Викторина по окружающему миру в 1 классе "Про зелёные леса и лесные чудеса"
классный час (1 класс) на тему
Викторина по окружающему миру "Про зелёные леса и лесные чудеса" (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по окружающему миру в 1 классе | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «Про зеленые леса и лесные чудеса»
(Предметная неделя по окружающему миру)
Цель: Привитие любви к родной природе.
Задачи:
Воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе: к животным,
к растительному миру;
Расширить кругозор ребят;
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию.
Формировать умение работать в команде;
Ход мероприятия:
Вхождение в тему
-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада
видеть вас всех на нашем мероприятии. «Про зеленые леса и лесные
чудеса…»
Ведущий обращает внимание на конверт:
- «Ребята, сегодня ночью был сильный ветер. И к нам
принесло письмо.
Учитель показывает детям запечатанный конверт.
-«Прочитаем?»
Далее идёт чтение письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы – все лесные жители – приглашаем вас в гости. У нас
прекрасный лесной, зелёный дом, который называется лес. Здесь много различных
деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас
интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться
Добрые лесные жители»
Учитель «Ну что, ребята?
Отправимся в путешествие? Только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами.
Да, да, за чудесами! Тут написано заклинание, которое поможет нам, очутится в
лесу. Готовы?»
Заклинание
Все дети встают в круг. Учитель произносит слова, дети
делают движения
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Ну-ка, дружно все присели
Стоя в кругу, приседают на корточки |
|
Друг на друга поглядели | Смотрят друг на друга |
И похлопали в ладоши: | Хлопают в ладоши |
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп | |
Что у зайцев на макушке? | Ставят руки на голову, словно ушки |
Пляшут весело там ушки | |
Раз подскок, два подскок – | Прыгают на месте |
Поскакали все в лесок | Скачут в рассыпную |
Но вот мы и попали в лес,
Учитель: Но вот, мы
и попали в лес.
Ученик читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои!
Учитель: Ребята,
скажите, пожалуйста, кто живет в лесу? (Ответы).
Учитель: Лес – это
большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные.
Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу
разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы,
гнезда, берлоги.
- Как вы понимаете, что такое лес?
- Какие деревья растут в наших лесах?
- Зачем люди ходят в лес?
- Как надо относиться к лесным обитателям?
- Почему нельзя в лесу шуметь?
- Сок, какого дерева очень полезен людям?
- Какую пользу приносит лес людям?
Лес – это прекрасная планета, полная чудес и загадок.
В Лесу живут животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди
должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают
красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей
непоправимый вред!
- Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.
В нашем весёлом путешествии мы должны вспомнить многое из жизни обитателей леса, разгадать тайны. Это ответственное дело поручается 2 командам.
2 «А» - «Следопыты», 2 «Б» - «Лесные человечки»
Представление команд.
Мы ребята-следопыты
Сразу станем знамениты.
Не боимся трудностей похода,
С радостью встречает нас природа!
Мы – лесные человечки,
Тоже не сидим на печке.
Мы живём в лесу глухом
Охраняем наш родимый дом.
.Ребята, прошу пройти за столы…
С командами мы познакомились, теперь познакомимся с жюри (В жюри учителя начальных классов)
Ребята, сегодня будет много конкурсов. Жюри будет оценивать ваши ответы и за правильные будет вам вручать зеленые листочки (из картона). Чья команда соберет большее количество листочков, та и станет победителем.
Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу…
-Итак, начнем нашу игру:
1 остановка - «Царство растении»
«Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите,
как много растений вокруг. Царство растений делится на три государства: деревья,
кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, а вы мне будете называть государства.
Много рук, а нога одна. (Дерево)
Весной веселит, летом холодит.
Осенью питает, зимой согревает. (Лес)
Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да
большой, у меня много, да маленьких. (Кустарник)
Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава).
-А вы знаете, ребята, какую пользу приносят человеку
деревья?» (ответы детей).
«Правильно, они очищают воздух; дарят нам тень и
прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, посуду,
бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо для обогрева
домов в холодное время года.
А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и
лиственные, а среди лиственных выделяют ещё и плодовые.
Учитель. «Назовите
деревья, которые вы знаете? Кустарники? Травы? Молодцы!»
Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы воспитателя.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения,
трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На
веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с
ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях,
иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и
бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные
свойства? (Лекарственные растения)
Загадки
Деревья так заколдованы, что забыли свои названия.
Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (Ель)
Стоит Алена
Платок зеленый
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елка)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько спеет желудей. (Дуб)
Игра «С какого дерева листочек?»
-А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить
дерево и лист.
Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек
и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы дается
карточка.
Учитель: Молодцы,
ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как
надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.
2 остановка в нашем путешествии – «Грибное царство»
Учитель: Многие из
вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный
- в нём растут загадки, а это ещё интереснее.
Какие же загадки «растут» в нашем лесу:
Вы наверно, поняли, что на этой полянке растут грибы.
А какие вы узнаете, если отгадаете загадки лесных жителей. Послушайте и
отгадайте:
(отгадка сопровождается показом картинок)
Ой, какой грибок хороший,
Ярко-красненький, в горошек!
Будет супчик ароматным
И на вкус таким приятным…
Только слышен дружный хор:
- Нет! Ведь это - … (мухомор).
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.
Рады бабушка и дед:
- Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот крепкий … (боровик).
Скромный, тоненький и бледный…
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную … (поганку).
Что за ребятки в пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые
тучкой?
Очень дружные ребята,
У пенька живут... (опята).
Вопросы к детям:
-все ли грибы можно есть?
-Почему?
