утренник или открытый классный час
классный час (2 класс) на тему

Тимошенко Лия Георгиевна

утренник или открытый классный час о донском казачестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrenniko_kazachestve.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Классный час : «Донского казака видно издалека».

Цель: формировать активную жизненную позицию детей, способствовать  воспитанию гордости за край донской.

Задачи: 

1. Образовательные:

-  познакомить учащихся  с культурой, обычаями, традициями и образом жизни Донского казачества,  с некоторыми аспектами истории Донского края.

2. Воспитательные:

-   прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине;

 3. Развивающие:

-  формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края.

Оформление и оборудование: мини-выставка о Донских казаках (старые фотографии, предметы старины, элементы одежды и т.д.), презентация.

                          «Донского казака видно издалека».

  Учитель:   Здорово дневале! Сегодня у нас проводится классный час «Донского казака  видно издалека».

-Как Вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (расскажем мы о Донском казачестве, о его культуре, обычаях, традициях.)

- Каждый из нас, кто живет в этом славном крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий Тихий Дон.

 Учитель: Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон - одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плёсы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов, станиц, обширных заливных лугов.

(Звучит казачий гимн «Всколыхнулся, взволновался  православный Тихий Дон».)        

   У этой большой земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег ее был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому. Она знала нашествие кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала Донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний.   Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил заводы и фабрики. Строил, чтобы еще могущественнее была наша страна, еще лучше жили люди.

У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет. 

Учащийся 6:

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар «на зубок» ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечении сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти  упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Учащийся 8:

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:

1.     Уважительное отношение к старшим.

2.     Безмерное почитание гостя.

3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Для казака существовал один закон: Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан прийти на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Слово учителя:

Наследием Дона стали знаменитые поговорки казаков:

ПОГОВОРКИ

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

А хорошо ли мы знаем историю наших предков – славного народа Донских казаков? В качестве разминки предлагаем Вашему вниманию небольшую викторину.

Викторина.  

  1. Кто стоял во главе Донского Войска? (Атаман).
  2. Какие выдающиеся личности Донского казачества вам известны?(Атаман Матвей Иванович Платов, Степан Тимофеевич Разин, Ермак Тимофеевич, Степан Данилович Ефремов, Емельян Иванович Пугачёв)
  3. Кто написал знаменитый роман о Донских казаках? Как он называется? (Михаил Александрович Шолохов и его роман «Тихий Дон»)
  4. Какие символы атаманской власти вам известны? (Булава, насека, бунчук)

Бунчук – символ казачьей вольницы. Древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка. Его выносили перед выходом атамана. Пожалован императрицей Елизаветой Петровной.

Насека – знак атаманской власти. Жезл из крепкого дерева. На нее атаман опирался.

Булава – знак атаманской власти. Из ореховой палки, на конце серебряный шар с позолотой, рукоять отделана серебром.

  1. Назовите традиционные виды оружия казаков.(Шашка, пика, нагайка)
  2. Как назывались традиционные казачьи поселения? (Хутора и станицы)
  3. Как назывался дом казака? (Курень)
  4. Как называется забор вокруг куреня? (Плетень)
  5. Назовите старую столицу Донского казачества. (г. Черкасск, сегодня ст. Старочеркасская)
  6.  Как называется новая столица Донских казаков? (г. Новочеркасск)
  7.  Что было изображено на первой печати Донского  войска? (Олень, пронзённый стрелою)
  8.  Что было изображено на второй печати, утверждённой Петром I? (Обнажённый по пояс казак на бочке).
  9.  Как называется площадь, где казаки собирались для того, чтобы решить повседневные проблемы; выбрать атамана; наказать виновных; жениться или развестись; отправиться на войну? (Майдан)
  10.  Как называется традиционный головной убор донских  казачек? (Кичка)
  11.  Назовите традиционный головной убор казака. (Папаха)
  12.   Как называется традиционная казачья лодка, сделанная из ствола дерева?  (Чёлн или челнок)

Конкурс «Знатоки казачьего фольклора»

                                                         Щи с мясом вкуснее, речь с поговоркой яснее.  

                                                         На Дону пословица недаром молвится. (Пословица).

  Мы предлагаем Вам  проверить знание казачьих пословиц и поговорок. Нужно найти продолжение первой части пословицы или поговорки.  

 1.Казак скорей умрет,                                                           а коня накормит

 2.Казак сам не поест,                                                            чем с родной земли сойдет

3.Когда два казака заодно,                                                   – любого врага одолеют.  

4.Казак дружбу соблюдает:                                            и в хоре певец, и в бою молодец.

5.Казаки в бою не робеют,                                                 никакой коршун не страшен.

6.Терпи, казак,                                                                              проживешь без урона.

7.На Донской земле все родится –                                                   мед ложкой кушать.

8.Казачьи песни слушать –                                                              в беде коня не бросает

9.Бери жену с Дона,                                                                              атаманом будешь.

10.Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец,                    надо только   трудиться.

Приложение  (ответы):

1.Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.  

2.Казак сам не поест, а коня накормит.

3.Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.

4Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.

5.Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

6.Терпи, казак, атаманом будешь.

7.На Донской земле все родится – надо только трудиться.

8.Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.

