«Пришла зима»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;

- развивать практические навыки по проведению опытов.

- обобщать  жизненные наблюдения  об изменениях в окружающей природе с

  приходом зимы;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta__uroka_om_1klass.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учителя

   Дудина Татьяна Николаевна,  Курмангалиева Светлана Мухамбетьяровна

Образовательное учреждение

Муниципальное казенное  образовательное учреждение «Приморская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов  им. Героя Советского Союза  Семенова П.А.» Быковского муниципального района, Волгоградской области

Предмет

окружающий мир

Класс

1

Автор УМК

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов  «Перспективная начальная школа»

Тема урока

«Пришла зима»

Цели

- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;

- развивать практические навыки по проведению опытов.

- обобщать  жизненные наблюдения  об изменениях в окружающей природе с

  приходом зимы;    

Тип урока

урок изучения нового материала

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- ученик  получит возможность научиться соблюдать правила безопасного поведения во время зимних игр;

Познавательные:

- проводить целенаправленные наблюдения за изменениями в природе и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- устанавливать правильную последовательность зимних месяцев;

- определять основные признаки зимы;

- понимать информацию, представленную в виде опытов, рисунков;

Регулятивные:

- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера высказывания;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре

- называть характерные признаки зимы;

- выполнять правила  безопасного поведения во время зимних игр;

- характеризовать различное состояние воды;

Основные понятия

время  года,   зима,  месяц,  декабрь, январь, февраль, лед, снег,  мороз, метель, снежинки, сосульки, гололед, буря, сугробы,  иней, состояние воды,  

Междисциплинарные связи

литературное чтение  раздел «Основной звукобуквенный период»;

 математика раздел «Цифры и числа»;

 музыка  тема «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»;

изобразительное искусство  тема «Красота лесной природы»;

физическая культура  тема «Упражнения с мячом»;

технология  тема «Ёлочное украшение»

Ресурсы

Информационный материал: учебник  «Окружающий мир», ч. 1; кроссворд «Какого цвета зима?»; стихи и загадки о зиме;  сказка «Почему снег грязный»; памятка «Безопасное поведение во время зимней прогулки; диск с песней «Три белых коня»

Демонстрационный материал: наглядное пособие(снег, лёд, фильтры, гирьки); картинки зимних явлений; рисунки детей; мяч; модели снежинок; условные обозначения;

Интерактивный материал: урок подготовлен с использованием программы Mimio Studio Notebook (8слайдов)

 

Этап урока

Цели

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и

постановка проблемы.

3.Совместное «открытие» новых знаний.

4.Самостоятельное применение знаний.

5.Итог урока. Рефлексия.

Личностные

- Создать условия для возникновения у учащихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Метапредметные

-выделение и формулирование целей урока;

- постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;

- понимать информацию, представленную в виде знаков и текста;

Личностные

- понимание красоты окружающего мира на основе поэзии и музыки;

Личностные:

- формировать понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

- формировать понимание красоты окружающего мира

Предметные:

Научатся

- называть характерные признаки зимы;

- выполнять правила поведения во время зимних игр;

Получат возможность научиться

- характеризовать особенности зимы;

- проводить опыты

и делать  выводы;

Метапридметные:

- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнение заданий учебника;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

- понимать информацию, представленную в виде рисунков;

- устанавливать правильную последовательность месяцев;

- осуществлять поиск информации  при выполнении задания;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре

- оценивать действия одноклассников;

Личностные- формировать ориентацию на выполнение правил безопасного поведения во время зимних игр;

Предметные:

Научатся

- называть характерные признаки зимы;

- выполнять правила поведения во время зимних игр;

Метапридметные:

- понимать информацию, представленную в виде таблицы и текста;

Личностные:

 - оценить свою деятельность на уроке и работу одноклассников

Метапредметные:

- понимать информацию, представленную в виде схемы и текста;

Предметные:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им  подарим свою улыбку.

- Садитесь удобнее.

- Закрыли глазки и мысленно сказали:

Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ,  Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.

- Открыли глазки.

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

1.-Сегодня, ребята, у нас интересный урок, постарайтесь определить тему урока, прослушав внимательно  отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Слайд №1 (Портрет А.С. Пушкина)

ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ

ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,

БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ, СНЕГ ЛЕЖИТ:

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,

И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ,

И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ

Слайд №2

 (Учитель читает отрывок стихотворения, на слайде появляется картина зимнего пейзажа.)

- О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении?

- Посмотрите за окно. Какое  сейчас время года?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(на слайде появляются слова ПРИШЛА  ЗИМА)

2.– Откройте учебник на новой странице;       (стр. 32 – 34)

-  рассмотрите внимательно центральную картинку;

- определите цели урока: «Чему вы должны научиться на уроке»

- Для этого мы должны  подумать  и   отгадать

  загадки,  кроссворд

- Ответить  на вопросы

   учебник,  песня

- Составить памятку «Безопасное поведение во время зимней прогулки»

   памятка

-  Провести опыты со снегом и льдом

 опыты

(После каждой поставленной цели  на доску прикрепляется  знак и задачи урока. После выполнения задания слова с задачами урока снимаются .)

