ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 8

г. ВЯЗЬМЫ  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

        ПРИНЯТА на заседании                                                УТВЕРЖДЕНА

        педагогического  совета                                      Приказом по школе № _______

    Протокол № 1 от 31.08.2017 г.                                              от ___.09.2017 г.  

                                                                                               

       

     

                                 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ:  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

« Золотое сердечко»

3 класс

(34 часа - 1 час в неделю)

                                                              Учитель:   Бознякова Т.В.,  

                                                                              высшая категория                                                                                            

                                                                   

 

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа «Золотое сердечко» 3 класс составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.

Рабочая программа включает в себя 68 занятий (1 час в неделю) и рассчитана на 2 года обучения: 3,4 классы – по 34 часа.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда воспитываются такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Переживания, связанные с данными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон социокультурного воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа  воспитания младших  школьников «Золотое сердечко»  является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы о книгах, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном), происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

Эффективным средством духовно-нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание школьников в общественном объединении на принципах духовности и нравственности - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Цели курса:

  • дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
  • продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.

Задачи курса:

  • развивать духовно-нравственные ценности   жизни у младших школьников;  
  • раскрыть смысл  выражения "золотое сердце";
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • укрепить знания учащихся о морали и милосердии, уважении к одноклассникам, учителям и взрослым людям;
  • способствовать формированию семейных ценностей;
  • раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Кол-во  часов

Дата

1.

Мир.  

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Благодарность.

1

2.

Отечество. Родной дом. Родной очаг.

1

3.

Добро, любовь, милосердие в сказках А.С. Пушкина.

2

4.

Фольклор. Народная песня.

1

5.

Символы России: герб, гимн, флаг. Святой Георгий Победоносец.

2

6.

Богатыри земли Русской. Илья Муромец - святой защитник Руси. Добро. Храбрость.

2

7.

Золотое сердечко.

Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

О значении слова в жизни человека.

1

8.

Доброе слово. Бажов «Серебряное копытце».

1

9.

Честное слово. Добрыня Никитич. Родительское благословение.

1

10.

Слово о родителях. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

1

11.

Труд и подвиг. Народные промыслы.

2

12.

Святое слово. Алеша Попович. Богатырская доблесть. Честь.

2

13.

Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Милосердие.

1

14.

Образ. Родина. Родная земля.

2

15.

Образ Родины в творчестве детских писателей.

2

16.

Александр Невский - защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

1

17.

Образ праздника. День великой победы

1

18.

Семейные реликвии. Память. Музей.

2

19.

Дела милосердия. Забота о старших. Помощь нуждающимся.

1

20.

Книга.

 Книга - живое существо.  Детская Библия. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

2

21.

Добрая традиция русского народа - домашняя библиотека.

1

22.

Живое слово книги. Чтение - сердечный дар.

1

23.

Только добротой сердец этот мир согреть мы сможем с вами.

 Итоговое занятие.

2

 Итого

34 часа

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД.

Родители. Родительская любовь. Благодарность. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Родная земля. Родное слово. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Народная песня. Герб. Флаг. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.

К КОНЦУ 3 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ  ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

1.    Символику государства российского.

2. Краткое содержание прочитанных на занятиях притч, сказок, рассказов в подтверждении своих нравственных убеждений;

3.    Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

4.    Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

5.    О значении  доброго Слова в жизни человека.

6.    Традиции русского народа, опирающиеся на подвиги святых воинов.

УМЕТЬ:

1.    Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2.    На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3.    Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

4.    Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

5.    Быть сострадательными к чужому горю.

6.    Не обижать животных и птиц.

7.  Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

8.    Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Кол-во  часов

Дата

1.

Вводный урок. Ценностные ориентиры жизни человека.

1

2.

Вера.

Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа.

С верой приходит доброе дело.

Веру к делу применяй, а дело – к вере

1

1

3.

Верность.

Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

1

4.

Правда.

 Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

1

1

5.

Честь.

Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится.

Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

1

1

6.

Надежда.

Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.

2

7.

Согласие (единомыслие, единодушие, единоверие).

Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Не- согласие и разногласие.

2

8.

Терпение (умение стойко переносить испытания и трудности).

Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу

2

9.

Послушание (доверие доброму опыту и надежда на него).

Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание..

2

10.

