Особенности адаптации младших школьников при переходе в 5 класс
статья (4 класс) на тему
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации младших школьников при переходе в 5 класс
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросткок ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- – возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- – возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- – новые требования к оформлению работ;
- – необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
- В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
- 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- 2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- 3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- 4. Нежелание выполнять домашние задания.
- 5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- 6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- 7. Беспокойный сон.
- 8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- 9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
- 1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- 2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- 3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- 4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.
- 5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Таким образом, главная задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации необходимо учитывать результаты психологической диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
Как преодолеть трудности младших школьников при переходе в среднюю школу
Статья с рекомендациями опытного педагога для родителей учащихся 4-х классов для лучшей адаптации при переходе в среднюю школу....
Особенности адаптации младших школьников
беседа с родителями...
Методика "Рисунок класса", направленная на диагностику адаптации младших школьников
Методика "Рисунок класса", направленная на диагностику адаптации младших школьников...
« Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене»
В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная...
Особенности социально-психологической адаптации младших школьников
В данной работе раскрываются особенности социально-психологической адаптации младших школьников, рассматриваются причины школьной дезадаптации, приводятся описание и анализ результатов исследования со...
Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы
Очень много говорится о готовности к обучению первоклассников. Разработаны специальные тесты, позволяющие эту готовность диагностировать. Это обосновано, потому что начало школьного обучения – с...