1.Зимние месяцы   Слайд №2

 – Сегодня мы продолжим наше знакомство с зимним временем года.

- Послушайте песню и отгадайте о каких 3 х конях поется в песне?

-  Что это за 3 белых коня? - Как называются эти месяцы?

 (Учитель выдвигает таблички с названием зимних месяцев)

 - Какой зимний месяц 1 – ый?  

- Обозначьте месяц декабрь цифрой 1.

- Какое  интересное событие происходит в этом месяце?

 - Какой зимний месяц 2 – ой?  

- Обозначьте месяц  январь  цифрой 2.

- Какое  интересное событие происходит в этом месяце?

- Какой зимний месяц 3 – ий?  

- Обозначьте месяц  февраль цифрой 3.

- Какое  интересное событие происходит в этом месяце?

2.Работа над загадками.  «Приметы зимы»   Слайд №3

-давайте вспомним основные приметы зимы.

- Отгадайте загадки и найдите отгадки среди  картин,  называя номер картинки.

  1. Скатерть бела весь свет одела.                                       (Снег.)
  2. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

             Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.                  (Снежинки.)

  1. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.                       (Лед.)
  2. И не снег, и не лед,    А серебром деревья уберет.      (Иней.)

- На прошлом уроке, когда мы с вами ходили на экскурсию в гости к зиме, вы решили найти загадки о зиме и к ним нарисовать рисунки. Покажите свою работу.

- Загадайте свою загадку товарищам.

3.Работа по учебнику .

- Открываем учебник на (с. 32–33).

- Рассмотрите центральный рисунок в учебнике

- Используя  рисунок, отгадки и наблюдения на экскурсии  расскажите,  что изменилось в природе с приходом зимы.

- Зима приходит к нам в последние дни ноября. Земля покрывается снегом, река – льдом. Небо затянуто серыми низкими облаками. Падает и падает на землю снег. На улице холодно. Чем дальше зима, тем больше снега, тем сильнее морозы. Но мы с вами не боимся мороза. Давайте покажем зиме , как мы рады ее приходу.

4.Физкультминутка 1

5. Игра «Учитель – ученик»  

- Как одеты дети? 

- Чем заняты дети во время зимней прогулки? 

- Возьмите лупу и фишки. Обозначьте опасности, которые подстерегают детей.

Слайд №4    (работа с фокусом)

- Давайте проверим вашу работу.

- Кто из вас проанализирует работу своего ученика?

 

6.Практическая работа №1

- Сейчас мы проведём практическую  работу.

На столе учителя стоят два стаканчика со льдом. В одном лёд твердый , а  во втором лед тонкий.

В 1-СТАКАНЕ ВОДА ЗАМЁРЗЛА СИЛЬНО, ГИРЬКА НЕ ПРОВАЛИЛАСЬ.

ВО 2- ВОДА ЗАМЕРЗЛА СЛАБО, ЛЁД ХРУПКИЙ, ГИРЬКА ПРОВАЛИЛАСЬ.

 -Объясните, почему  ГИРЬКА ПРОВАЛИЛАСЬ     

 -Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

 

7. Экологическая остановка.  Сказка «Почему  снег грязный?».

- когда вы играете на улице, много бегаете и прыгаете. Вам сильно хочется пить. Что делают многие дети? Давайте подумаем, можно ли есть снег и лед.

 

«Жила-была Злючка-Грязючка. Очень любила она дым заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, сточные трубы. А еще она любила путешествовать. Нравилось ей плавать по рекам, озерам и морям. Во время этих путешествий Злючка-Грязючка пачкала все, что попадалось на ее пути: растения и животных, воду и камни, даже людей, отдыхающих в этих местах, и белый пушистый снег, который падал на землю, загрязненную Злючкой-Грязючкой.»

                                                                                            8.Практическая работа №2

- Давайте проверим ,действительно ли белый снег чистый?

На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги.

-Что  на марле(Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски).

 

 – Почему нельзя есть снег?   

-  Что же такое снег, иней и лёд? 

 

1.Составление памятки  «Безопасное поведение во время зимней прогулки».

- На уроке мы свами много говорили о том, как правильно вести себя во время зимней прогулки, делали опыты. Давайте вспомним эти правила и составим памятку «Безопасного  поведения во время зимней прогулки», используя картинки слайда.

Слайд №5  

– Какие правила необходимо выполнять во время зимней прогулки?

                                    

Раздать памятки всем учащимся

2.Физкультминутка№2.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

3.Кроссвор   «Какого цвета зима?»  Слайд №6  

- Давайте применим полученные знания на уроке и  ответим на вопрос кроссворда «Какого цвета зима?»