Любовь  (сердечная привязанность). Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

2

11.

Милосердие (иметь милость в сердце). Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев -там и милость. Милость от любви исходит.

2

12.

Доброта.

 Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

2

13.

Покаяние (чистосердечное признание в проступке, отречение от зла).

Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

2

14.

Ум да разум.

Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

2

15.

Размышлять и вразумлять.

 Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит - спроси разума.

1

16.

Истина (подлинность, искренность). Хранители истины. Слово истины. Истина в деле.  Истина в образе.

2

17.

Знания и мудрость.

 Слепая вера противна рассудку. Знание -плод учения, а истина -любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость Вера, Надежда и Любовь.

2

18.

 Что значит быть настоящим человеком?

2

19.

Нравственность - разум ума и сердца. Итоговое занятие.

1

Итого

34 часа

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД.

         Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность.  Искренность.

К  КОНЦУ 4 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ  ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

1.  Об источниках наших нравственных знаний.

2.  О совести как основе нравственности.

3.  Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

4.  Стихотворения о Родине (на выбор).

5.  Афоризмы, пословицы, поговорки о поступках людей.

6.  О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

УМЕТЬ:

1.  Различать хорошие и плохие поступки.

2.  Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

3.  Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4.  Исполнять заповеди и традиции предков.

5. Давать правильную оценку поступкам литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения учащимися  программы внеурочной деятельности

1. Личностные

  •  развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;
  • сохранение культурно - исторического наследия России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами;
  • способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и правды (истины);
  •  настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;  
  • уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

2. Метапредметные

  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  •   умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

3. Предметные результаты

  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей.
  • приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с культурой и историей России;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность.
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.   Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. - 2008 - № 11.

2.   Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, 2004 - № 4.

3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. - М., 2009.

4.. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Программа «Азбука нравственности» для начальной школы.- М., 2010.

4.  Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. В кн. «Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование». - М.: Инноватор, 2003.

5.   Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии - М.: Владос, 2000.

6.  Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М: Просвещение, 1995.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.- М: Просвещение,1980.

8.   Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2006.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие остро встал вопрос о национальной идее, которая смогла  бы объединить российский народ в новых исторических условиях. Национальная идея - это обруч нации. Как только он ломается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи.

Поэтому таким значимым является воспитание чувства любви к своему Отечеству, без которого невозможно построить сильную Россию.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела.

Воспитание патриотизма, национального самосознания невозможно без изучения героических страниц Великой Отечественной войны.

Именно здесь проявились лучшие черты характера русского народа; взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

Цели:                1.  Воспитание высоконравственной  и духовной личности

                           2.  уточнение понятия  «ПАТРИОТИЗМ»;

              3. использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Задачи:           1.  Способствовать закреплению и сбережению, традиционных    для русской жизни, ценностных ориентиров и нравственных   норм;

2. формирование высоконравственной личности, гражданственности и патриотизма;

3.   помочь понять обучающимся, что опыт русской истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

Данная программа способствует развитию высоконравственной личности, ее духовному взрослению, воспитанию любви к Родине, ответственности за ее могущество и независимость. Постигается азбука общения, умение слушать и слышать друг друга, аргументировано и тактично объяснять свою  точку зрения, убеждать.

Развивается мотивация школьников к самосовершенствованию и самоутверждению, познавательной и творческой деятельности.

Воспитывается уважительное отношение к семье, чуткое и бережное отношение к Матери, желание сохранить красоту и уют родного дома; знать и продолжать традиции своего рода.

Центральной идеей программы «Мир музея» является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего  Отечества, родного края, школы, в которой ты учишься.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Новые понятия

Кол-во

часов

Форма проведения занятия и его содержание

Дата

1.

Введение.

Мы пришли в музей

История, музей,

экспонат, экспозиция, экскурсовод

3ч.

Обзорная экскурсия по музею.

Знакомство с экспонатами  музея.

О значение  музейной работы.

2.

О чем рассказала

реликвия

Документ,

реликвия,

патриотизм

3ч.

Беседа на тему: «Документ. Подлинность документа. Рассказ о судьбе человека, его боевом пути и наградах».

Самостоятельная работа: интервью на тему «Семейная реликвия»

3.

Бессмертный подвиг народа

Великая Отечественная война.

22 июня  -начало войны.

