Шахматы
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление, 33 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_1_a.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«ШАХМАТЫ»
1а класс
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель: учитель начальных классов Музалевская Екатерина Владимировна
2018 г.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
- определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различие;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка;
- владение понятиями шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
- знание правил хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
- умение грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- умение находить несложные тактические удары и проводить комбинации, точно разыгрывать простейшие окончания.
Обучающийся научится:
- владеть и грамотно применять шахматную терминологию;
- применять правила хода и взятия каждой фигуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать, объявлять шах, ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Содержание курса внеурочной деятельности
Шахматная доска (2ч)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.
Шахматные фигуры (3ч)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая», «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
Ходы и взятие фигур (16 ч)
Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Цель шахматной партии (12 ч)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.
Формы организации и виды деятельности
- игра;
- проект;
- соревнование;
- интегрированное занятие;
- игровые;
- познавательные.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Шахматная доска (2 ч) | |||
1 | Знакомство с шахматной доской | ||
2 | Шахматная доска | ||
Шахматные фигуры (3 ч) | |||
3 | Знакомство с шахматными фигурами | ||
4 | Знакомство с шахматными фигурами | ||
5 | Начальное положение | ||
Ходы и взятие фигур (16 ч) | |||
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | ||
7 | Ладья в игре. | ||
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | ||
9 | Слон в игре. | ||
10 | Ладья против слона. | ||
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | ||
12 | Ферзь в игре. | ||
13 | Ферзь против ладьи и слона. | ||
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | ||
15 | Конь в игре. | ||
16 | Конь против ферзя, ладьи слона. | ||
17 | Знакомство с пешкой. | ||
18 | Пешка в игре. | ||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | ||
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | ||
21 | Король против других фигур. | ||
Цель шахматной партии (12 ч) | |||
22 | Шах. | ||
23 | Шах. | ||
24 | Мат. | ||
25 | Мат | ||
26 | Ставим мат. | ||
27 | Ставим мат. | ||
28 | Ничья, пат. | ||
29 | Рокировка. | ||
30 | Рокировка. | ||
31 | Шахматная партия. | ||
32 | Шахматная партия. | ||
33 | Повторение программного материала. |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол №____ от «____»_________________20____г.
Руководитель ШМО ___________/
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________/
«____»_________________2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Шахматы и оригами"
Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Путешествие в страну шахмат
Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...
внеурочная деятельность 1 класс шахматы
данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...