  1. Большие кучи снега, оставшиеся после метели.                                      (Сугробы)
  2. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?  (Снежинки)
  3. Белая морковка

              Зимой  растет,  весной тает.    (Сосулька)

  1. Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.  Что это?    (Гололёдица)
  2. Сильная метель со снегом и ветром называется «снежная...».   (Буря)

     

  

 

 

 

 

1

с

у

г

р

о

б

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

с

н

е

ж

и

н

к

и

 

 

 

 

 

3

с

о

с

у

л

ь

к

а

 

 

4

г

о

л

о

л

ё

д

и

ц

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

б

у

р

я

 

 

 

 

 

 

О т в е т ы: 1. Сугробы  2. Снежинки  3. Сосулька  4. Гололедица  5. Буря.

- Так какого цвета зима?

1. Игра в мяч.   Слайд №7  

- Условные обозначения закончились. Как вы думаете справились мы с поставленными  целями?

- Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?    

2.Самооценивание детьми работы на уроке.

- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.

Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад.  Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки.  Мы своими руками и фантазией создали снежинки.  Посмотрите, у каждого на рабочем  месте  снежинка.  Возьмите в руки свою снежинку.

Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей.

 Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

- Встаньте  с места и покажите полет вашей снежинки.

     3.Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок.

Слайд №7  

Настраиваются на работу.  (Медитация)

- Слушают отрывок стихотворения, смотрят в окно и определяют тему урока

Рассматривают центральную картинку учебника стр. 32 – 34 и ставят цели к уроку:

1. узнать какие происходят изменения в природе с приходом зимы;

2.познакомиться с   зимними  играми;

3.определить из чего состоит лед и снег;

- Слушают песню и перечисляют  зимние месяцы

- Читают таблички с названием месяцев и соединяют с соответствующими цифрами

- Отгадывают загадки , называют под каким номером находится картинка с отгадкой на слайде.

- Показывают рисунки и загадывают загадки.

  1. Без рук, без ног, а рисовать умеет.   (мороз)

  1. На дворе - горой,
    А в избе - водой.
       (сугроб)

  1. Висит за окошком
    Кулек ледяной.
    Он полон капели
    И пахнет весной.  
    (сосулька)

  1. Рассыпала Лукерья
    Серебряные перья,
    Закрутила, замела,
    Стала улица бела.
       (метель)

- Отгадывают загадки, называют под каким номером находится картинка с отгадкой на слайде.

- Рассматривают центральный рисунок в учебнике, отгадки на слайде.

- Составляют рассказ, что изменилось в природе с приходом зимы.

- Дежурные  проводят физкультминутку с классом. 

Ученик1:

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Ученик2:

Дом построен из сугроба.            

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.                

Вот такой ширины.

Мы по горке шагаем.                     Выше ноги поднимаем.

Ты хозяйке поклонись-ка:            До земли.

Все:  Здравствуй, зимушка –зима

- Самостоятельно работают  по учебнику

(с. 32–33).  с лупами, находят опасности во время зимних игр и ставят фишки.

- игра «Учитель – ученик»  (работа парами)

- Объясняют друг другу  найденные опасные ситуации.

- Самопроверка по слайду. 

- Анализ работы товарища

- Проводят опыт

- делают вывод: тонкий лёд очень хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё    

                 слабому льду.

- Отвечают на вопросы, слушают сказку.

После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги.

Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.

- В ы в о д:   – снег нельзя есть потому, что он грязный.

 - В ы в о д:    снег,  иней, и лед – все это различные состояния воды   

- Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но теплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязать шарф, застегнуть воротник.

- Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках, с них легче стряхнуть снег и в них теплее.

- Нельзя есть снег и лед, даже если очень хочется пить. Замерзшая вода не только очень холодная, но и недостаточно чистая для питья.

- Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь: они завтра снова  пригодятся.

- Нельзя играть на тонком льду водоема.

- Будь осторожен, играя со снегом. Под снежным покровом могут быть «спрятаны» острые сучья,  стекла.

Дежурный физорг проводит с учащимися класса физминутку

«У оленя дом большой»

Отвечают на вопросы кроссворда, находят спрятанную карточку с ответом, читают  и вставляют в кроссворд.

К л ю ч е в о е   с л о в о: белая

Игра в мяч. При ответе применяют выражения:  

Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился,  мне понравилось…и т.д.

- Оценивают урок и свою работу с помощью снежинок.

- Благодарят товарищей за хорошую работу аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по окружающему миру. Программа "Перспективная начальная школа".Тема урока: "Пришла зима" Цели урока:Познакомить детей с  отличительными особенностями времени года – зимы...

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"...

Сочинение по картине Тутунова "Пришла зима. Детство."

Конспект + презентация урока развития речи во 2кл. "Школа России"....

Презентация к уроку музыки: "Пришла зима"

Презентацию можно использоваь при разработке уроков музыки и внеклассных мероприятий в начальной школе....

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Пришла зима"

Сезонные изменения в природе.Времена года.Зимующие птицы....

технологическая карта по окружающему миру на тему "Пришла зима" 1 класс

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Пришла зима" 1 класс ПНШ по ФГОС...