Музейный квест«Тайны предметов» в музее «Русское подворье» для детей с НОДА
методическая разработка (4 класс)
Музейный квест«Тайны предметов» в музее «Русскоеподворье» для детей с ограниченнымивозможностями(НОДА).
Статья и конспект занятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. На базе ГБОУ"Школы"Центр Динамика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_kvest.docx | 867.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейный квест«Тайны предметов» в музее «Русскоеподворье»
для детей с ограниченнымивозможностями.
Программа коррекционной работы в школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации.
Одна из важных деятельностей в коррекционной работе, это игровая деятельность. В игровой деятельности главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, которые активизируют деятельность обучающихся. В этой деятельности дидактическая цель представлена перед детьми в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства.
Задача педагога заитересовать ученика, сделать деятельность «вкусной» интересной. В музее «Русское подворье» школы «Динамика» активно развита музейная и экскурсионная деятельность.
В экскурсионную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игра не заменяет традиционные формы и методы музейной педагогики; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего экскурсионного процесса. Можно с уверенностью сказать что игра повышает интерес обучающихся к историческимпонятиям, стимулирует рост познавательной активности, это позволяет ученикам получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения педагога и учащегося, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.
Специалисты по активным методам по-разному оценивают эффективность игр в усвоении материала. Если при экскурсии использовать лекционную подачу материала усваивается не более 20% информации, то в игре – до 90%, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении.
Поэтому идея реализации музейногоквеста стала для нашей школы очень актуальна.И мы пришли к выводу чтомузейный квест или иная форма интерактивного занятия в музее является более эффективной для развития универсальных учебных действий, чем традиционная экскурсия – лекция.
Проведение игрового занятия в музее – педагогическая инновация последних десятилетий. На сегодняшний день это распространённая практика: каждый музей создаёт свои экскурсионные программы познавательного и игрового характера для детей, квесты выходят порой за пределы зданий и охватывают городское пространство, включая элементы ориентирования. Современный педагог должен не только включать в учебный процесс посещение музеев, но и уметь самому создавать квесты, чтобы привести обучающихся к результатам, соответствующим данному этапу изучения истории родного города, страны, знаменательных событий.
Методической литературы по созданию музейных квестов в качестве образовательных технологий немного. В основном, современные методические разработки посвящены описанию web-квестов. Отталкиваясь от этого понятия, попробуем определить основные признаки музейного квеста.
Web-квест (webquest) как технология обучения — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые web-квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Web-квест является проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимися, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени обучающихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.
В таком случае мы можем определить музейный квест как проект, в котором ресурсным пространством является музей. Почему выделяется именно web-квесты, как педагогическая технология? Для проведения квеста необходима образовательная среда, насыщенная информацией. Такой средой в web-квестах является интернет. Музейныйквест также обладает наличием насыщенного информационного поля.
Задачи квестав преодолении участниками квестового маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута изначально неизвестен и участникам необходимо постепенно открывать его. Для этого надо отгадать загадки и, находить в пространстве музея необходимые объекты.Найденный объект содержит новую загадку для решения и т.д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа. Все задания квеста являются тематическими.
Музейный квест - это замечательный способ совместить интересный отдых с познавательным процессом, особенно для детей с нашей категорией. Для совсем юных участников квест в музее - это способ приобщить ребенка к миру музеев. Экскурсия в игровой форме музейногоквеста поможет легко запомнить интересные факты.Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске.Более старшие ребята находят источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.
Но нужно отметить особенности квеста в музее «Русское подворье». Поскольку основная масса обущающихся в нашей школе имеют диагноз нарушение опорно двигательного аппарата(НОДА). Квест должен быть рационально продуман. Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Восприятие у детей с НОДА существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, и здесь можно говорить и о количественном отставании от возрастных нормативов, и о качественном своеобразии в формировании данной психической функции.
Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с нарушением опорно двигательного аппарата определяют недостатки образной памяти.
Все, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми. Однако двигательные нарушения у таких детей не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся ребёнок решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции (например, речь). Поэтому в психическом развитии детей с нарушением опорно- двигательного аппарата можно отметить «ножницы», когда дети могут давать разумные объяснения, связанные с окружающей действительностью, событиями, явлениями, бытом, могут описать все этапы выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и выполнить не может. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности,наглядно образное, словесно-логическое.
Таким образом экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, тем самым квест в музейной деятельности , это отличный способ реализовать задачи связанные с процессом музейной деятельности.
В каждой деятельности есть свой алгоритм, так и игровой квест имеет свой маршрут.
Алгоритм проведения квест-игры
І этап:
- Информирование и введение в игру
- определение времени для подготовки к игре;
- определение количества участников;
- определение места проведения.
- Создание Легенды
- формирование текста Легенды (составление загадки, заданий).
- Ознакомление участников с Легендой из отдельных отрывков
- выполнение задания– сбор отдельных отрывков в единый текст.
ІІ этап:
Ознакомление с правилами игры и привыкание к обстановке
- распределение ролей;
- использование соответствующих костюмов, музейных экспонатов;
- информирование о направлениях поиска путем подсказок (записки, решение задач и т.д.).
