Воспитательный план 1 и 3 класс.
материал (1, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Солдатова Оксана Александровна
С.Хасурта
Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 и 4 классов
Солдатовой Оксаны Александровны
по итогам работы за 2016 - 2017 учебный год
Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Моей целью, как классного руководителя, является воспитание всесторонне развитой и нравственно зрелой личности каждого ребенка, способной к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящейся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом.
Задачами моей воспитательной работы с классами являются: воспитание у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; формирование экологической грамотности учащихся; развитие общественной активности учащихся, воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну; привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России; воспитание сознательного отношения к учёбе, развитие познавательной активности.
Социальный паспорт 2 класса
№ | Общая информация | Кол-во |
1. | Сколько детей. | 9 |
2. | Сколько семей. | 9 |
3. | Многодетные семьи | 3 |
4. | Неполные многодетные семьи | 1 |
5. | Неполные семьи (из них матери-одиночки/дети) | 1 |
6. | Неполные семьи (отцы, воспитывающие детей без участия супруги/дети). | 1 |
7. | Семьи/дети, нуждающиеся в помощи государства | 5 |
8. | Количество детей, склонных к правонарушениям по школе | 2 |
9. | Количество детей, состоящих на учете в ПДН | 0 |
10. | Семьи, дети, находящиеся в социально опасном положении. | 0 |
11. | Опекаемые дети. Из них дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. | 1 |
12. | Инвалиды детства. | 0 |
13. | Малообеспеченные семьи, дети. | 4 |
Характеристика 2 класса
В классе обучается 9 учащихся, из них 4 девочки и 5 мальчиков 2008-2009 г. рождения.
В классе 4 ребёнка из многодетных семей, из них 2 – из неполных. У одного ребёнка нет мамы, у другого - отца. Большинство детей воспитывается в семьях, нуждающихся в помощи государства. В классе обучается 1 ребёнок, оставшийся без попечения родителей. Его воспитанием занимается тётя, которая является его законным опекуном.
Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Все дети учатся в меру своих возможностей: в классе 5 ударников. Это Б.В., И. М., К.А., П. А., Х.С.
Дисциплина в классе удовлетворительная, порой приходится на некоторых уроках
ее сдерживать. В классе организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются отметки.
Пропуски уроков, конечно, присутствуют, но они по уважительной причине. Считаю, что в классе ученический коллектив сформирован. Группировок отрицательного характера нет. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддержать друг друга в трудную минуту, оказать помощь. При подготовке и проведении мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к школьным делам. В классе есть ученики, которые не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, на вопросы отвечают правильно, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Это К. А.
В состав класса входят и дети, которые редко проявляют себя на уроках, с трудом справляются с учебными заданиями, практически не воспринимают программный материал, хотя на переменах общительны и некоторые из них даже задиристы. Это А, В, В.
Степень вовлеченности учащихся класса во внешкольную деятельность - высокая. Школьные кружки посещают почти все дети. Для проведения классных дел распределены поручения.
Родители не всех учащихся проявляют заинтересованность к школе и учебным достижениям своих детей. В семьях созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Посещаемость родительских собраний – хорошая (в среднем составляет 70-85%).
В классе сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям. Конфликты ещё в коллективе возникают, но быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощение, если они неправы.
Социальный паспорт 4 класса
№ | Общая информация | Кол-во |
1. | Сколько детей. | 3 |
2. | Сколько семей. | 3 |
3. | Многодетные семьи, дети | 1 |
4. | Неполные многодетные семьи/дети | 0 |
5. | Неполные семьи/ дети (из них матери-одиночки/дети) | 0 |
6. | Неполные семьи/дети (отцы, воспитывающие детей без участия супруги/дети). | 0 |
7. | Семьи/дети, нуждающиеся в помощи государства | 2 |
8. | Количество детей, склонных к правонарушениям по школе | 1 |
9. | Количество детей, состоящих на учете в ПДН | 0 |
10. | Семьи, дети, находящиеся в социально опасном положении. | 0 |
11. | Опекаемые дети. Из них дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. | 0 |
12. | Инвалиды детства. | 0 |
13. | Малообеспеченные семьи, дети. | 1 |
Характеристика 4 класса
В классе обучалось 3 учащихся, из них 1девочки и 2 мальчиков 2006-2007 года рождения.
