Классный час "Наши права и обязанности"
классный час (4 класс) на тему

Симакова Татьяна Николаевна

Классный час по правовой грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Правовое воспитание 23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Наши права и обязанности»

4 класс

Подготовил: учитель начальных классов Симакова Т. Н.

Детству следует оказывать величайшее уважение.

Ювенал

Цели:

-        познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

-        соотнести права и обязанности детей;

-        способствовать осознанию ответственности за свои права;

-        формировать положительное отношение к правам других.

Ход занятия:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

- Что такое право, как понимаете это слово вы?   (обсуждение, слайд)

Ученик:

Обязанности и права, ты должен знать,
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим: ты растёшь…

Ученик:
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

- Государство защищает права ребёнка. Все они записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка». «Конвенция о правах ребенка» Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

- На что ребёнок имеет право?  (слайд, обсуждение)

Чтение стихов с иллюстрированием прав ребенка

1. Мальчишки и девчонки, 
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один: 
"Я – полноправный страны гражданин!” 
право на жизнь


2.Очень трудно самому, 
жить на свете одному. 
Правом с Мамой жить и с Папой 
Пользуйтесь везде ребята.  
Право на сохранение семейных связей


3.Есть еще такое право 
помнить думать и творить 
и другим свои раздумья, 
если хочешь подарить.  
Право на досуг


4.Я росточком не доволен 
И пока не так силен, 
Но не смей мне делать больно 
Есть у нас такой закон.  
Право на защиту от физического и психологического насилия


5.Если жар, все тело ломит 
И совсем не до игры, 
То позвать врача на помощь 
Тоже право детворы
.  Право на мед. помощь


6.Чтоб с наукой подружиться , 
С книжкой в маленькой руке 
Правом пользуюсь учиться 
На родимом языке
.  Право на образование


7.Подросла, взяла я книжки 
И пошла я в первый класс. 
В школу ходят все детишки - 
Это право есть у нас.  
Право на образование


8.Я могу свой детский праздник 
Как и взрослый отмечать. 
Если я проголодаюсь- 
Пищу вправе получать
. Право на качественное и полезное питание


9.Будь ты слабым или сильным , 
Белым, черным все равно 
Ты родился быть счастливым 
Это право всем дано.  
Право на равные права всех детей

10.Имею я право нормально питаться, 
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье. 
Право на заботу со стороны взрослых

Учитель: - Можно ли выделить среди прав главные? Какие?

- В каких сказках есть нарушение прав какого-либо героя?

•  Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? 
•  Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? 
•  Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (право на сохранение семейных связей)
•  В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Дюймовочка»)

•  В каких  сказках героев насильно перемещали и похищали? («Теремок»)
•  В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)

 

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
- Как должен ответить Зайчик согласно Конвенции? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

Игра "Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были, 
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

- У детей есть и обязанности. Давайте рассмотрим слайд.   (обсуждение)

Игра «Знаешь ли ты?»  (За правильные ответы даётся жетон.  Победителем становится тот, кто наберёт их большее количество)

Действия в соответствии с законом. (Обязанность)

 Законные возможности. (Права)

 Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)

То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)

Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)

Открытое столкновение. (Конфликт)

Норма, поддерживаемая государством. (Закон)

Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)

Какое право говорит о том, что ребенок не может расти без взрослых? (право на заботу со стороны взрослых)

Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее, среднее)

Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?(До 14 лет)

С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?(С 14 лет)

С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?(С 16 лет)

(Подведение итогов игры.)

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

Итог занятия

-О чем мы с вами говорили ?  (Мы говорили о правах ребенка).

- В каком документе прописаны права ребенка?

-В Конвенции о правах ребенка. Это документ призван защищать права ребенка . На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнем с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

- Для чего их нужно знать?

-Чтобы уметь защитить себя от произвола взрослых, чтобы пользоваться своими правами. Все дети должны быть уверены, что государство всегда будет заботиться и защищать их интересы, обеспечат всем без исключения право быть полноценным гражданином своей страны.

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час. Права и обязанности ребёнка

Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

Классный час "Права и обязанности ребёнка"

Методическая разработка ко Дню Конституции....

Классный час " Права и обязанности первоклассника"

Классный час знакомит детей с правами и обязанностями....

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...

Классный час «Права и обязанности».

Классный час «Права и обязанности»....