-На какие две группы можно разделить грибы
-Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь
-Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов
можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)
Грибы являются пищей для многих животных: если
исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно
относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы,
так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.
Задание игра «Найди грибок»
Лесные жители собрали в корзинку грибы, сколько грибов
они собрали, назови их.… Какая команда вперед справится с заданием…(
Приложение1)
Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что
это за ягоды – отгадайте:
Учитель показывает карточки, дети отгадывают…
Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста
Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.
Очень любят бусы эти (земляника)
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся
дальше.
3 остановка - « Царство птиц »
Учитель: Ребята, а
кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не
всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.
Загадки
Кто стучит в лесу с утра?
Отвечай-ка детвора,
То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!"
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он?- Конечно … (Дятел)
Рассказ о дятле.
Один из голосов, который мы слышим в
лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки
«тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей
«кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу».
Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну
– летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он
уничтожает насекомых-вредителей.
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. Верещуньябелобока,
А зовут её ...
Рассказ о сороке.
Сорока строит гнездо из сухих ветвей,
покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться
сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.
Вопросы викторины:
— Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы
детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы
детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой?
(ответы детей)
Игра «Птицы»
-Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как
только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое
или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и
поправить меня.
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, чижи…
Прилетели птицы:
«Голуби, синицы,
Аисты стрижи,
Галки и чижи!»
4 остановка - « Звериное царство »
-Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё -
отгадайте:
Быстрый, маленький зверек. По деревьям скок да скок.
(Белка)
Рассказ о белке.
Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в
сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом.
Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много
грибов на ветках.
Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка
обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек.
Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он
– как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.
Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всей кур пересчитала
И с собой унесла…(Лиса).
Учитель: Какая
лиса? Опишите по картинке внешность и расскажите о ее повадках. (Ответы: рыжая,
пушистая, хитрая, ловкая, осторожная…)
Рассказ о лисе
У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост,
острые ушки, живые умные глаза.
Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в
расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора
аккуратного барсука.
Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц
и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Следовательно,
лиса – хищное животное.
Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет.
Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их
обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая
плутовка от погони.
Под кустами,
Под елками
Катится клубок с иголками. (Еж).
Рассказ о еже
Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы
и живота.
На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают
чужие норы и устраиваются в них.
Питаютсяжужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы
и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги.
Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его
съедает.
Кто зимой холодной ходит злой голодный?
Рассказ о волке
Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый,
зубатый, злой…» - так говорят о нем.
Волк ест все, что может поймать, и
всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны,
антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы,
суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток.
Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый
сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.
Маленький, беленький:
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц).
Рассказ о зайце
У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы.
Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы
лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное
животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда
большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных
деревьев и кустарников.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
Рассказ о лосе
«Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие
тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые
начинают расти только весной.
Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега.
Питается листьями деревьев и кустарников, а также
травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин
и сосен.
Лось – мирное животное, но если на него нападут волки,
он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть
на лося.
Задание
Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних
расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк,
белка.
- Где живёт лиса в лесу? (в норе)
-Медведь? (в берлоге).
-Белка? (в дупле).
-Волк? (в логове).
- Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом?
А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие).
Конкурс «Эрудит»
Команды показали свои знания о животных. А сейчас мы
проверим вашу эрудицию. Каждая команда называет слова по цепочки, кто назвал
больше тот и выиграл
Назовите животных по цепочки, «Кто больше?»
Назовите птиц.
5 Остановка – «Цветочное царство»
Воспитатель. Сегодня мы
побывали с вами вы настоящем лесу. Понравилось вам лесное путешествие?
При выполнение каждого задание, вы получали цветочек.
Ребята, но вот мы и очутились на цветочной полянке, ведь в лесу еще растут
цветы.
-А какие цветы вы знаете?
Сейчас мы с вами соберём из цветов букет.
Возьмите клей и наклейте свои цветочки на лесную
полянку. У кого оказалось цветов больше, та команда и победила.
Хозяин леса
-Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных
жителей. Посмотрите, а чей это домик? Как вы думаете, кто в нем живет? (Ответы
детей)
- Ребята, кто следит за порядком в лесу и если нужно,
помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели,
Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон
И голос птичий
Охраняет — кто?..
Дети: Лесничий.
Учитель: Да,
ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.
-В чём заключается работа лесника? (ответы детей)
-Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.
Вот и подошла к концу наша викторина и пора посчитать знаки отличия – зелёные листочки.
-Команда «Следопыты» набрала … листочка, команда «Лесные человечки» - … листочка. Победила команда ….
Награждение команды победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Про зелёные леса и лесные чудеса".
Данный урок поможет в игровой форме познакомить учащихся с обитателями леса, закрепить умения умножать и делить на однозначное число, решать уравнения, отработать навык решения задач....
урок окружающего мира в 3 классе по теме "Лесные законы" по системе Л.В.Занкова
На данном уроке идёт интеграция урока окружающего мира и урока здоровья по программе О.С.Гладышевой. На уроке использован материал по изучению родного края, правил безопасного поведения в лесу в экст...
"Зелёная аптека" Игра-викторина по окружающему миру.
Игра-викторина 3 классЦель: закрепить знания о лекарственных растениях.Задачи:Вспомнить некоторые лекарственные растения Ленинградской области; их...
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
Викторина по окружающему миру 4 класс по теме:"Леса России"
Викторина по окружающему миру 4 класс по теме:"Леса России"...
Викторина по окружающему миру "Лесная поляна"
Викторина по окружающему миру "Лесная поляна"...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме " Зелёная планета"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру...