Областная акция "Мы рядом"
классный час по теме

Мустафина Карина Ильдаровна

Акция приурочена к Всемирному Дню добровольца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_ryadom.docx35.07 КБ
Файл my_ryadom.pptx701.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мы рядом»

 

Цель занятия:

Способствовать формированию толерантного отношения к    людям с ограниченными возможностями;

Задачи:

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование. Цветик-семицветик, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека,

Мульфильм  «Цветик-семицветик  карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

Ромен Ролан

Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

Кто такие люди (дети) с ограниченными возможностями здоровья?

 (слайды 3-11)

III. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

(при наличии времени посмотреть мульфильм)

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

 (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

- Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

IV. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, дети  нарушением речи или с различными психическими отклонениями в развитии).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ (ДЕТИ)

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли читать книги? Смотреть фильмы?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом? Могут ли заниматься в кружках?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться телефоном?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ  ЛЮДИ (ДЕТИ)  

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться телефоном?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ (ДЕТИ), С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (заикаются, не выговаривают звуки, буквы)

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, учителями, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли пользоваться телефоном?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

 

Ребята, из ваших ответов видно, что есть люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

1 группа. Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах.

Что им для этого нужно? (слайд 12, 13)

(Ответ для слабовидящих: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и   Органайзеры Брайля с синтезатором речи,  Ручные и стационарные видеоувеличители Тифлоплееры - устройства для чтения говорящих книг,  Тифлоприборы Лупы: ручные, настольные, с подсветкой Телефоны для незрячих пользователей с функцией синтеза речи,  Читающие машины, которые способны в считанные секунды преобразовать текст в речь и многое многое другое...
 

(слайды 14,15)

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

2 группа. Давайте дадим слабослышащим  людям возможность быть с нами на равных правах.

Что им для этого нужно? (Работа в группе, советы для слабослышащих)

Например  - слуховой аппарат, знать язык жестов, блокнот,  на страницах которого можно написать, уметь высылать ЭСМ сообщения, группы в соцсетях, заниматься в группах по интересам, спортивных секциях,  ).

3 группа Давайте дадим    людям,  у которых проблемы с речью дадим  возможность быть с нами на равных правах.

Что им для этого нужно?

-   знать язык жестов, блокнот,  на страницах которого можно написать, уметь высылать ЭСМ сообщения, группы в соцсетях, заниматься в группах по интересам, спортивных секциях, петь,  не торопить человека, когда он говорит, не делать замечание, не заострять внимание, когда он говорить


 

 Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками».

Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

V. Создание нового цветика - семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности. (Слайд 16-22)

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик  - семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

VI. Итог занятия.

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

 

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.

Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде "Стакан находится где-то там на столе". Старайтесь быть точными: "Стакан посередине стола".

Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди, испытывающие затруднения в речи

Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.

Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.

Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

***Не смущайтесь, что список того, что правильно, а что неправильно, столь обширен. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте - и тогда все будет хорошо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областная социально-педагогическая программа по формированию толерантности в молодежной среде «ЛИК» Областная акция «Мы рядом» ГБОУДОД ЦРТДЮ ЦСМ 2018 год

Слайд 2

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья Нарушения слуха (тугоухость, глухота); Нарушения речи; Нарушения зрения (слепые, слабовидящие); Нарушения опорно – двигательного аппарата; Задержка психического развития; Умственная отсталость; Детский аутизм; Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).

Слайд 4

Главное - здоровье Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностированы различные заболевания. Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 5% выпускников можно считать практически здоровыми .

Слайд 5

Дети с нарушением слуха Согласно исследованию, проведенному ВОЗ, от нарушения слуха страдает от 4 до 6 % населения нашей планеты, это примерно 360 миллионов человек в мире, из них более 30 миллионов — это дети.

Слайд 6

Дети с нарушение слуха Причины ухудшения слуха Возрастные изменения Серные пробки Инфекционные болезни Воспалительные процессы в ухе Травмы Последствия приема лекарств Врожденная патология

Слайд 7

Дети с нарушением зрения По данным ВОЗ на земном шаре примерно 285 млн. человек страдают от проблем со зрением, из них 39 млн. слепы и 246 млн. с пониженным зрением. Проблема в том, что за последнее время снижение зрения у детей растет. Так, среди первоклашек проблема со зрением фиксируется у 4% учеников, у выпускников же этот процент на порядок выше – уже 40%!

Слайд 8

Дети с нарушением зрения Причины ослабления зрения школьников: наследственность; увеличение интенсивности зрительных нагрузок; доступность электронных средств обучения; несоблюдение гигиены зрения; недостаточная профилактика.

Слайд 9

Дети с нарушением речи Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. В начальной школе цифра изменяется незначительно, так как преодолевают нарушения речи лишь 7,5 % детей.

Слайд 10

Дети с нарушением речи Нарушения речи являются самыми распространенными нарушениями в детском возрасте. Их количество среди всех нарушений развития у детей достигает 70,9%. Наиболее часто эти нарушения встречаются у детей Заикание— одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы. Гнусавость, речь «в нос».

Слайд 11

Дети с нарушением речи Причины нарушения речи у детей травма; гаджеты и телевизор; отсутствие интереса к чтению книг; чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору .

Слайд 12

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР

Слайд 13

Книги по Брайлю

Слайд 16

«У видеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Слайд 17

«Установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностям и

Слайд 18

«Понять» проблему человека .

Слайд 19

«Принять » человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.

Слайд 20

«Заинтересоваться» успехами человека.

Слайд 21

Что-то «перенять» и что-то дать взамен

Слайд 22

«Помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 3 классе на областном семинаре

Мною предложена  полная версия открытого урока русского языка в 3 классе для слушателей курсов ИПКПРО г.Ульяновска на областном семинаре по теме "Формирование ключевых компетентностей учащихся в ...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на областном семинаре

Мною предложен конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании  буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу" на областном семинаре для слушателей курсов ИПКПРО г.Ульяновска по теме...

Областной семинар учителей начальных классов

В нашей школе прошёл областной семинар учителей начальных классов по теме "Особенности проектирования и организации современного урока"...

Областной открытый урок "Родная семья" "Семьёю держится Россия"

Этот открытый урок  по окружающему миру я провела для родителей. Всем было интересно собрать информацию о своих корнях, о своей родословной. К уроку готовились все: и учитель, и дети, и их родите...