Программа внеурочной деятельности "Фантазеры"
рабочая программа (2, 3 класс) на тему
Программа "Фантазеры" - общекультурное направление- рассчитана на детей 8- 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fantazery_kuzminoy_e.n.docx | 110.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357350, Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Павлова, 55
Тел/факс 8 (879 61) 5-19-17, e-mail: detstvo55@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор Центра детского творчества
О. П. Ефремова
Приказ № 129 от 03.09.2018г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«ФАНТАЗЕРЫ»
возраст учащихся: 8 - 10 лет
срок реализации: 1 год
Автор – составитель
Кузьмина Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
Программа принята на педагогическом совете
протокол № 1 от 03.09.2018г.
Ессентукская
2018
Содержание
стр.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 | |
Пояснительная записка | 3 | |
Цель, задачи | 3 | |
Учебно-тематический план | 6 | |
Содержание программы | 8 | |
Планируемые результаты | 16 | |
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе: | 16 | |
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий | 17 | |
Календарный учебный график | 17 | |
Условия реализации программы | 17 | |
Методика отслеживания результатов. Виды контроля | 18 | |
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся | 19 | |
Оценочные материалы (перечень материалов к промежуточной и итоговой аттестации) | 20 | |
Методическое обеспечение программы | 20 | |
Список литературы (для педагога, учащихся и родителей) | 22 | |
Электронные образовательные ресурсы (для реализации программы) | 22 | |
Приложение. Дидактический материал к промежуточной и итоговой аттестации учащихся к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Оно формирует творческую личность, помогает глубже осознать чувство любви к Родине; поиск и создание новых декоративных форм воспитывает у детей умение мыслить нестандартно, дает возможность повысить общую культуру ребенка.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности, направление - декоративно-прикладное творчество (работа с природным материалом и бумагой), базовый уровень.
Актуальность программы обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, необходимостью приобщения детей с ранних лет к общечеловеческим ценностям и воспитания любви к Родине.
Новизна программы состоит в содержании образовательного компонента - программа построена на взаимосвязи художественной и технологической деятельности; в доступности теоретического и практического материала, в зримых результатах работы.
Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополнительного образования в рамках учебных дисциплин: окружающий мир, технология, другие.
Программа разработана в соответствии с государственными нормативными правовыми актами в области дополнительного образования детей (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МО РФ и ФГАУ ФИРО, 2015); программой Л.В. Занковой, нормативными правовыми документами Центра детского творчества (Устав, Программа развития «Мир вокруг нас», образовательная программа, локальные акты).
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Региональный компонент дополнительной общеразвивающей программы заключается во внедрении в образовательную программу изучения истории декоративно-прикладного творчества Предгорного района Ставропольского края, станицы Суворовской.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческих способностей у учащихся, формирование эстетического отношения к миру через декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края. России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование устойчивых гражданских позиций, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
- формирование прочных межличностных отношений в коллективе: воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
метапредметные:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- развитие способности брать на себя инициативу в организации совместного действия и нести за это ответственность;
- развитие мотивации к художественно-творческой активности детей в процессе изучения разных направлений декоративно - прикладного искусства;
- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности, аккуратности;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
образовательные:
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- формирование основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие познавательного интереса к расширению и углублению знаний истории разных направлений декоративно-прикладного творчества, народных промыслов России, национальных особенностей произведений декоративно-прикладного творчества, в многообразии и самобытности традиций художественных культур народов России;
- включение в познавательную деятельность, знакомство с некоторыми способами декорирования предметов интерьера;
- приобретение определенных знаний, умений по разным направлениям декоративно-прикладного творчества.
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие потребности в общении с произведениями декоративно-прикладного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Отличительная особенность данной программы в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных видов деятельности. В объединении процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Программа предлагает два больших раздела:
- Работа с природным материалом. В изучение этого раздела вводятся сведения о природном материале, способах его хранения и обработки. Основной задачей является развитие творческих способностей учащихся, фантазии. Даются теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. Предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина. Раздел развивает внимание учащихся, наблюдательность и аккуратность в работе.
2. Работа с бумагой и картоном. Раздел направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнению работы. Раздел призван развивать у учащихсяся творческие качества. Здесь вводятся сведения о бумаге и картоне, приёмы их разметки по шаблону. Даются теоретические знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из бумаги и картона. Предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.
В программе предусмотрено разнообразие содержания и форм деятельности; возможность варьирования, сочетания теоретической и практической частей содержания, вариативность организации в зависимости от уровня контингента конкретного года.
Программа адресована детям младшего школьного возраста, учеников общеобразовательных школ. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах – до 15 человек. Состав группы постоянный, как правило, одного возраста. Общеразвивающая программа рассчитана на 1 год, 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Значимость данной программы для учащихся (практическая, предметно-практическая, социальная) в саморазвитии, самообразовании и самореализации. Учащиеся ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее (в том числе через сети Интернет). Имеют возможность выбора формы изучения программы на основе собственных интересов и увлечений. Мотивированы к участию в реализации программы творческой деятельности.
