Исследовательская деятельность младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность младших школьников | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление подготовила Кащаева Г. С.
Учитель начальных классов
Ноябрь 2017 г.
Исследовательская деятельность младших школьников
“Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны”. Конфуций
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Одной из целей нашей гимназии является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности гимназиста, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в гимназии.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наша гимназия создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.
Учебно-исследовательская деятельность гимназистов, как показывает опыт, не возникает в гимназии сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:
готовность гимназистов к этому виду работы;
желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности гимназиста.
Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста гимназиста.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы гимназии: администрации, педагогического коллектива, родителей гимназистов, конечно, самих гимназистов. При этом "уровень гимназиста" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов гимназии становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Ребёнок приобрёл опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Опыт публичного выступления.
Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – на факультативных занятиях “Введение в исследовательскую деятельность”. Предлагаем примерную программу данного факультативного курса.
Программа факультативного курса для 2 - 4 классов “Введение в исследовательскую деятельность”
Пояснительная записка
Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- целеполагание, выдвижение гипотез;
- ознакомление с литературой по данной проблематике;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала, его анализ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 17.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке с каталогами;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии;
- беседы.
Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи: Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
Обучить основам оформления работ.
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
2 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
3 класс
- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
- пересказывать подробно и выборочно;
- выделять главную мысль на основе анализа текста;
- делать выводы из фактов, совокупности фактов;
- выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
4 класс
- переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
- систематизировать учебный план;
- пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
- высказывать содержательно свою мысль, идею;
- формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
- решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
- свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
- переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Заключение
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности гимназиста к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие гимназистом собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
Нам хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.
Список литературы
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
4. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
7. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
8. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...