Программы внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) на тему
Программы внеурочной деятельности в 3 классе, программа "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_3_klass.zip | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по
внеурочной деятельности
«Мир деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир деятельности», 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), программы курса «Мир деятельности» (1-4классов ) Л.Г. Петерсон
Цель курса: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
Задачи:
Для того чтобы сформировать у обучающихся любое УУД, каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Место курса « Мир деятельности» в учебном плане
Федеральный базисный план отводит 34 часов для образовательного изучения «Мир деятельности» в 3 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 34 часов.
Общая характеристика учебного курса.
Курс «Мир деятельности» состоит из 3 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяютих умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешноговхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Отсюда технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы (шаги):
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД,
учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель проводит уроки в технологии деятельностного метода (ТДМ).
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся.
Качественные оценки: «Молодец!» «Будь внимателен!» «Подумай еще!».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый - на уроках по курсу МИД.
Результатом контроля (текущего и итогового) должна быть создана ситуация успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться
Используемый учебно-методический комплекс
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 3 класса начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя
Комплект для ученика включает в себя:
1. «Мир деятельности», 3 класс: Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование,2011.
2. «Мои открытия», 3 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
В комплект эталонов «Мои открытия» для ученика входит также альбом с файлами, в который ученик помещает по каждой теме курса «Мир деятельности» эталоны (изученные способы действия – правила, алгоритмы и т.д., открытее учащимися) и «Копилку достижений». В течение недели, следующей за изучением той или иной темы, учитель проводит работу по самооценке учащимся своих достижений по данной теме.
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 3 класс: Методические рекомендации для учителя. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 3 класс. – Национальное образование, 2011.
3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 3 класс. – М.: Национальное образование, 2011
II. Планируемые результаты освоения учебного курса3 класс
1 ч в неделю, всего 34ч
Организационно-рефлексивная линия (12 часов)
Коммуникативная линия (9 часов)
Познавательная линия (6 часа)
Ценностная линия (6 часов)
Резерв (1 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.
Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.
Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.
Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.
Знать правила построения диалога и монолога, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (3 класс)
Тематическое планирование 3 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)
Программа курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...