Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников
статья по теме

Никифорова Инна Николаевна
Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собственных действий к роли научного консультанта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори)

 в процессе  обучения младших школьников

Никифорова Инна Николаевна,

учитель первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей №121» г.Казани

Греческий корень слова «косм» означает «порядок». Следовательно, «космос» с греческого – Вселенная, мироздание, устроенное в строгом порядке, возникшее из беспорядочного хаоса.  Космическое  воспитание ребенка по  Монтессори  означает сохранение и развитие в нем целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

 Космическое  воспитание — большой раздел программы, который объединяет в себе знания о природе, об окружающем мире, о человеке. Эти подразделы тесно переплетаются между собой, ведь хотим мы того или нет, человек является частью Космоса и развивается по его законам. М.  Монтессори  говорила, что  космическое  воспитание должно включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения. И как в мире природы каждый вид работает на целое, и от работы каждого зависит жизнь целого, так же должно быть и в человеческом сообществе. Чувство сопричастности, возникая стихийно в детстве, должно поддерживаться специальными усилиями взрослых.

Главные задачи  космического  воспитания:

1. Достижение гармонии между природой, человеком и социумом, т. к. люди должны жить в гармонии с собой, с обществом, с окружающим миром.

2. Упорядочить представления детей об окружающем.

БАНОЧКИ СТИХИЙ ЗЕМЛИ С ПЕЙЗАЖАМИ

Как, работая с детьми, научить их быть наблюдательными, удивляться каждой, даже самой незначительной частичке мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Для этого нужна система в которой будут сочетаться знания по астрономии, геологии, географии, истории, биологии, физике, химии, с учётом индивидуальности ребёнка, его разума, умения осмыслить и понять новое, его энергии и характера.

РУЛОН ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ ЗЕМЛИ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

Только тогда ребенок достигнет понимания, что каждый сможет внести вклад в существование всех, сумеет осознать собственное предназначение, и будет стремиться к его воплощению в жизнь.

КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Всё это соединяется в специально разработанных для детей дидактических материалах М.  Монтессори . Потому что мало просто вывести ребенка на улицу и показать ему звезды, чтобы он ощутил причастность к Вечности. На вторую ночь ему уже захочется разобраться, как устроено звездное небо. А это ведь можно делать днем, в комнате или в группе. С помощью специальных материалов.

В группе  Монтессори  - материалы об окружающем мире не просто стоят на полках в логической последовательности от конкретного к абстрактному, но так же и в логической взаимосвязи, которая существует в мире. Это помогает ребенку построить взаимосвязи миропорядка в его маленькой головке, потому что он стремится узнать сразу все из совершенно разных областей. Представляя мир как огромное информационное поле, которое надо возделать самостоятельно. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыты по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии в 11 классе.

Раздел « Космическое  воспитание» связан с другими разделами программы: «Грамота», «Математика», «Сенсорика». Эта взаимосвязь способствует:

- упорядочению хаоса окружающего мира в сознании ребёнка;

- ориентации ребёнка в пространстве и времени;

- расширению кругозора;

- увеличению словарного запаса;

обеспечивает интегрированный подход к обучению, построенный на основе чёткой научной классификации;

- помогает получить знания и жизненный опыт;

- даёт возможность узнать и понять культурные ценности родного народа и народов других стран;

- воспитать высокие моральные качества и умение жить в обществе.

 Специально подготовленное окружение  — это не только дидактические пособия, это специальная развивающая среда для детей.

. С ребенком не ведут продолжительных занудных или напротив очень примитивных бесед об окружающем мире. О его сложности ребенок узнает, попадая в подготовленную среду, маленький островок логики и порядка в мире хаоса, которым кажется ребенку окружающий его мир. В подготовленной среде ребенок впервые соприкасается с важнейшими моментами космического воспитания, которые в дошкольном возрасте откладываются в подсознании ребенка.

Во-первых, это категория пространства. Не только каждый дидактический материал, игрушка, карандаш в группе имеет определенное место, но и ребенок, раскладывая рабочий коврик и садясь на него, приобретает свое личное пространство. Без разрешения никто (даже учитель) не может нарушить это личное пространство ребенка. Распространяя этот принцип на реальный мир, дети со временем понимает, что любой объект  во Вселенной имеет свой ареал обитания, который нельзя нарушать.

Вторая важнейшая категория - это время. Ограниченность по времени свободной работы, а также применение специальных методов, развивает в ребенке ощущение ограниченности времени его жизни на Земле. Это ведет к чувству, а позднее к осознанию ограниченности своих возможностей, что стимулирует человека на сознательную жизнь, на познание и раскрытие своих способностей, на саморазвитие. Раскрывая свой творческий потенциал, ребенок приходит к мыслям о цели и смысле своей жизни на Земле.

Третья важная категория это свобода выбора “стимулов для развития”. Она может быть осуществлена в рамках “свободной работы”. Эта форма урока предполагает одновременную индивидуальную работу детей в классе. Как уже говорилось, это свобода не означает вседозволенности ребенка. Монтессори несколько общих ограничений, которые могут быть трансформированы в более простые правила работы в классе. Во-первых, она признает за учителем право выйти из роли наблюдателя и вмешаться, для того чтобы прервать то, что неверно. При этом положительным признается любая деятельность, которая ведет к гармонии, порядку, саморазвитию.

