К нам опять пришла зима
классный час (2 класс) на тему

Классный час для учащихся  2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_opyat_prishla_zima.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: К нам опять пришла зима

 Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

   Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, кроссворд, выставка книг о зиме.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час. Я вам сейчас прочитаю четверостишье, а вы должны угадать тему сегодняшнего классного часа

Снег идет, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята-
Снова к нам пришла ….(зима)

- Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года – зиме.

-  Зиму в народе называют: зима, зимушка, седая чародейка. Она включает три календарных месяца - декабрь, январь и февраль. По астрономическому календарю зима начинается в Северном полушарии с декабрьского солнцестояния и длится до мартовского равноденствия. Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание - по капелям, беря за основу явления живой природы. Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима. Студеный режим устанавливается не сразу. «Зима без трех подзимков не живет». Зиме свойственны морозы, но бывают и оттепели. «Быстрая оттепель - долгий мороз».

- Какие месяцы считаются зимними?

2. Выступления учащихся с сообщениями.

 - А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученикСвое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.  22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь.

   2 ученикВ русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

   3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

   4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

3. Чтение стихов детьми наизусть.

-   Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?

- Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихах. Давайте послушаем некоторые из них.

Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
И.С.Никитин.

Наконец- то прилетела
Долгожданная зима.
Закружила, завертела
Белым кружевом она.
В. Мирошина.

Стали дни коротки,
Солнце светит мало, 
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И.З.Суриков.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
С.Я.Маршак.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С.Маршак.

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле 
Лёгкая позёмка.
С.Маршак.

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
С.Маршак.

- Молодцы, ребята!

 4. Работа с пословицами

  -  Любит русский народ  зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными  зимними  вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество.  А сейчас вы должны собирать пословицу и объяснить ее смысл.

Много снега - много хлеба.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

В феврале два друга - мороз да вьюга.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Мороз не велик, а стоять не велит.

5. Игра:  «Да» или  «нет»

-  А сейчас мы с вами поиграем. Я задаю вам вопросы, а вы должны хором отвечать «да» или «нет»

Что делал зимой,

Дай, дружок, мне ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» иль «нет»!

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали сами?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своем грядки копали?

И с Дедом Морозом плясали?

Друзья, не устали еще отвечать?

А через год зиму ждете опять?

6. Работа с кроссвордом

- А теперь давайте разгадаем кроссворд. Чтобы прочитать спрятанное слово мы должны отгадать загадки. Отгадки мы запишем в кроссворд и прочитаем выделенное слово.

С

О

С

У

Л

Ь

К

А

К

О

Н

Ь

К

И

С

Н

Е

Г

Л

Ы

Ж

И

З

И

М

А

И

Н

Е

Й

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Ё

Л

К

А

1.

Солнце выглянет-заплачет,
Солнца нет - слезинки спрячет.

2.

Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

3.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

4.

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу,
Оставляют на бегу!

5.

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

6.

И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт.

7.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.

8.

Что за дерево такое -
Вся макушка в серебре.
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.

Молодцы ребята! Все загадки отгадали, а теперь давайте хором прочитаем выделенное слово. (СНЕЖИНКА).

7. Творческая  работа учащихся

 -   А  сейчас  вырежем  снежинку. Посмотрим, у кого получится самая красивая.

 Работа детей.

- А теперь берите свои снежинки и выходите сюда.

(Дети выходят , встают в круг и показывают свои снежинки.)

- Все вместе поём песню “Зимушка-зима”.

8. Итог занятия

-  На этом наше занятие закончено. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по окружающему миру. Программа "Перспективная начальная школа".Тема урока: "Пришла зима" Цели урока:Познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы...

«Пришла зима»

- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;- развивать практические навыки по проведению опытов.- обобщать  жизненные наблюдения  об изменениях в...

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"...

Сочинение по картине Тутунова "Пришла зима. Детство."

Конспект + презентация урока развития речи во 2кл. "Школа России"....

Презентация к уроку музыки: "Пришла зима"

Презентацию можно использоваь при разработке уроков музыки и внеклассных мероприятий в начальной школе....