Все дети проживают в полных семьях, 2 ребёнка – в малообеспеченных. Дети живут в удовлетворительных семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Все получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции с учётом своих интересов. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя. В классе один ударник. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д. В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей. Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности. Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга. Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися класса не наблюдалось.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Ученики класса открыты и легки в общении. Дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём. В классе сложились добрые дружеские отношения между девочкой и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям. Конфликты ещё в коллективе возникают, но быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощение, если они неправы. После 2 четверти из класса выбыл 1 ученик, это П. И. В конце 4 четверти прибыл новый ученик, это Б.А. У мальчика очень низкая мотивация к обучению. Поведение так же оставляет желать лучшего. Саша может выражаться нецензурными словами, обижать девочек.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
Основным направлением воспитательной работы прошлого года было продолжение формирования детского коллектива.
В свободное время ребята посещали спортивный кружок «Здоровье», кружок «Волшебные пальчики» и «Стрелковый».
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед: «Осторожно незнакомец», «Удивительное рядом», «В мире гармонии», «Каждой вещи - своё место» и др.
Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
В течение года велась работа по формированию нравственных качеств. Ребята учились быть добрыми, милосердными, вежливыми, дружными, учились отличать плохие поступки от хороших во время бесед: «Тепло родного очага», «Подари другому радость», «Ты и твои друзья», «Сад Добра», «Культура общения» (правила поведения) и др.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости. Было проведено спортивное мероприятие к 23 Февраля, классные часы на темы: «Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело», «Ты один остался дома…», «Шалости и травмы», «Спички детям не игрушка!» и др. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско - патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения. Информационные часы «Мои предки в труде и в бою», «Семья и семейные традиции», «Наши бабушки и дедушки», «Традиции семейских» и др.
Ребята 2 класса дружат не только в школе, но и за её пределами. И во 2, и в 4 классах сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, детям. Конфликты ещё в коллективе возникают, но быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощение, если они неправы.
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С сильными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к будущим олимпиадам. Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал, предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.
Детям очень нравится выступать на классных и школьных мероприятиях, таких как: Праздник Осени, Новый год, 23 февраля, 8 марта. Они способствуют сплочению коллектива, влияют на формирование сознательной дисциплины и на нравственное развитие. В конце года учащиеся 2 класса приняли активное участие в праздничном классном часе, посвящённом выпуску из начальной школы 4 класса.
Участие в конкурсах, олимпиадах учащихся 2 и 4 класса в 2016-2017 уч.году.
Уровень | Название мероприятия | Кол-во уч-ков | Результат | Ф.И. учащихся |
школь- ный | Районные чтения, проходящие под эгидой творчества Елены Хоринской. | 2 | Диплом участника | |
районный | Районная олимпиада начальных классов Математика Окружающий мир | 1 1 | Участие 3 место | |
Районный конкурс Детских рисунков и поделок «Пасха красная» | 4 | Сертификаты участников | ||
Районный конкурс рисунков и комиксов «Безопасная дорога глазами детей» | 7 | 2 место участие | ||
Районная научно-практическая конференция «Первые шаги» | 3 | Сертификатыучастников | ||
Федераль ный | Общероссийский конкурс «Логическое мышление». Институт развития школьного образования, г.Калининград. | 6 | Сертификаты участников | |
Электронная школа Знаника. Всероссийский метапредметный конкурс «Решай-ка» | 8 | Сертификаты участников | ||
Электронная школа Знаника. Всероссийская олимпиада по русскому языку «Орфотека» | 1 | Сертификаты участников | ||
Междуна родный | Международный проект videouroki.net Олимпиада «Школьное многоборье. Март 2017» | 5 | Диплом 2 степени Дипломы 3 степени Сертификаты участников | |
Международный математический конкурс – игра «Кенгуру». | 6 | Сертификаты участников |
Работа с родителями проводилась, с целью привлечения их стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся, на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
И эта работа дает результаты. Родители активно участвуют в классных собраниях. Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся.
Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
В течение года, для родителей, учащихся 2 и 4 классов было проведено 5 родительских собраний, консультации для родителей:
- Первая оценка – праздник или огорчение.
- Как развивать у ребёнка желание читать?
- Создание микроклимата в семье для успешного развития ребёнка.
- Эмоции положительные и отрицательные.
- Игра и труд в жизни школьника.
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.
А также родители оказывали посильную помощь в благоустройстве класса. Самым активным и неравнодушным родителям объявлена благодарность.