9 мая - День Победы.

 Герои, героизм

4ч.

Рассказ о судьбе ветерана Великой Отечественной войны (на примере подлинного документа: военного билета ветерана, его  боевого пути и наград).

Самостоятельная работа:

рисунок, посвященный теме Великой Отечественной войны

Война стояла у ворот столицы осажденной

Сердце Родины,

защита Отечества,

смелость, отвага

2 ч.

Викторина « На Поклонной горе».

Заочное путешествие по Красной площади.

4.

Наши знатные земляки

Родина, Отечество,

воинский долг,

Герои России

4ч.

Экскурсия на тему «Герои живут рядом».

Самостоятельная работа: изготовление моделей танков, аппликация, поделки из природного материала

Летописцы Победы

Мужество, отвага, честь, долг.

Пионеры-герои.

3 ч.

Беседа по книгам серии «Пионеры - герои», «Дедушкины медали», К. Федина «Мальчик из Семлева»

5.

Моя родословная

Род,

родственники,

семья,

личность

4 ч.

Беседа на тему: «История страны - история семьи».

Практическая работа  на тему: «Составление моей родословной».

Самостоятельная работа на тему: «Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников»

6.

Школа, в которой я учусь

Доброта,

дружба,

товарищество

 .

Экскурсия на тему: «Страницы истории школы».

Беседа на тему: «Наша школа сегодня и завтра».

Практическое занятие: Знакомство с тетрадями выпускников,  дневниками, учебниками, фотографиями уч-ся 

Самостоятельная работа:

«Рассказ о ближайших родственниках, выпускниках школы»

7.

Наш древний город - страж земли русской

Родной край, история,

сопричастность

4 ч.

Экскурсия   «Памятные места Вязьмы».

Самостоятельная работа на тему: «Поиск информации о родственниках, имеющих награды военные и трудовые»

8.

«Праздник со слезами на глазах»

Мужество,

стойкость,

уважение к старшему поколению

4 ч.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Практическое занятие: «Подготовка текста поздравительной открытки».

Поздравление ветеранов с праздником Победы.

                    Итого:                                    34 часа

Обучающиеся должны знать:

- страницы истории Великой Отечественной войны;

- значение Смоленского сражения и битвы под Вязьмой;

- героев Великой Отечественной войны;

памятные места былых сражений.

Обучающиеся должны уметь:

- работать с детскими справочными изданиями;

- составить устное сообщение по теме;

- участвовать в социально-значимых проектах, работе школьного историко-краеведческого музея.

Результат реализации программы определяется  личным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому ученику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Список литературы:

1. Анфилов В.А. Незабываемый 41-й.- М., 1999.

2. Беляев И.Н. Память огненных лет.- Смоленск, 2000.

3. Великая Отечественная война: Энциклопедия школьника.- М., 1998.

4. Венок славы: Антология Великой Отечественной войны.- М, 1993.

5. Книга памяти. Вяземский район.- Смоленск, 1996.

6. Летописцы Победы. М., 1995.

7. Семейная летопись.- М., 2003.

8. Серия книг «Дедушкины медали».- М., 1998.

9. Смоленская земля в годы войны. Смоленск, 1992.

10. Федин К. «Мальчик из Семлева».- М., 2001.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

      СОГЛАСОВАНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР         Н.В. Яковлева             Директор школы         В.И. Никитин

    «______»  _____________ 2017 г.                              «______»  ______________2017 г.

«К СОКРОВИЩАМ РОДНОГО СЛОВА»

Программа внеурочной деятельности

1 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Направление:   духовно-нравственное

                                             Учитель:  Бознякова Т.В., высшая категория                                   

                                                         

                                                       

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с внедрением в образовательный процесс начальной школы новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения с приоритетом начального общего образования, изменяются и основные приоритетные задачи. Наряду с задачами образования большое значение уделяется воспитанию младших школьников. обеспечивающих их личностный духовно-нравственный  рост.

Новые стандарты в образовании и воспитании ориентируют педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.