ІІІ этап:
Основная часть игры
- поиск Ключевого Предмета;
- решение легких задач – подсказок путем сложения пазлов, выполнения рисунков, составления небольшого текста;
- каждое успешно выполненное задание поощряется записками - подсказками о Ключевом Предмете;
- составление полученных ответов в единое целое – тексты – подсказки;
- сообщение о месте нахождения Ключевого Предмета.
IV этап:
Контрольный
- создание препятствий для получения Ключевого Предмета;
- постановка контрольных вопросов по усвоению материала.
V этап:
Заключительный
- обобщение полученных знаний, подведение итогов, награждение победителей игры.
Рассмотрим этапы работы над проектом по созданиюквеста на примере музейногоквеста при изучении темы «Тайны предметов».
Конспект музейного-квеста «Тайны предметов».
Цель:ознакомление школьников с предметами народного быта,через организацию экскурсионной-игровой деятельности (Квеста).
Задачи:
1) Закрепить знания о предметах старины и русского народного быта;
2) Развивать потребность в самореализации;
3)Развивать коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
4)Развивать воображение, память, логическое мышление;
5)Закреплять умение ориентироваться в пространстве;
6)Развивать творческие способности детей;
Методы:
- игровой: направлен на развитие культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
- репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, школьников;
Оборудование: экспонаты музея, ноутбук, наглядный материал(карточки с загадками и вопросами
Ведущий: Добрый день мои друзья, рада всех вас видеть я.
Сегодня «Русское подворье »нам дверь откроет широко,
Чтоб все загадки отгадали, и о предметах рассказали,
И будем знать мы всё и вся, Прекрасна вся история моя.
Ребята , сегодня Вквест мы поиграем, и все загадки отгадаем…
Квест - это игра, в которой нужно хорошенько подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки.
Тема нашей игры «Тайны музейных предметов»
Мы с вами уже были в музее «Русское подворье», и знакомились с нашей историей, с предметами старины, с бытом и обычаями русского народа. И сейчас я расскажу все правила. Если вы правильно выполните задание то получите букву, из которых нужно будет составить ключевое слово. Или подсказку , которая вам поможет двигаться дальше и сделать ваш путь более лёгким.Выполнив все задания и составив слово вы найдете предмет, в котором спрятаны сокровища( сюрпризный момент, сладкое лакомство).
1 задание. Вот сейчас мы с вами и проверим, запомнили ли вы для чего, служит каждый предмет. Если вы сможете правильно рассказать про все предметы, то получите первую подсказку. Я буду показывать вам разные предметы быта русской избы, а вы дайте верный ответ, для чего он служит?
Печь – служила средством обогрева, приготовления пищи и на ней спали старики и маленькие дети.
Ухват – с помощью ухвата женщина вытаскивала из печи горячий чугунок, что бы ни обжечь руки.
Колыбель, люльк-обычно название подвесной кроватки, она качалась, закрепленная под потолком. Легкая зыбка (кузовок), люлька плетеная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания.
Чугунок-крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Кая особенность?Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу.
Рушни́к — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения...
Молодцы ребята все предметы назвали правильно получаете первую буквуК
2 задание.Теперь наше задание состоит в том, что бы разгадать загадки про предметы старины (участники квеста приглашаются в «избу» где наглядно представлены предметы старины, завуалированные в загадки, после отгадывания загадки детям предлагается описать предмет, назвать его назначения, и по возможности рассказать про него)
Готовы? Наша первая загадка:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый не чистюля
Где там, в печке уголек
Кашу сварит...(чугунок)
Рядом с печкой стоит сват-
Злой да рогатый ухват!
Все из печки он хватает,
Да на стол скорее ставит…(Ухват)
Черный конь, скачет в огонь… (Кочерга)
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисла
Держит ведра… (Коромысло)
То назад, то вперед, ходит – бродит пароход Остановишь – горе! Продырявит море…(утюг)
Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает… (веник)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети по полати
У печи оставят… (лапти)
Стоит толстячек, блестит бочек,
Шипит, кипит, всем чай пить велит…(самовар)
А теперь ребята последняя загадка , если вы отгадаете её , там вы и найдёте вторую букву.
На срубленном да пиленом
Тканое положено,
Да на всех помножено.
Что от земли родится —
На тканое годится.(Скатерть)
Хорошо справились с этим задание.Вы получаете вторую буковку.О
А теперь мы проходим из избы на двор, где нас ждут головоломки и задания посложнее.
3 задание. Перед вами на столе разложены кусочки различных материалов, и предметы ,вы должны всей командой разложить эти кусочки к тем предметам из которых как вы думаете они сделаны. А теперь посмотрите на экран,там вы увидите правильный ответ ( На картинке изображены предметы и название материалов, и проведены стрелочки от предметов к материалов).
Все ребята замечательно справились с поставленной задачей. И получает третью букву.
Л
4 задание.(Ребятам предлагаются карточки на которых написаны названия различных предметов)
Ребята, вам нужно выбрать карточки с предметами быта, которые находятся у нас в музее, и отложить их отдельно. А карточки, которые лишние нужно отложить в сторону.