Таким образом, в целом воспитательная работа в прошедшем году велась успешно. Исходя из анализа воспитательной работы за 2016-2017 учебный год, в 2017-2018 учебном году необходимо продолжить работать над духовно-нравственным развитием учащихся через систему урочной и внеурочной деятельности.
Наряду с поставленными, в прошлом учебном году задачами, продолжить работать над:
- Созданием дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;
- Добиваться высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.
Многое из запланированного удалось выполнить, но проблемы есть: остаётся низким уровень воспитанности у некоторых ребят, родители по-прежнему мало интересуются делами своих детей, неохотно идут в школу, хотя уже сформировалась группа, которая принимает активное участие во всех мероприятиях.
Самое главное, чтобы каждый ребёнок не потерял своего лица, чувствовал себя в школе комфортно, и чтобы он с радостью спешил в школу за новыми знаниями.
Помнить и способствовать тому, что
«Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
Воспитательная система
«Цветик - семицветик»
Цель воспитательной работы:
Воспитание всесторонне развитой и нравственно зрелой личности каждого ребенка, способной к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящейся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом.
Задачи воспитательной работы:
- Воспитание у учащихся стремления к ведению здорового образа жизни;
- формирование экологической грамотности учащихся;
- развитие общественной активности учащихся, воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну;
- привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России;
- воспитание сознательного отношения к учёбе, развитие познавательной активности.
- Направления воспитательной системы класса
Подпрограммы:
«Учение»
Задачи:
- развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;
- формирование интереса к процессу познания;
- воспитание читательской активности;
- осуществление экологического, эстетического, патриотического, профессионально-ориентационного воспитания младших школьников.
Формы работы: - тематические классные часы;
- викторины;
- беседы;
- экскурсии;
- читательские пятиминутки.
«Труд, художественная деятельность»
Задачи:
- стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности;
- формирование творческого воображения, любознательности;
- осуществление эстетического воспитания школьников;
- воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя;
- создание атмосферы радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности учащихся.
Формы работы: - беседы;
- творческие конкурсы;
- рейды;
- коллективные дела;
- практикумы.
«Классный коллектив»
Задачи:
- формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
- привитие детям нравственных норм цивилизованного общества;
- раскрытие сущности нравственных отношений между людьми;
- формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.
Формы работы: - тематические классные часы;
- беседы;
- практические занятия;
- праздники;
- чтение художественной литературы по теме.
«Здоровье»
Задачи:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Формы работы: - тематические классные часы;
- беседы;
- встречи с медицинскими работниками;
- практические занятия;
- спортивные соревнования;
- утренняя зарядка;
- физминутки на уроках;
- походы в лес.
«Досуг»
Задачи:
- развитие коммуникативных качеств личности, артистизма, познавательного интереса, самостоятельности;
- формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия;
- воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Формы работы: - познавательные игры;
- утренники;
- тематические праздники;
- конкурсы;
- семейные вечера;
- классные посиделки.
«Семья»
Задачи:
- максимальное сближение интересов детей и родителей;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
Формы работы: - тематические праздники;
- конкурсы;
- семейные вечера;
- классные посиделки.
«Культура поведения»
Задачи:
- формирование у детей навыков культурного поведения;
- привитие учащимся потребности выполнения правил поведения в общественных местах.
Формы работы: - тематические классные часы;
- индивидуальные беседы;
- практические занятия.
