые почти все направлены на духовное развитие ребенка. Анализируя главных героев этих произведений, учим детей отличать добро от зла, избегать неправильных поступков, учим «любить ближнего своего как самого себя», учим бережно относиться к окружающей природе, учим милосердию, которое является одной из важнейших общечеловеческих добродетелей. Милосердный обращает свое внимание на нужды ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. При этом он не делает никаких различий: бедный это или богатый, добрый или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Он дарит любовь, не надеясь а благодарность и не ожидая ее, и, оказывая помощь, испытывает радость уже от того, что дает. Делание добра для него становится нормой. Человек живет не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего. Эту истину мы, учителя, стараемся донести на уроках до своих подопечных, которую они должны понять с детства. На уроках чтения в каждом классе мы проходим раздел «Семья». Работая над произведениями в этом разделе, мы с детьми уясняем для себя, что у нас есть обязанности перед своими близкими людьми – родителями. Уважение к ним заложено в правило, также ставшее духовным законом – «чти отца своего и мать свою». Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, воспитание. С раннего детства родители приучают детей к тому, что для них хорошо и полезно, заботятся о них, наставляют. Поэтому надо отвечать родителям такой же любовью и привязанностью, уважать и помогать им, словами и делами радовать отца и мать, почитать их, утешать в недугах и болезнях, быть терпеливыми и снисходительными. На этих уроках дети узнают, что непослушание, неуважение, пренебрежение к родителям всегда считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением.

   Так, переходя от раздела к разделу, мы изучаем духовные заповеди такие, как6

- «не укради», «не желай ничего чужого»;

- «не лжесвидетельствуй»;

- «не убий» (Здесь говорим о бережном отношении к человеку и ко всему живому. Здесь же говорим и о злобе, гневе, ненависти. Ненависть – это подобно убийству. Надо заглушить в себе это чувство и помириться).

   Так же мы рассматриваем заповедь, повелевающая человеку  трудиться. Труд тоже неразрывно связан с любовью к ближнему. Когда на уроках труда делаем разные поделки, в глазах детей появляется такая радость, такое счастье, что это они сделали своими руками, сами. И все дети хотят свои работы забрать к себе домой и показать своим родителям. Они хотят сделать им приятное. Важно не потерять в детях эту искорку доброты к своим близким.

   С возрастом дети начинают понимать, что труд, который нужен людям, приносит удовлетворение, радость души.

   Так же важнейшее место в духовном воспитании ребенка занимает природа. Природа – это неиссякаемый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Не все люди рождаются чуткими к красоте природы, это качество нужно развивать с детства. На уроках развития речи мы проводим экскурсии на речку, в поле, луг. Дети учатся наблюдать за сезонными изменениями в природе, любуются деревьями, посеребренными инеем или ярким ковром осенних листьев. На таких уроках у детей повышается интерес к окружающей природе, они становятся более активными и любознательными. Часто в структуру учебного занятия ввожу игровые ситуации, побуждающие школьников к активным поступкам природоохранного содержания. Зачитываю телеграмму от птиц, которые нуждаются в помощи детей. Иногда дети получают письма от лесных жителей или цветов. Вот текст одной телеграммы:

  «Здравствуйте. дорогие третьеклассники Калининской школы-интерната!

Мы, лесные жители, очень боимся прихода детей в лес. А как не бояться?! Вы нарушаете наш покой. Мы не можем покормить своих детенышей, подлетать к своим гнездам. Часто находим свои муравейники разрушенными. Помогите, пожалуйста, нам!

   Ваши лесные друзья Соловей, Зайчик и Муравьи».

   После таких писем проходит бурное рассуждение о том, как нужно вести себя в лесу, чего категорически нельзя делать. Дети дают разные советы.

   Вот такие методические приемы оставляют яркий эмоциональный след в памяти учащихся, обогащают их знания о природе, способствуют формированию любви и бережного отношения к ней. Дети убеждаются, что и они могут оказать влияние на окружающую среду, что в их помощи тоже нуждаются. И это делает их более добрыми и отзывчивыми.

   Кропотливая работа над духовным, нравственным развитием детей должна принести свои плоды. С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начинает «говорить совесть». Она как строгий судья оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе, а после совершения нехорошего поступка будет чувствовать угрызение совести. Совесть и есть основа духовности и нравственности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Духовное воспитание в процессе обучения.

Духовный мир ребёнка в огромной степени зависит от нас - взрослых, ведь детские глаза глядят на нас и видят всю правду, а главное, они ждут......

Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собстве...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к при...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.

Аннотация : данная тема в настоящее время очень актуальна и волнует каждого учителя, работающего в начальной школе. Перед современной школой стоит задача большой экономической и социальной значимости:...