Ребята отлично справились с поставленной задачей, и получают четвёртую буквуО
5 задание. Пятую букву нашего загадочного слова вы сможете найти в том предмете , который находится в нашем музее. Отгадав что это за предмет , вам нужно найти этот предмет, и вытащить из него букву-подсказку.
И вот вам подсказка
*Наиболее ранние свидетельства об использовании и производстве этого предмета на территории страны относят к IV веку до н. э В XVI–XVII веках вэтот предмет создавали в Сибири и нескольких северных областях. Этот предмет изготавливался в ручную, этот труд был кропотливым. В России открыты четыре музеяпосвящённые только этому предмету: в Москве, Мышкине, Кинешме и мордовском селе Урусово.
Самый большой в мире(этот предмет) — высотой в шесть метров — сваляли в Санкт-Петербурге. Художница Валерия Лошак работала на протяжении года и потратила на свою валяную скульптуру 300 килограммов овечьей шерсти.
Нутеперь наверное вы точно отгадали , что это за предмет? Если нет , вот вам ещё загадка….
Хоть и скользкие дорожки,
Я зимой хожу в сапожках.
А когда был маленький,
Надевал я...
Ответ: Валенки
ДВот вы молодцы, нашли и 5 букву.
6 задание.
В старину с помощью этого предмета гадали. Брали этот предмет , и рассматривая его , и по этому предмету было понятно какой суженный.
Девушки подходят к поленнице спиной или зажмурившись и берут из нее полено наугад - кому какое попадется. Затем каждая осматривает свое полено, из чего делается заключение о будущем женихе: -> гладкое полено в тонкой ровной коре предсказывает хорошего красивого жениха;
-> полено с шероховатой корой - некрасивого на вид;
-> в толстой, но хорошей коре - богатого;
-> полено местами ободранное - со средним достатком;
-> без коры - бедного;
-> толстое полено - сильного или толстого;
-> с сучками - из большой семьи, и по числу сучьев гадают о числе людей в семье;
-> кривое - урода или с какими-нибудь физическими недостатками.
Под одним поленом , вы найдёте 6 букву. Е
Ребята и наконец мы на финишной прямой! Вам нужно отгадать ребус, Даю подсказку! Это строка из известного произведения А.С. Пушкина.
Пример: «У Лукоморья дуб зеленый» И вы получаете последнюю букву
Ц
Из полученных букв соберите слово.Если вам будет очень сложно, то я вам дам еще одну подсказку.
Есть квадратная нора,
Ниже круглая дыра.
Брошу я ведро в дыру
И воды в ней наберу…(Колодец)
Вы смогли отгадать правильное слово КОЛОДЕЦ, с чем я вас и поздравляю. Давайте подойдем к нашему колодцу и заглянем в него. Посмотрите что же там лежит? Сладкий приз. Вы можете угостится этими сладкими конфетками.
Итак, давайте поведем итоги, сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий: вспомнили предметы старины, с которыми вы познакомились на предыдущих экскурсиях в нашем музее. Научились определять предметы русского быта из множества картинок и разгадали много головоломок.
Спасибо ребята за такую хорошую работу и ваше хорошее настроение. Буду рада вас снова увидеть в нашем музее. До новых встреч.
Заключение
Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с,историей, фактами , обычаями и другими основами родного края. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы игры добавляется азарт, что позволяет наравне с изумительными видами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории. .
Особенно актуальна такая форма работы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, квест позволяет лавировать в музее, выбирать разные формы организации. Что очень важно , учитывая возможности учеников нашей школы. Также очень легко заменить вопросы , для дефференцированного подхода к каждой группе детей., и индивидуально к каждому ребёнку.
Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода на занятиях в музееразвивает и совершенствует индивидуальные познавательные способности обучающихся, обеспечивая рост эффективности обучения. А включение в процесс квеста как активной игровой технологии положительно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу учеников нашей школы. Его использование дает возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс – из обыденного и скучного в радостный, охотно выполняемый.
Литература.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос.пед. агентство. 1996. – 269 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Ресурсный центр. Структура веб-квеста: [электронный ресурс] http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php
- Алгоритм разработки веб-квеста.
- Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm
- Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка музейного занятия "Секреты предметов русской избы"
Ознакомление с предметами русской избы...
Экологический квест "Тайна Зеленого друга "
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнона...
Игра-квест "Тайна 5 замков" (2 класс)
Игра-квест "Тайна 5 замков" (2 класс)...
Логопедический квест «Тайна волшебного ларца»
Квест - интересная познавательная игра. Её применение создаёт условия для развития творческих способностей, мыслительных операций, содействует развитию всех речевых компонентов....
Методическая разработка научного квеста "Тайны прошлого: 3 предсказания Жюля Верна", посвященного Дню рождения писателя и Дню российской науки
Интересная разработка научного квеста по мотивам предсказаний научного фантаста - писателя Жюля Верна...
Игра - квест"Тайны Вселенной" посвященная Дню космонавтики
Игра ко Дню космонавтики«Тайны Вселенной» Участники: ученики 1-4 классов, команды по 8 человек Мерцают далёкие звёзды,Вселенная машет рукой,И тысячи важных вопросовОн...