К нам опять пришла зима
классный час (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: К нам опять пришла зима
Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.
Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, кроссворд, выставка книг о зиме.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час. Я вам сейчас прочитаю четверостишье, а вы должны угадать тему сегодняшнего классного часа
Снег идет, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята-
Снова к нам пришла ….(зима)
- Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года – зиме.
- Зиму в народе называют: зима, зимушка, седая чародейка. Она включает три календарных месяца - декабрь, январь и февраль. По астрономическому календарю зима начинается в Северном полушарии с декабрьского солнцестояния и длится до мартовского равноденствия. Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание - по капелям, беря за основу явления живой природы. Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима. Студеный режим устанавливается не сразу. «Зима без трех подзимков не живет». Зиме свойственны морозы, но бывают и оттепели. «Быстрая оттепель - долгий мороз».
- Какие месяцы считаются зимними?
2. Выступления учащихся с сообщениями.
- А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.
1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит. 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь.
2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.
3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.
4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.
3. Чтение стихов детьми наизусть.
- Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?
- Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихах. Давайте послушаем некоторые из них.
Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
И.С.Никитин.
Наконец- то прилетела
Долгожданная зима.
Закружила, завертела
Белым кружевом она.
В. Мирошина.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И.З.Суриков.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
С.Я.Маршак.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С.Маршак.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
С.Маршак.
Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
С.Маршак.
- Молодцы, ребята!
4. Работа с пословицами
- Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. А сейчас вы должны собирать пословицу и объяснить ее смысл.
Много снега - много хлеба.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
В феврале два друга - мороз да вьюга.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Мороз не велик, а стоять не велит.
5. Игра: «Да» или «нет»
- А сейчас мы с вами поиграем. Я задаю вам вопросы, а вы должны хором отвечать «да» или «нет»
Что делал зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» иль «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы по лесу собирали сами?
С горки на санках катались?
В деревне в речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своем грядки копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали еще отвечать?
А через год зиму ждете опять?
6. Работа с кроссвордом
- А теперь давайте разгадаем кроссворд. Чтобы прочитать спрятанное слово мы должны отгадать загадки. Отгадки мы запишем в кроссворд и прочитаем выделенное слово.
С | О | С | У | Л | Ь | К | А | |
К | О | Н | Ь | К | И | |||
С | Н | Е | Г | |||||
Л | Ы | Ж | И | |||||
З | И | М | А | |||||
И | Н | Е | Й | |||||
Д | Е | К | А | Б | Р | Ь | ||
Ё | Л | К | А |
1.
Солнце выглянет-заплачет,
Солнца нет - слезинки спрячет.
2.
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?
3.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
4.
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу,
Оставляют на бегу!
5.
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
6.
И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт.
7.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.
8.
Что за дерево такое -
Вся макушка в серебре.
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.
Молодцы ребята! Все загадки отгадали, а теперь давайте хором прочитаем выделенное слово. (СНЕЖИНКА).
7. Творческая работа учащихся
- А сейчас вырежем снежинку. Посмотрим, у кого получится самая красивая.
Работа детей.
- А теперь берите свои снежинки и выходите сюда.
(Дети выходят , встают в круг и показывают свои снежинки.)
- Все вместе поём песню “Зимушка-зима”.
8. Итог занятия
- На этом наше занятие закончено. До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс (ПНШ)
Урок с презентацией по окружающему миру. Программа "Перспективная начальная школа".Тема урока: "Пришла зима" Цели урока:Познакомить детей с отличительными особенностями времени года – зимы...
«Пришла зима»
- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;- развивать практические навыки по проведению опытов.- обобщать жизненные наблюдения об изменениях в...
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"...
Сочинение по картине Тутунова "Пришла зима. Детство."
Конспект + презентация урока развития речи во 2кл. "Школа России"....
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку музыки: "Пришла зима"
Презентацию можно использоваь при разработке уроков музыки и внеклассных мероприятий в начальной школе....
Классный час "К нам опять пришла зима"
Беседа о зиме....