Для решения поставленных задач и разработана программа «К сокровищам родного слова». Содержание программы направлено на духовно-нравственное развитие младших школьников. Этот возраст наиболее благоприятен для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Программа «К сокровищам родного слова» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей высоких ценностных качеств.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Важное место в этой работе отводится знанию великого русского языка. Ведь по отношению человека к собственному языку, по степени  уважения и любви к нему судят о культуре и человека, и всего народа. А что такое уважение к языку? Это, прежде всего, его знание. И оно заключается не просто в знании школьных правил, а в кропотливом изучении того, как устроено это воистину уникальное средство человеческого общения. На постижение тайн родного языка, этой сокровищницы русского народа, направлена деятельность программы.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Изучение родного языка становится источником многообразных художественных впечатлений. Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно. Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание души ребенка, формирование его представлений о красоте русского слова, о значении русского языка в нашей жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  •   дать сведения об истории русского языка;
  • познакомить с высказываниями известных людей о языке;
  • формирование основ читательской самостоятельности;
  • помочь детям в раскрытии для себя  лично высоких нравственных
  • качеств: добра, любви, дружбы, взаимопомощи;
  • ввести детей в круг общечеловеческих ценностей, показать тесную  связь разговорного языка с жизнью людей;
  • воспитание любви к русскому языку через книгу.

                      В процессе занятий используются следующие формы:

нравственные беседы для выработки умения общаться, правильно  формулировать и выражать свои мысли и чувства;

чтение отрывков из детских произведений, воспитания благоговения к письменному слову;

просмотр видеозаписей - для закрепления  усвоенных представлений и понятий:

игровые приемы для упражнений в знании русского слова.

       Методика ведения занятий по программе предполагает кроме теоретических, применение и в различных аспектах  социальной практики  участия детей в делах милосердия и благотворительной помощи нуждающимся, школьных акциях, праздниках.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 освоения программы внеурочной деятельности

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  •   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие мотивации к труду, работе на результат, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •   умение осуществлять информационный поиск для выполнения  заданий;
  •   излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Эти занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • конкурсы, викторины.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коммуникативная технология.

Количество учебных часов

1 год обучения - 1 час (1 раз в неделю); 34 часа в год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  1 класс

 п/п

Название темы

Кол - во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Я- школьник.

Игра «Имя оживает»

1

Развитие познавательного интереса. Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование мотива деятельности.

2.

Страна слов. Первые встречи

1

Формирование мотива деятельности.

Умение слушать, получать необходимые сведения.

3.

Превращение слов. Игра «Буратино забыл все слова»

1

Учить превращать слова из одних в другиеж

4.

Слова, слова, слова… Игра «Собираем добрые слова»

1

Развитие у детей социальных и коммуникативных уменийж

5.

К тайнам волшебных слов

1

Развивать смекалку, мышление.

6.

Чудесное превращение слов

1

Учить превращать слова из одних в другие.

7- 9.

К несметным сокровищам Страны Слов

3

Развитие познавательного интереса.

Уметь ставить и решать проблемы.

10- 12

К тайнам звуков и букв

3

Учить произносить правильно каждый звук.

13- 14

Встреча с Радугой

2

Корректировать выполнение заданий.

Умение аргументировать, высказывать прогнозы.

15 - 16

В Страну Говорящих Слов

2

Развитие познавательного интереса.

17.

Слово

1

Уметь объяснять выполнение задания.

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.

18 - 19

Звуки «Тим и Том»

2

Формирование умений сравнивать,

анализировать, обобщать по разным основаниям. Умение осознанно строить высказывания.

20.

Игры с буквами

1

Развитие учебных мотивов.

Моделировать выбор способов деятельности, группировать

21.

Культура речи

1

Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.

Формулировать выводы.

22.

Загадки

1

Моделировать выбор способов деятельности

Корректировать выполнение заданий.

23.

Игротека

1

Развитие познавательного интереса.Волевая саморегуляция.

Уметь объяснять выполнение задания.

24.

Игротека

1

Формировать умения сравнивать, анализировать.

25.

Культура речи

1

Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.

Формулировать выводы.

26.

Культура речи

1

Умение договориться, находить общее решение проблемы.

27.

Русские народные загадки

1

Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.

28.

Сюжетно – ролевая игра «Ты пришел в гости».

1

Формирование коммуникативных умений

29 - 30

Слова родственники. Почему их так назвали

2

Уметь объяснять выполнение задания.

Формирование умений сравнивать,

анализировать.

31.