Сведения об учащихся и их родителях
1 и 3 класс
№ | Список класса | Дата рождения учащихся | Домашний адрес, телефон | ФИО родителей или лиц их заменяющих | Место работы родителей |
Социальный паспорт 3 класса
№ | Общая информация | Кол-во |
1. | Сколько детей. | 9 |
2. | Сколько семей. | 9 |
3. | Многодетные семьи | 4 |
4. | Неполные многодетные семьи | 2 |
5. | Неполные семьи (из них матери-одиночки/дети) | 1 |
6. | Неполные семьи (отцы, воспитывающие детей без участия супруги/дети). | 1 |
7. | Семьи/дети, нуждающиеся в помощи государства | 5 |
8. | Количество детей, склонных к правонарушениям по школе | 2 |
9. | Количество детей, состоящих на учете в ПДН | 0 |
10. | Семьи, дети, находящиеся в социально опасном положении. | 0 |
11. | Опекаемые дети. Из них дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. | 1 |
12. | Инвалиды детства. | 0 |
13. | Малообеспеченные семьи, дети. | 4 |
Социальный паспорт 1 класса
№ | Общая информация | Кол-во |
1. | Сколько детей. | 5 |
2. | Сколько семей. | 5 |
3. | Многодетные семьи, дети | 1 |
4. | Неполные многодетные семьи/дети | 0 |
5. | Неполные семьи/ дети (из них матери-одиночки/дети) | 3 |
6. | Неполные семьи/дети (отцы, воспитывающие детей без участия супруги/дети). | 0 |
7. | Семьи/дети, нуждающиеся в помощи государства | 3 |
8. | Количество детей, склонных к правонарушениям по школе | 0 |
9. | Количество детей, состоящих на учете в ПДН | 0 |
10. | Семьи, дети, находящиеся в социально опасном положении. | 2 |
11. | Опекаемые дети. Из них дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. | 0 |
12. | Инвалиды детства. | 0 |
13. | Малообеспеченные семьи, дети. | 2 |
СПОРТИВНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ, ВНЕУРОЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
3 класс
№ п/п | Ф.И. учащихся | В каких конкурсах, соревнованиях, выставках и др. мероприятиях принимал участие | Результаты |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 |
1 класс
№ п/п | Ф.И. учащихся | В каких конкурсах, соревнованиях, выставках и др. мероприятиях принимал участие | Результаты |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Занятость учащихся во внеурочное время
3 класс
№ п/п | Ф.И.учащихся | Название кружков, секций. | ||||
Юный стрелок | Волшебный английский | Умелые ручки | Резьба по дереву | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
1 класс
№ п/п | Ф.И.учащихся | Название кружков, секций. | |||
Спортивный | Умелые ручки | Резьба по дереву | |||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Работа с родителями
№ | Список учащихся | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | 3 класс | |||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
1 | 1 класс | |||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
п – посещение на дому
б - беседа
т - телефонный звонок
Темы родительских собраний.
1 класс
1.«Адаптация учащихся 1 класса».
2.«Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в её развитии».
3.«Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития».
4.«Перелистывая страницы учебного года».
3класс
1.« О стилях семейного воспитания».
2.«Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
3.« Воображение и его роль в жизни ребёнка».
4.«Чтение без принуждения»
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
- Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия школьников на уроках.
- Контроль за успеваемостью учащихся.
- Организация питания учащихся.
- Организация дежурства в классном кабинете.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
- Проверка дневников учащихся.
- Проведение классных мероприятий согласно плана.
- Работа с родителями (по необходимости).
- Работа с учителями-предметниками (по необходимости).
Ежемесячно
- Посещение уроков в своем классе.
- Посещение семей учащихся.
- Встреча с родительским активом.
- Участие в рейдах совместно с членами УС.
Один раз в четверть
- Оформление классного журнала по итогам четверти.
- Участие в заседании МО классных руководителей.
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ воспитательной работы за год.
- Заполнение диагностических карт учащихся.
Программа профилактической работы с детьми из неблагополучных семей
на 2017-2018 учебный год
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Анализ показывает, что в настоящий момент в нашей стране существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института, усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.
Цель программы: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей.
Задачи программы:
- повышение психологической и правовой культуры родителей в сфере межличностных, семейных, родительских отношений;
- содействие в преодолении конфликтных ситуаций в семье;
- коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
- повышение престижа здоровой семьи;
- повышение активной жизненной позиции;
- коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
- поддержка самореализации семьи;
- социальное партнерство всех служб;
- профилактика проблем.
План работы
Мероприятия | Срок |
Составление социального паспорта класса | Сентябрь |
Выявление неблагополучных семей класса | В течение учебного года |
Обследование жилищных условий детей из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в работу кружков и секций | Октябрь |
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Рейды по неблагополучным семьям класса | В течение учебного года |
Составление актов посещения неблагополучных семей класса | В течение учебного года |
Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Индивидуальные профилактические беседы с родителями | В течение учебного года |
Разработка и распространение памяток для родителей по воспитанию детей | В течение учебного года |
Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей | Июнь |
Прогнозируемый результат: сформированная мотивация родителей на самостоятельное и эффективное решение возникающих проблем в семье.
