Проблемные ситуации в школе
статья на тему

Некипелова Ирина Анатольевна

В статье указан перечень проблемных ситуаций, которые могум возникнуть в учебном процессе и способы их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnye_situatsii_v_shkole_i_sposoby_ih_resheniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации в школе и способы их решения

Проблемная ситуация

Коррекционная деятельность

1

Жестокость и насилие в школе

Это форма жестокого обращения , когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего не способны защитить себя с подобной ситуации, испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.  

Не надо обращать внимание только на эпизоды школьной травли и пытаться их устранить только путем ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. При оценке инцидента нужно выявить причины, учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них.

Не закрывать глаза на существование проблемы, деликатно, чтобы не бросать тень на жертву обсудить эту проблему в классе, подробно призывая детей к гуманизму, сердечности. Полезно моделировать ситуации абстрагируя их сюжеты от реальных учеников, вслух обсуждать чувства, которые могут испытывать жертва, её родители, свидетели. Можно предложить разыграть ситуацию в ролях. Главное придать огласке причины. Которые лежат в основе поведения обидчика. – потребность в самоутверждении, неуверенность в себе, демонстративность, поиск «дешевого авторитета» и т.д. нежелание выглядеть слабым в глазах окружающих может остановить обидчика.

2

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Повышенная активность, достигающая полной расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, которых считают, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться требованиям дисциплины . Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирование ЦНС. Это состояние связано с микроорганическими поражениями головного мозга, возникших как результат осложненных беременности и родов, соматических заболеваний ребенка в раннем возрасте или психических травм.

Этот синдром называют синдромом двигательной активности, однако основным дефектом в его структуре является дефект внимания. Такой ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Эти дети бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Им свойственна импульсивность поступков: «сначала сделает, а потом подумает». Вот еще некоторые проявления гиперактивности ребенка:

- сидя на стуле корчится, извивается, не может спокойно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;

- легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;

- не может спокойно ждать своей очереди в ситуациях, требующих дисциплины;

- на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;

- не может следить за своими вещами, часто их теряет;

- пристает к окружающим, порой агрессивен.

Наличие у ребенка этих симптомов более 6 месяцев является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза «синдром дефицита внимания» является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии наблюдение специалиста.

 Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – предъявления повышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказанием. Неблагоприятное педагогическое воздействие может вызвать у детей деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие его формы. Гиперактивные дети требуют постоянного внимания учителя, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако это не решит существующих проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения ребенка, не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему./

Во время проведения уроков рекомендуем:

  • особое внимание уделяйте индивидуальной работе;
  • но возможности, игнорируйте вызывающие поступки ребенка;
  • ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка: в центре класса, напротив доски;
  • используйте в классе методики блиц-опросов, но ставьте при этом только хорошие отметки, обозначив это как принцип. У гиперактивных детей часто великолепная реакция - они могут быть успешными. Да и для других учеников участие в блицах, где они могут заработать хорошие оценки без риска. хорошая возможность поправить дела. Кроме того, блицы — это стимул готовить домашние задания;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
  • учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел;
  • задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске;
  • предъявляйте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы;

• по время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения;

•    рассаживайте гиперактивных детей, если их в классе несколько, по разным рядам, но при этом старайтесь сажать их на первые парты — меньше объектов для отвлечения.

3

Снижение и потеря мотивации к обучению

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 1) неумение учиться;

 2) ошибки воспитательного характера.

Ошибки воспитательною характера допускают и родители, и учителя:

•   неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни — что после этого для него переживания по поводу оценок и учебы вообще?!);

•    отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;

•    нарушение единства требований к ребенку;

•    неправильные методы воспитания подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

•    завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений:

•    «убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.).

Важно проводить разъяснительную работу с родителями. Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах ребенка отсутствием времени. Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться. Необходимо объяснять, что учитель ведет фронтальное обучение учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель вынужден ориентироваться па основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка будет создан образ врага — учителя (мама хорошая - хвалит. учитель плохой — ругает). Это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Рекомендации педагогам средних и старших классов

Попробуйте сыграть на том. что время отрочества — время познания себя, осознания своих достоинств и недостатков, время самовоспитания. Если педагог не авторитет для подростка, наверняка есть другие взрослые, мнением которых он дорожит. Подключите их, надавите на самолюбие подростка. Подростковый возраст — возраст поиска идеала для подражания. Ответы на два вопроса: «Какой я?», «Кто я?» (в смысле кем быть?) — вот что всерьез тревожит его сегодня. Путь конфликтов и наказаний на этом этапе не сработает — лучше протяните руку помощи!

Главная задача — установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Начните со сдержанного отношения к школьным неуспехам. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление. Избегайте жесткой, прямолинейной помощи. Старайтесь, чтобы подросток обратился к вам за помощью сам.

4

Лживость

В основе лежит стремление защитить себя от наказания и/или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умение справляться с трудностями

Важно быть твердыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хороший пример. Хватите ребенка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали — все фразы должны быть краткими и убедительными)

5

Ругательства

Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся — надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать, — это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани.