Чудеса в Стране Слов

1

Находить решение разными способами. Обобщать данные.

Умение договориться, находить общее решение проблемы.

32.

В Клубе весёлых человечков

1

Уметь слушать и получать необходимые знания.

33.

Олимпиада

1

Уметь объяснять выполнение задания.

34.

В слове - душа человека

Итого

34

Содержание

1  занятие. Знакомство с тайной имени.

2 занятие. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

3 занятие. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

4  занятие. Игра «Отгадай словечко». А. Л. Барто «Слова бывают разными…»

5 занятие. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

6  занятие. Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

7 - 9  занятие. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

10-12 занятие. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценировка стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

13-14 занятие. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

15 -16 занятие. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

17  занятие. Сюжетная игра « Сказание о Слове». Слово имя собственное.

18 - 19  занятие.  Игры Деда Буквоеда.

20 занятие. Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замените одну букву», «Какое слово задумано».

21  занятие. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

22 занятие. Играем в загадки.

23   занятие. Добрый «Волшебник» - Ударение.

24   занятие. Ударение над гласной может сделать букву ясной.

25   занятие. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи.Загадки, скороговорки.

26 занятие. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра-соревнование « Кто больше слов знает на букву…

27  занятие. Учить объединять слова в группы по темам.

28  занятие. Употребление вежливых слов.

29-30  занятие.  Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

31 занятие. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

32 занятие. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

33-34   занятие. Проверка знаний.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ  ПРОВЕРКИ:

учащиеся должны иметь представление

  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о значении  слова в жизни человека, истории и современных традициях русского языка;  
  • о ценностном отношении  к окружающему миру;
  • уметь беречь и поддерживать красоту человеческих отношений;
  • проявлять сострадание, внимание, заботу о людях, стремится к добру и неприятию зла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Классные часы. 4 класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.
  3. Лютова О.А. Литературные игры и праздники в начальной школе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. 100 лучших произведений для детей: Энциклопедия.- М.: АиФ, 2008.
  5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011.

Электронные библиотеки

 www. gnpbu. ru - библиотека ГПНТБ им. К.Д. Ушинского

 www. rvb. ru -   Русская виртуальная библиотека.

 http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm-  Дважды пять: детская библиотека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

      СОГЛАСОВАНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР         Н.В. Яковлева             Директор школы         В.И. Никитин

    «______»  _____________ 2017 г.                              «______»  ______________2017 г.

«К СОКРОВИЩАМ РОДНОГО СЛОВА»

Программа внеурочной деятельности

1 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Направление:   духовно-нравственное

                                             Учитель:  Бознякова Т.В., высшая категория                                   

                                                         

                                                       

2017



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

      СОГЛАСОВАНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР         Н.В. Яковлева             Директор школы         В.И. Никитин

    «______»  _____________ 2017 г.                              «______»  ______________2017 г.

«К СОКРОВИЩАМ РОДНОГО СЛОВА»

Программа внеурочной деятельности

4 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)

Направление:   духовно-нравственное

                                             Учитель:  Бознякова Т.В., высшая категория                                   

                                                         

                                                       

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В связи с внедрением в образовательный процесс начальной школы новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения с приоритетом начального общего образования, изменяются и основные приоритетные задачи. Наряду с задачами образования большое значение уделяется воспитанию младших школьников. обеспечивающих их личностный духовно-нравственный  рост.

Новые стандарты в образовании и воспитании ориентируют педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.

Для решения поставленных задач и разработана программа «К сокровищам родного слова». Содержание программы направлено на духовно-нравственное развитие младших школьников. Этот возраст наиболее благоприятен для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Программа «К сокровищам родного слова» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей высоких ценностных качеств.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Важное место в этой работе отводится знанию великого русского языка. Ведь по отношению человека к собственному языку, по степени  уважения и любви к нему судят о культуре и человека, и всего народа. А что такое уважение к языку? Это, прежде всего, его знание. И оно заключается не просто в знании школьных правил, а в кропотливом изучении того, как устроено это воистину уникальное средство человеческого общения. На постижение тайн родного языка, этой сокровищницы русского народа, направлена деятельность программы.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Изучение родного языка становится источником многообразных художественных впечатлений. Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно. Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание души ребенка, формирование его представлений о красоте русского слова, о значении русского языка в нашей жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  •   дать сведения об истории русского языка;
  • познакомить с высказываниями известных людей о языке;
  • формирование основ читательской самостоятельности;
  • помочь детям в раскрытии для себя  лично высоких нравственных
  • качеств: добра, любви, дружбы, взаимопомощи;
  • ввести детей в круг общечеловеческих ценностей, показать тесную  связь разговорного языка с жизнью людей;
  • воспитание любви к русскому языку через книгу.

