Программа работы классного руководителя «В слове «Мы» - сто тысяч «Я»!»
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа предназначена для формирования и развития классного коллектива в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klassnogo_rukovoditelya.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» | ||
Согласовано: Руководитель ШМО Учителей _____ классов ______________________ «___» _______________ 20_____г | . | Утверждаю: Заместитель директора по УВР ___________________ «___» _______________ 20_____г |
Рабочая программа классного руководителя по формированию и развитию классного коллектива Название «В слове «Мы» - сто тысяч «Я»!» ____________________________________ (наименование учебного предмета) Программу составил Довбня С.В. __________________________________________ (Ф.И.О. учителя) | ||
г. Когалым 2012г. |
«Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в семнадцать лет, и сам долго думал, что лучше организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришёл к выводу, что нужно: построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после чего он сам становится воспитанной силой».
А.С. Макаренко
Программа по формированию и развитию классного коллектива Название «В слове «Мы» - сто тысяч «Я»!» Участники программы: Коллектив учащихся 1- 4д класса Цель программы: - создание условий для формирования духовно - развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Задачи: - определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой; - создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками; - развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе; - формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости); - воспитание гражданина своего Отечества, края на традициях русского народа в контексте с его духовной культурой. При решении воспитательных задач используем различные формы работы: классные часы, беседы, круглые столы, практические занятия, рейды, операции, экскурсий, походы, выставки детского творчества, праздники, конкурсы, утренники, викторины, игры (КВН, « Поле Чудес», «Звездный час», «Стань отличником», «Угадай мелодию» и т.д.), игры-путешествия, встречи с интересными людьми. Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год – 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Каким станет завтра наше общество, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники. Человек существо - социальное, и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие, сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении взаимодействии. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий российской системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации личности, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, большим преимуществом и крупным шагом вперёд развитии теории и практик воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование - главной задачей отечественной школы. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенная организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Для воспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младший школьный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведение в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее развитие общества. Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества. Система образования Российской Федерации позволяет решить эту проблему. В частности, это законы Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ожидаемые конечные результаты: Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, края, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой. Модель выпускника 4 класса: - владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им; - имеет первоначально отработанную произвольную память; - коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; - честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; - ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; - способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих; - способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением; - владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе; - он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам; - обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Ход реализации программы развития коллектива
Опыт сотрудничества в коллективе | Формы работы и направления | Решаемые задачи работы | Мероприятия по реализации | |
1 класс «Я и мой класс» | Освоение новой социальной роли ученика. Опыт взаимодействия в классном коллективе. Раскрытие творческих индивидуальностей учащихся. | Коллективная Групповая Индивидуальная Гражданско-патриотическое Спортивно-оздоровительное Интеллектуальное Диагностирование | Выявить способности каждого ребёнка. Воспитывать способность к сотрудничеству. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность. Расширять знания детей об окружающем мире. Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, чувство патриотизма.
| «День Знаний», «Праздник Букваря», «Прощание с 1-ым классом», «День именинника», родительские собрания совместно с детьми «Мы школьниками стали», « От улыбки станет всем светлей», «Подвижные и медлительные дети», конкурсы рисунков «Мои друзья», «Моя любимая игрушка», «Герои сказок А.С. Пушкина», «Наши мамы», спортивные игры «Весёлые старты», экскурсии в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей, городской хлебозавод, кинотеатр «Янтарь», «День Здоровья», «День Вежливости», «День знатока ПДД». |
2 класс «Я и моя Семья» | Формирование духовно-нравственных ценностей семьи, традиции рода. Создание условия для формирования нравственных идеалов – честности, патриотизма, уважения к старшим, бережного отношения к семье, любви, ответственности, доброты, чуткости во взаимодействии с семьёй. | Коллективная Групповая Индивидуальная Гражданско-патриотическое Спортивно-оздоровительное Интеллектуальное Диагностирование | Развивать и совершенствовать познавательную деятельность. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников. | Семейная игра «Счастливый случай », встречи с интересными людьми, родительские собрания совместно с детьми «Надо вежливым быть!», «Зло и добро», «Организация семейного чтения», «Семейные традиции», «Портфолио ученика начальной школы», новогодний утренник, конкурсы рисунков «Мой папа – нефтяник», «Портрет мамы», «Моя семья», экскурсии организованные родителями и вместе с родителями кинотеатр «Янтарь», в городскую телекомпанию «Инфосервис». Игра «Папа, мама, я –спортивная семья». «День Матери», «День Здоровья», «День Защитника Отечества». Посещение семей совместно с социальным педагогом школы. |
3 класс «Наши добрые дела» | Взаимодействие в учебном процессе. Опыт учебного сотрудничества в коллективе и микрогруппе. | Коллективная Групповая Индивидуальная Гражданско-патриотическое Спортивно-оздоровительное Интеллектуальное Диагностирование | Обеспечить условия для формирования коллектива класса. Умение работать в группе. Развивать у учеников любознательность и познавательные интересы. | Экскурсия по памятным местам города, в краеведческий музей, в городскую детскую библиотеку. Устные журналы: « Я - житель ХМАО », « Я- гражданин России», конкурсы рисунков «Мой город» , «Наша школа», «Защитник Отечества», «Они защищали Родину», встречи с ветеранами. Эколого-туристический поход «Мы откроем тайны природы нашего края», праздник «Математики», родительские собрания «Поощрение и наказание в семье», «Воспитываем примером», «Как научить ребенка говорить правду?». «День Здоровья», «Лицейская неделя», декада краеведения, «Вахта Памяти». |
4 класс «Я и моя школьная Семья» | Участие в школьной жизни. Приобретение лидерских качеств. | Коллективная Групповая Индивидуальная Гражданско-патриотическое Спортивно-оздоровительное Интеллектуальное Диагностирование | Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.
| Праздник «Прощай, начальная школа!», школьные «Весёлые старты», школьные конкурсы рисунков и поделок, участие в школьных декадах, олимпиадах и предметных конкурсах как школьных, так и всероссийских, родительские собрания «Подготовка к переходу на следующую ступень обучения», «Наши родители в истории города», «Трудовое воспитание детей», «Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения». «День Победы», «День Здоровья», «День Земли», «День Смеха». |
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: 1. Анкеты. 2. Тесты. 3. Статистический учет. 4. Диагностический мониторинг.