Не "стреляйте из пушек но воробьям» - не надо ответных угроз и паники. Говорите детям Правду: ругань — это Проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждет действий по решению проблем. Гнев — плохой советчик. Это каждый знает на своем опыте. Выражайте свое понимание того, что в 10-12 лет человеку хочется казаться старше и сильнее (на самом деле — быть как все) Дайте ребенку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «...Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?..». Иногда можно Выразить уважение человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил свою силу и зрелость.

6

Импульсивность

Кажется, что ребенок постоянно попадает в беду, так как у него отсутствует способность оценивать свои поступки: в поведении ребенка очень слабая связь между причиной и следствием. Такое поведение говорит о том, что «внешний контроль» был непоследователен или отсутствовал вообще

Формулируйте правила просто и конкретно. «Внешний контроль» должен продолжаться достаточно долго, чтобы пробудить «контроль внутренний». Будьте терпеливы, но настойчивы. Уровень Ваших ожиданий должен соответствовать требованиям, которые Вы предъявляете детям

7

Склонность к воровству

Большинство детей хотя бы однажды что-нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте, склонность ребенка к воровству почти всегда символич на. Ребенок нуждается, скорее всего, не во владении объектом, а в любви, внимании или обретении особого статуса. Воровство приобретает характер «вещей, найденных» или «подаренных». Частые кражи среди детей 10 - 12 лет — предвестник того, что позднее у них могут возникнуть проблемы с законом. Чем дети старше, тем труднее изобличить их в воровстве

Будьте твердыми и последовательными, осознав наличие этой проблемы. Младшим детям легче объяснить, что воровать — не нормально (не нанося им при этом травмы): «Я понимаю — тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи. Поставь себя на его место...». Приучая детей быть честными, расскажите им случаи проявления честности из своей жизни и опишите ход ваших рассуждений: «...Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу... Очень хотелось купить себе на эти деньги..., но я представила себе, что у продавца могут быть серьезные неприятности. > и т.л.

С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «...Я не видел, что это ты взял, но, как и многие люди, я чувствую это. Пойми — ситуация не позволяет мне оставить этот факт без внимания. Если это воровство — это очень серьезно, но я могу понять признание и раскаяние. Воровство и трусость — вот что я презираю...». Обязательно расскажите о последствиях воровства во «взрослой» жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребенок отвечал за совершенный поступок. Хвалите ребенка за любые другие правильные поступки. Не «оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих желание «взять» чужую вещь. В стенах школы к ребенку может приклеиться ярлык — это недопустимо. Разговор должен быть прямым, но с гарантией: к случае раскаяния и отсутствия повторений все останется между вами

8

Тревожность

 Нельзя недооценивать, насколько сильно жизнь в своих проявлениях может беспокоить детей, особенно если тревожность (беспокойство) присуща их родителям. Школьники часто бывают чрезмерно озабочены школьными делами, вопросами смерти и здоровья, социальными отношениями. Более 70% детей в возрасте от 8 до 14 лет время от времени испытывают серьезные тревоги по поводу того, что им что-то и где-то не удалось. В норме это переживается и проходит в каждом конкретном случае. «Застревание» в тревоге — вот когда требуется помощь. Постоянная тревожность — классический признак нарушений в сфере детско-родительских отношений, к примеру, всякого рода лишений в раннем детстве. Наличие скрытой тревожности можно отследить по бытовым проявлениям: чрезмерному перееданию или жадности, и не только по отношению к еде. Может проявиться нежелание делиться с товарищами всем, что у него есть, игрушками, школьными принадлежностями  - чем бы ни то было. Все эти веши — символы привязанности и положительных эмоций, которых дети были лишены или Получали недостаточно

Прозондируйте почву, выясняя причину тревог, и дайте ребенку возможность поразмышлять над жизненными ситуациями: «Если бы я попросил твоего ровесника назвать, три основных момента которые его беспокоят, то, как ты думаешь, какими были бы ответы?..»; «Если бы человек, младше тебя на три года, беспокоился по поводу... (оценок, здоровья...), то какой совет ты мог бы дать ему?..»; «Составь списочек того, что тебя может беспокоить на следующей неделе. Потом мы проверим, как это сбывается. Могу спорить, что большинство твоих беспокойств никогда не подтвердится». Нельзя называть тревоги ребенка «глупостями» — для него

это серьезно. Сопереживайте: «...Многих это беспокоит в твоем возрасте. Со мной бывало такое,..». Учите, как можно увидеть, ситуацию по другому: «Наше беспокойство, как воздушный шарик: мы его надуваем   - оно растет. Выпусти из него воздух оно станет маленьким..."  Важно, чтобы ребенок почувствовал любовь к себе. Следует чаше говорить с ним на языке чувств. Например: «Я вижу, ты расстроен...»; «Я рада тебя видеть». Уровень наших ожиданий и действий должен быть минимальным. Важно работать над повышением самооценки ребенка посредством поддержки и поощрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"

Проблемные уроки и проблемные ситуации в УМК "Начальная школа XXI века"...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...