                      В процессе занятий используются следующие формы:

нравственные беседы для выработки умения общаться, правильно  формулировать и выражать свои мысли и чувства;

чтение отрывков из детских произведений, воспитания благоговения к письменному слову;

просмотр видеозаписей - для закрепления  усвоенных представлений и понятий:

игровые приемы для упражнений в знании русского слова.

       Методика ведения занятий по программе предполагает кроме теоретических, применение и в различных аспектах  социальной практики  участия детей в делах милосердия и благотворительной помощи нуждающимся, школьных акциях, праздниках.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 освоения программы внеурочной деятельности

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  •   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие мотивации к труду, работе на результат, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  •   умение осуществлять информационный поиск для выполнения  заданий;
  •   излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

1.

Вводное занятие. Что мы будем изучать? Понятие о русском языке.

1ч.

    Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, постав-ленную задачу.

     Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

   Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.

   Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени.

  Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

  Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

  Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их.

   Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

   Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

   Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей

    Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

    Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

    Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.

    Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.

2.

Из истории русского языка

Мы - славянский народ. «Аз, буки, веди» - старославянский алфавит. Святые Кирилл и Мефодий - просветители славян. Как раньше писали и учились.

2ч.

3.

Чудесная Страна Слов: современный русский алфавит

1ч.

4.

А.С. Пушкин о русском языке и русском слове.

1ч.

5.

«Язык разум открывает». Знакомство с пословицами и поговорками русского народа.

1ч.

6.

В стране сказок. Инсценировки сказок

1ч.

7.

Как я говорю. Рассказ о том, как я провел лето.

2ч.

8.

Моя Родина - Вязьма.

Моя семья. Праздники в семье. Поздравления.

Читаем вместе в школе и семье

1ч.

1ч.

1ч.

9.

Моя любимая книга

2ч.

10.

«Как Слово наше отзовется…»Чтение развивает речь  и помогает воспитанию духовно-нравственных качеств.

1ч.

11.

Не ожидай просьбы, приходи на помощь сам. Храбрость

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое

1ч.

12.

Добро и зло.

Паустовский К. Теплый хлеб

2ч.

Совесть. Носов Н. Огурцы

1ч.

13.

Подари человеку радость.

 Пермяк Е. Пичужкин мост

2ч.

14.

Милосердие.

 Андерсен. Гадкий утенок

2ч.

15.

Совесть.

Толстой Л.Н. Косточка

1ч.

16.

Быть сильным - значит помогать слабым. Михалков С. Дядя Степа

2ч.

17.

Вежливость.

 В.Осеева. Волшебное слово

1ч.

18.

Правда и ложь.

Пантелеев Л. Буква «Ты»

2ч.

19.

Дружба. Михалков С. Мой щенок

1ч.

20.

Трудолюбие. Воронкова. Танины дела

1ч.

21.

Итоговое занятие. Добрыми поступками и делами улучшай окружающую жизнь. Береги красоту родного языка

1ч.

                                         ИТОГО                 34 часа

                     :                                                          

                                                         

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ  ПРОВЕРКИ:

учащиеся должны иметь представление

  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о значении  слова в жизни человека, истории и современных традициях русского языка;  
  • о ценностном отношении  к окружающему миру;
  • уметь беречь и поддерживать красоту человеческих отношений;
  • проявлять сострадание, внимание, заботу о людях, стремится к добру и неприятию зла.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Классные часы. 4 класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.
  3. Лютова О.А. Литературные игры и праздники в начальной школе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. 100 лучших произведений для детей: Энциклопедия.- М.: АиФ, 2008.
  5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011.

Электронные библиотеки

 www. gnpbu. ru - библиотека ГПНТБ им. К.Д. Ушинского

 www. rvb. ru -   Русская виртуальная библиотека.

 http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm-  Дважды пять: детская библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...