Классный час "Права и обязанности младших школьников"
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: формировать представление о правах и обязанностях ребёнка.
Задачи: обучающие познакомить детей с Декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах
ребёнка; учить применять знания в конкретной ситуации;
развивающие развивать умение анализировать, выделять главное; развивать речь;развивать умение работать с первоисточником;
воспитывающие формировать правовую культуру учащихся; формировать умение работать в группе; формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Беседа «Ваши права и обязанности, дети»
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними
появились главные вопросы:
- Что люди могут делать?
- Что они обязаны делать?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые
помогали устранить все трудности.
- Что же такое – законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять
все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется
Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот
день является государственным праздником нашей страны.
В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, охрану
здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять
и беречь природу, защищать Родину и пр.)
- О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?
- А что же такое право?
Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются
государством и определяют отношения людей в обществе.
А права детей записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла
Организация объединённых наций (ООН) в 1989 году.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных
документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это
лицо, не достигшее восемнадцати лет.
На международном и национальном уровне существует множество специальных
актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне
является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о
правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех
детей.- Чем отличается Конвенция о правах ребёнка от Декларации прав ребёнка?
Что такое Декларация? – Декларация – от лат. слова, означающее
«провозглашение», поэтому Декларация – это как рекомендация стране, которым страна
может следовать, а может и не следовать за невыполнения этого акта страна не несёт
юридических обязательств.
Что такое Конвенция? - Конвенция – от лат. слова, означающее «договор,
соглашение», поэтому Конвенция-это закон, соглашение по специальному вопросу,
имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились
(подписали, ратифицировали).
В Декларации о правах ребенка от 1959 года было всего 10 принципов, а в
Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи, которые учитывают практически все
моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
Игра «Разрешается – запрещается»
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)
Слушать мнение ребёнка … (разрешается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина … (строго запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
Путешествие по стране Правознания
1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость
– сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права
других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН оправах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью
Конвенции):
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за
вознаграждение, держал кукол в рабстве?
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам
посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на
метле?
4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?
5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?
6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?
2. – Перед вами 3 плаката с надписями:
• Право на бесплатное образование
• Право на свободный труд, защиту от безработицы
• Право на неприкосновенность жилища
- Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Выберите
правильный ответ.
1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (ответ
№3)
2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел
какого права? (ответ №2)
3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)
Обсуждение ситуации
- Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли обитатели
птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утёнка?
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом
кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?
Почему?
VII. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?
- Какие выводы вы для себя сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по профориентации младших школьников
Сценарий классного часа о профессиях...
Выступление на МО классных руководителей: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Т. Г.Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Патриотическое воспитание имеет огромное значение в формировании личности школьника, формировании юного гражданина Росси...
Классный час "Безопасное поведение младших школьников на дороге"
Сценарий классного часа по ПДД...
План работы по самообразованию (классный руководитель) "Нравственное воспитание младших школьников"
План по самообразованию классного руководителя...
Конспект открытого классного часа "Нужны ли младшему школьнику карманные деньги". Беседа. 4 класс
Интерактивные игры, познавательные видео, примеры из жизни помогут вместе с ребятами разобраться, нужны ли им карманные деньги. И какую ответственность несут дети, если карманные деньги у них ес...
Роль классного руководителя в социализации младших школьников
Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?...
Материалы видеолекции по теме "Права и обязанности младшего школьника в семье и школе"
Видеолекция посвящена проблеме правам и обязанностям младшего школьника в семье и школе.С видеолекцией можно ознакомиться во вкладке "Видео" или перейдя по данной ссылке: https://youtu....