Программа индивидуальной работы с одарёнными детьми
на 2017-2018 учебный год
Одаренные дети — это особый мир детства, интеллектуальный потенциал общества, и задача педагога: понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Каждый ребенок одарен по-своему и для учителя важнее выявление не уровня, а качества одаренности.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Они охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Эти дети выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В современном обществе возросло значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала, задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть, развить способности всех его представителей. Очень многое зависит от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развивать его способности, подготовить почву, чтобы его способности были реализованы
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна работа на уроке, они читают словари, энциклопедии, специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности
Работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой, и продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений работы классного руководителя и учителей-предметников.
Цель программы: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества обучения; расширение возможностей развития их индивидуальных способностей.
Задачи программы:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Принцип построения программы: приоритет индивидуальности.
Принципы реализации программы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность.
План работы с учащимися
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | Диагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихся |
Октябрь | Вовлечение учащихся в школьные кружки по интересам |
Ноябрь | Предметная неделя по русскому языку для учащихся начальных классов Всероссийский конкурс по математике «Потомки Пифагора» |
Декабрь | Школьный тур олимпиад по русскому языку и математике среди учащихся начальных классов Всероссийская дистанционная олимпиада «Умный мамонтёнок» |
Январь | Всероссийская дистанционная олимпиада «Олимпусик» для учащихся начальных классов |
Февраль | Предметная неделя по математике для учащихся начальных классов |
Март | Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» |
Апрель | Всероссийский конкурс «Решай-ка» |
Май | Конференция «Наши достижения» |
Прогнозируемый результат:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления, коммуникативных навыков учащихся.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися класса на 2017-2018 учебный год
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм обучения особенностям личности каждого ребенка. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Нужны дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
Цель программы: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по изучаемым предметам.
Задачи программы:
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности учащихся;
- пробуждение природной любознательности детей;
- формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду;
- повышение ответственности родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
Принцип построения программы: приоритет индивидуальности.
Принципы реализации программы:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы обучения;
- памятки, карточки, творческие задания
План работы с учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью: а) определения фактического уровня знаний детей; б) выявления пробелов в знаниях учеников, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Составление индивидуальных планов работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. | В течение учебного года |
3. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. | В течение учебного года |
4.Включение в урок различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года |
5. Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса по предмету. | В течение учебного года |
6. Проведение индивидуальных и групповых занятий для слабоуспевающих учеников. | В течение учебного года |
7. Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников. | В течение учебного года |
Прогнозируемый результат: ликвидация пробелов; успешное окончание учебного года.
Темы классных часов
- «Россия, устремлённая в будущее».
- Правила Гигиены. Безопасная дорога домой. Телефон доверия.
- Урок мужества. Алдар Цыренжапов.
- Страшное слово – террор!
- Урок здоровья. Профилактика острокишечных заболеваний.
- День Учителя!
- Спички – детям не игрушка!
- Вредные привычки.
- Правила поведения в общественных местах
- Волшебные слова. ТБ на осенних каникулах.
- Как развивать свои способности?
- Права и обязанности детей в современном мире.
- Кем быть?
- Мои любимые сказки.
- Каждой вещи свое место.
- “Если ты дома один”.
- Чего в другом не любишь, того не делай сам.
- О детской дружбе и выборе друзей.
- Как я умею преодолевать трудности.
- Свободное время- как его использовать с пользой?
- Опрятность и аккуратность в одежде.
- Трудовые обязанности ребенка в семье.
- «Мир без насилия»
- О чем может рассказать дневник школьника.
- Как научиться жить в мире людей.
- В мире очевидного и невероятного.
- «Традиции семейских».
- «Мои предки в труде и бою».
- Мои любимые занятия.
- Безопасный мир ребенка.
- Упрямство – хорошо это или плохо?
- Кто такой – непослушный ребенок.
- К чему может привести шалость.
- «Огонь – друг, огонь - враг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитательный план 7 класс
План развития воспитания в 7 классе Верхне-Колчуринской средней школы Алькеевского района РТ Проблема по работе с классом: Сплочение классного коллектива как основного условия свободно...
Воспитательный план 2Г класса.
В воспитательном плане дан план работы на год, храктеристика класса, цели и задачи, анализ работы за прошедший учебный год, социальный паспорт класса, и т.д....
Учебно-воспитательный план 4 класс
Представлен учебно--воспитательный план и папка классного руководителя...
воспитательный план 1 класс
Воспитательный план 1 класс...
Воспитательный план 3 класс
Примерное планирование воспитательного плана на 3 класс...
Воспитательный план 4 класса
Полностью воспитательный план на год...