9.Бери жену с Дона, проживешь без урона.

10.Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

   Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Наверняка Вы слышали поговорку, означающую обильное застолье: «Ну, наготовили, как на Меланьину свадьбу!»  В отличие от иных анонимных поговорок, у нее есть точная и документально подтвержденная история.

                                         МЕЛАНЬЯ ЕФРЕМОВА.

   Вот что удалось нам выяснить в ходе подготовки нашего проекта.  Главные герои этой истории — донской казак Степан Данилович Ефремов, атаман Войска Донского, и юная казачка Меланья (Маланья). Степан, который был уже ранее дважды женат, полюбил эту казачку, торговавшую на базаре бубликами и тем содержавшую всю свою многочисленную и бедную семью. Меланья была на 20 лет младше атамана Ефремова. Ему тогда было около 40 лет. По казачьим меркам того времени он был уже стар. После долгих уговоров Степан добился руки Меланьи.

  Примерно в 1754 году состоялась свадьба, которая по-атамански была отпразднована очень пышно и богато. На центральной улице Черкасска были поставлены десятки столов в несколько рядов, до километра длиной, которые буквально ломились от яств и пития. Атаман пригласил на свою свадьбу всё население Черкасска, а оно тогда составляло около двадцати тысяч человек. Все пришли и гуляли эту свадьбу несколько недель. Вот тогда-то, говорят, и родилась пословица «Наготовили, как на Меланьину свадьбу!».

     

Очень интересные  Казачьи поверья и предания.

  Мать выводила ночью 3-х летнего сына в степь и, указывая ладонью на небо, говорила: “Звезды – глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род”. Мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь погибнув в бою с врагами своего рода он попадет в “Ирий” - рай на радость дедов.

Сохранилось предание о предках казаков, вставших на пути Чингисхана: 20 тысяч его воинов наткнулись в междуречье Волги и Дона на неведомый народ – их воины шли в бой на конях, обнаженные до пояса с двумя мечами в руках, многие в бою сражались, стоя на коне, могли на лету поймать пущенную в них стрелу у груди или уклониться. Монголов они всех вырубили, а Чингисхан обошел это место стороной, назвав его проклятым.

Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.

Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. И сейчас, весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

                                      Заповеди Донских казаков

    Испокон веков основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей.
Передача казачьих заповедей в первозданном виде проходила из поколения в поколение.

Превыше всего в казачестве была казачья воля и народоправство.

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи».

3. По тебе судят обо всём казачестве – народе твоём.

4. Служи верно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай.

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги семью свою, служи ей примером.

 У казаков:

Дружба — обычай;

Товарищество — традиция;

Гостеприимство — закон.

- Скажите, ребята, можем ли мы сегодня в нашем современном мире следовать заповедям Донских казаков? Какие из заповедей вы бы определили для себя как самые важные?

  Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы узнали много нового и интересного из истории Донского казачества. Мы на одно мгновение окунулись в прошлые века, прикоснулись к жизни наших предков и узнали, какие законы и традиции соблюдали, чем дорожили. Так же узнали интересные факты из истории нашей родной земли. Скажите, а что же особенно понравилось и запомнилось вам на нашем классном часу?

Только здесь, на Дону,

Пахнет степью вода,

Прикоснёшься губами –

Не уйдёшь никуда.

От земли этой милой,

Что дана нам судьбой,

Мне уйти не под силу,

Не расстаться с тобой.

Я точно знаю, вы очень любите свою малую Родину, свято храните традиции своего народа. Для каждого из нас очень важно знать свои корни, гордиться своим прошлым. Как писал историк Ф.А. Щербина: «Знание родного края – наша сила и величие Родины».  

Литература:

1. Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век; Диамант, 1999. - 79 с.

2. Винников Н.Ф. Парадоксы донской истории. /Н.Ф.Винников - Ростов н/Д, 2005.- 272 с.

3. Дик Н.Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков /Н.Ф. Дик. – Азов, «АзовПечать», 2010.- 154с.

4. Земцов С. Как их воспитывали // Ставропольская правда, 1991, 26 октября.

5. Казачьи пословицы и поговорки. Литература казачьего клуба СКАРБ – электронный ресурс по адресу: www.scarb.ru/Poslovicy.htm

6. Краснов П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. — М.: Вече, 2007. – 448с.

7. Петров А. Казачьи традиции: воспитание мальчика // «Казачий взгляд», №5 (101), май 2006 г.

8. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Чапаевск. 2007г.

9. Источник:(карты)
Егоров-Хоперский В.И. Город Черкасск - станица Старочеркасская 'Сокровища 'Старого города': Историко-краеведческие очерки' - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1981 - с. 5-32

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый классный час по теме:"Путь к здоровью", проведенный в рамках декады классного руководителя

Классный час по ЗОЖ, где дается доступная информация о том как можно сохранить крепкое здоровье, как правильно питаться, зачем нужно соблюдать режим дня, как правильно начинать закаливание и другое. В...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Открытый классный час на конкурс «Учитель года»в 4 классе

Цель данного мероприятия-формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека....

Сценарий открытого классного часа «Мир удивительных наук и открытий» в 3 классе

Классный час, проведенный в 3 классе в рамках недели науки....