Данную программу я реализую третий год, и уже сейчас можно показать её эффективность. Уровень воспитанности учащихся постепенно растёт:
Учебный год | Высокий уровень | Хороший уровень | Средний уровень |
2012-2013уч. год (1 класс) | 30% | 39 % | 31% |
2013-2014 уч. год (2 класс) | 37% | 42% | 21% |
Ученики в 3-ем классе понимают такие ценности, как «семья», «школа», «образование», «Родина», «природа», «дружба», умеют различать хорошие и плохие поступки людей, выполняют правила поведения в школе, могут оценить свои действия и поведение одноклассников, умеют организоваться, соблюдают порядок во всем и дисциплину.
Дети принимают активное участие в общероссийских, школьных интеллектуальных конкурсах и спортивных соревнованиях, с каждым годом процент участников только повышается. Увеличивается количество детей получающих дополнительное образование, как в школе (кружки), так и в учреждениях города («Школа искусств», «Дворец спорта», «Ледовый дворец», «Дом детского творчества»)
Активность родителей в жизни класса и школы
2012 – 2013 (1класс) | 2013 – 2014 (2 класс) | 2014 – 2015 (3класс) | |
Высокая | 15% | 26% | 38% |
Средняя | 22% | 35% | 46% |
Низкая | 63% | 49% | 16% |
Результаты анкетирования родителей.
- Считаете ли Вы, что воспитанием детей должна заниматься только школа?
2012 – 2013 (1класс) | 2013 - 2014 (2 класс) | 2014 - 2015 (3класс) | |
Главенствующая роль в воспитании детей принадлежит семье, школа является реальным помощником, соратником и другом | 51% | 60% | 75% |
Равновеликая доля ответственности за воспитание | 23% | 28% | 15% |
Главенствующая роль в воспитании детей принадлежит школе | 24% | 11,9% | 10% |
Школа вовсе не занимается воспитанием и оказывает на ребенка отрицательное воздействие, которое проявляется в неуважении к родителям, девиантном поведении и потребительстве | 2% | 0,1% | 0% |
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: 1. Анкеты. 2. Тесты. 3. Статистический учет. 4. Диагностический мониторинг.
Продолжи предложение (Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив предложение): 1.Ребята, с которыми я дружу нашем классе, это... 2.Ребята, с которыми я дружу, не дружу в классе, это... 3.Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это... 4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это... 5. Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это... 6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это...
Предложения для родителей: 1.Школа, в которой учится мой ребёнок, - это___ 2. Класс, в котором учится мой ребёнок, - это _____ 3. Одноклассники моего ребёнка - это_________ 4.Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это 5.Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку, - это _ 6.Предметы, которые не нравятся моему ребёнку, - это _
Анкета для детей (дети отвечают – да, нет или не знаю с объяснением – почему так считаешь)
1. Наш класс очень дружный и сплочённый
2. Наш класс дружный
3. В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовёшь.
5. Наш класс недружный, мы часто ссоримся.
6. Наш класс недружный, в нём трудно учиться.
Анкета для детей (дети отвечают – да, нет или не знаю с объяснением – почему так считаешь)
1. В классе принято нести ответственность друг за друга.
2. В классе плохие поступки волнуют всех. 3. В классе нарушение дисциплины осуждаются только активными уч-ся. 4. В классе за нарушение дисциплины отвечают только перед учителем. 5. Мы стараемся, чтобы о наших поступках учитель узнал как можно меньше. 6. Мы не обращаем внимания друг на друга и учителей.
Анкета для детей (дети отвечают – да, нет с объяснением – почему так считаешь)
1. Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
2. Любите ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?
3. Помогаешь ли ты одноклассникам?
4. Обижают ли тебя в классе?
5. С желанием ли ты сейчас ходишь в школу, в свой класс?
6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?
Анкета для родителей
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок? 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? 3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку? 4. Какие традиции и обычаи, по- вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Анкета для родителей 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь? 2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе? 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка? 5. Создает ли школа, по- вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы классного руководителя "Мы вместе"
Модель работы, самоуправление в классном коллективе, подборка классных мероприятий на четыре года обучения....
Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Содержа...
Программа работы классного руководителя с коллективом класса и родителями.
Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время.Работа проводится с учениками 3-4-х классов общеобразовательной школы. Осуществл...
Программа работы классного руководителя с коллективом класса
Актуальность программы: Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на пл...
Программа работы классного руководителя с родителями 1 - 4 класса "Общее дело".
Родители – главные воспитатели ребёнка. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Родители были, е...
Программа работы классного руководителя с родителями обучающихся «Содружество».
Современная семья развивается в условиях качественно новой социокультурной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, очевидны процессы, кото...
ПРОГРАММА работы классного руководителя Таланцевой Светланы Борисовны с родителями (законными представителями) обучающихся 1 г класса
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНазначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с...