Не нужно бояться воспитывать своих детей глобально, учить с ними языки, путешествовать, давать знания, накопленные предыдущими культурами. Дети прекрасно умеют впитывать, а значит, насытить окружающий мир ребенка чем-то интересным, побуждающим познание, наша святая обязанность».

А тем, кто думает, что ребенку не нужно «раннее развитие», что это может его переутомить, лишить детства, тоже возразим: «Ребенок не учится тогда, когда нам этого хочется или когда мы специальным образом это организуем — он учится всегда, впитывая все подряд, поэтому наша задача не проводить с детьми уроки, а именно разнообразить жизнь, обогатить и показать удивительный мир вокруг».

   Мировоззренческой основой концепции космического воспитание стала идея М.Монтессори, что каждый человек имеет собственное место в "плане творения" и собственную "космическую задачу".. Это в свою очередь способствует осознанию собственного уникального места во Вселенском порядке.

Настаивая на таком порядке, Монтессори предлагает разворачивать его, начиная с механического упорядочивания ближайшего окружения ребенка. Преодолев внешний хаос, перейти к установлению внутреннего порядка, а далее к разумной организации социальных отношений, чтобы осуществить главную цель - гармоническое вселение человека в мир для реализации в нем задач, поставленных "сверхприродой" (Богом) перед разумом. Человек в этой концепции является ответственным сотворцом..

В результате космического воспитания закладывается фундамент личности и тем важнее понять с какими качествами, по мнению Марии Монтессори, ребенок переходит в начальную и среднюю школу. Здесь у детей развиваются следующие качества: ярко выраженная индивидуальность, способность концентрироваться на работе, воля, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, и, наконец, интуиция.

Космическое воспитание создает широкое поле для удовлетворения потребности в свободе передвижения и выбора занятий. Через обеспечение свободной работы дети получают возможность проявить зрелый интерес к той или иной области знаний и направить свои усилия на их изучение Таким образом, проявляются индивидуальные способности, свойства, способы самовыражения и методы организации своего опыта

Второй итог космического воспитания - развитие способности ребенка к полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта концентрация настолько абсолютна, что ребенок, увлеченный выбранной им работой, не замечает никаких других раздражителей вокруг себя таких как люди, музыка, шум. По наблюдениям Монтессори: "Ни один учитель не смог бы настоять на такой концентрации внимания. Но, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства"

Третий итог - это тренированная воля ребенка. Воля, по мнению М. Монтессори, подобно всем другим способностям, усиливается и укрепляется благодаря упражнениям. Когда ребенок последовательно выполняет серию скоординированных действий, направленных на достижение результата, когда он достигает некой цели, то "можно сказать, что он беспрерывно упражняет свою волю". Действительно, разве ожидая своей очереди поработать с материалом, аккуратно обходя коврики своих товарищей, ребенок занимается не организацией своей воли, не "приводит возбуждение и торможение в соответствие"

Сильная воля и самоконтроль позволяют сформировать и высокое чувству ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Отметим также трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, которое приобретается детьми. М. Монтессори считает, что эти тенденции генетически заложены в каждом человеке, как космическом субъекте. Монтессори-классе ребенок сам выбирает себе работу и выполняет ее без вмешательства. Наблюдения показали, что дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

Еще одно достижение космического воспитания - развитая интуиция. Во время Монтессори-урока ребенок выбирает один материал, а не другой, но не может объяснить почему. Тем не менее, как считает М. Монтессори, выбор глубоко мотивирован и является формой самовыражения, посредством которой мы можем следить за развитием детей. Ребенок выражает свои потребности яснее выбором, чем словами. По М. Монтессори, эта способность не тоже самое, что сознательное обоснование. Она более похожа на интуицию. Интуиция позволяет ребенку выбирать то, что ему необходимо, может быть легко утеряна. Космическое воспитание позволяет помочь ребенку не потерять эту способность, а значит благодаря ей, в конце концов, приблизить детей к пониманию их космических задач.

И еще один итог космического воспитания - хорошая социальная адаптированность. Обстановка в Монтессори-группе дает ребенку шанс почувствовать себя свободным, независимым, активным членом реального общества в миниатюре. У него есть возможность практиковаться в наивысшем из всех искусств - искусстве сосуществовать в добрых взаимоотношениях с другими людьми. С самого начала малышам преподаются "уроки в такте и учтивости"(206. 52), которые М. Монтессори считает исключительно важными. Поскольку они даются в ходе сензитивного периода фиксации движений тела, то ребенок живо реагирует на них. Весь урок и ежедневно во внеурочных отношениях с другими детьми, с педагогом и другими взрослыми людьми дети имеют возможности применять эти маленькие навыки социальной учтивости до тех пор, пока они не станут привычкой. Как можно заметить, такая привычка является результатом реализации потребностей ребенка в вербальном общении и навыках социального поведения.

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собственных действий к роли научного консультанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

Квалификационная работа по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками"...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Образовательный процесс должен строиться так, чтоб...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества в работе с младшими школьниками.

   В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешени...

"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и п...