Значимость данной программы для семьи (просветительская, социальная) проявляется в том, что родители рассматривают участие своих детей в реализации программы как необходимое условие их полноценного развития, социализации. Они имеют доступ к полной объективной информации о ЦДТ и данной программе. Имеют возможность для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма аттестации (контроля) | |||
Введение в программу | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Работа с природным материалом | 22 | 5,25 | 16,75 | |||||
Сбор природного материала. Экскурсия. | 1 | - | 1 | Карточки с заданиями | ||||
Аппликационные работы (листья, цветы) | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные работы (листья, цветы) | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные работы. Панно, картины | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные работы. Панно, картины | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные работы. Образы животных. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные работы. Образы животных. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа) | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа) | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из ракушек, камешков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из ракушек, камешков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из ракушек, камешков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из ракушек, камешков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из ракушек, камешков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Изделия из ракушек, камешков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Коллективная работа. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Коллективная работа. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Коллективная работа. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Работа с бумагой и картоном | 30 | 7,5 | 22,5 | Карточки с заданиями | ||||
Из истории бумаги. Виды бумаги. Выполнение плоской аппликации. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. Божья коровка. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. «Урожай» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. «Ветка рябины» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. «Зимушка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. «Ёлочка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. «Ёлочка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. Рыбки. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Аппликация. Кактус. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Мозаика. Снеговик | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Мозаика. «Попугаи». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Мозаика. «Котик». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Мозаика. «Корабль» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Мозаика. «Цветы в корзине». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Мозаика. «Подснежники». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Оригами. «Голубь» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Оригами. «Белочка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Оригами. «Лиса» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Оригами. «Закладка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Оригами. «Лягушка» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Оригами. «Ракета» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Подвижная игрушка. «Пингвины» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Подвижная игрушка. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Способы соединения деталей из бумаги и картона. Подвижная игрушка. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Квиллинг. Основные формы “капля”, “долька”, “квадрат”. Композиция «Цветы». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Квиллинг. Основные формы “капля”, “долька”, “квадрат”. Композиция «Цветы». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из пластилина (глины) | 15 | 3,75 | 11,25 | Карточки с заданиями | ||||
Жгутики. Аппликация из жгутиков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Жгутики. Аппликация из жгутиков. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Круговая выкладка жгутиков. Объёмная лепка. Посуда. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Круговая выкладка жгутиков. Объёмная лепка. Посуда. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из жгутиков. Аппликация « Розы» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из жгутиков. Аппликация « Букет» | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из жгутиков. Аппликация « Фантастические животные». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из жгутиков. Аппликация « Фантастические животные». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из жгутиков. Аппликация « Морское дно». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка из жгутиков. Аппликация « Морское дно». | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка глиняных игрушек | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка глиняных игрушек | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка глиняных игрушек | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Лепка глиняных игрушек | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Создание своей авторской игрушки. | 1 | 0,25 | 0,75 | |||||
Итоговые занятия | 2 | 0,5 | 1,5 | |||||
Мероприятия воспитывающего и познавательного характера | 1 | - | 1 | |||||
Экскурсии | 1 | - | 1 | |||||
Итого: | 72 | 17,25 | 54,75 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Введение в программу
Теория. Ознакомление с программой объединения, режимом работы и правилами поведения в кабинете. Правила безопасной работы, личной гигиены и пожарной безопасности. Беседа о декоративно-прикладном рукодельном искусстве различных народов.
Практика. Вырезание по прямой линии, вырезание простейших геометрических фигур, наклеивание их на лист в произвольном порядке.
Раздел II. Работа с природным материалом
Тема 1. Сбор природного материала. Экскурсия.
Практика. Сбор природного материала растительного (семена, листья, цветы и т.д.), животного (скорлупа яиц, перья) и минерального происхождения (камешки, ракушки).
Тема 2. Аппликационные работы (листья, цветы)
Теория. История аппликации. Виды аппликации. Знакомство со свойствами сухих листьев, цветов и их способностью быть аппликативным материалом
Практика. Разметка, построение композиции. Аппликация «Дивный сад»
Тема 3. Аппликационные работы (листья, цветы)
Теория. Продолжить знакомство со свойствами сухих листьев, цветов и их способностью быть аппликативным материалом
Практика. Разметка, построение композиции. Аппликация «Красивое рядом»
Тема 4. Аппликационные работы. Панно, картины
Теория. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
Практика. Декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе. «Стрекоза»
Тема 5. Аппликационные работы. Панно, картины
Теория. Учить изображать красивые композиции с использованием природного материала.
Развивать эстетические чувства, композиционные умения, творческие способности, воображение. Воспитывать бережное отношение к окружающему.
Практика. Декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе. «Бабочка»
Тема 6. Аппликационные работы. Образы животных
Теория. Познакомить учащихся с техникой изготовления аппликации из природного материала. Учить изображать животных из различных аппликационных материалов. Развивать творческое способности, воображение. Воспитывать бережное отношение к окружающему.
Практика. Аппликация с использованием различных материалов на картонной основе. «Белые медведи», «Зайчик», «Зоопарк».
Тема 7. Аппликационные работы. Образы животных
Теория. Учить изображать животных из различных аппликационных материалов. Развивать творческое способности, воображение. Воспитывать любовь к животным.
Практика. Аппликация с использованием различных материалов на картонной основе. «Ежик», «Гусеница»
Тема 8. Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа)
Теория. Формирование общего представления о видах мозаики, знакомство с приемами изготовления мозаики; развитие образного мышления и умения выразить свой замысел на плоскости.
Практика. Аппликация «Дождь», «Узор»
Тема 9. Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа)
Теория. Формирование общего представления о видах мозаики, знакомство с приемами изготовления мозаики; развитие образного мышление и умения выразить свой замысел на плоскости;
Практика. Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и клея. «Осень», «Во саду ли, в огороде».
Тема 10. Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха.
Теория. Инструменты. Способы соединения деталей. Соединение деталей пластилином, клеем.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. «Ежовая семья»
Тема 11. Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха.
Теория. Инструменты. Способы соединения деталей. Соединение деталей пластилином, клеем.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. «Жар- птица».
Тема 12. Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха.
Теория. Инструменты. Способы соединения деталей. Соединение деталей пластилином, клеем.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. «Новогодние украшения к интерьеру».
Тема 13. Изделия из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, веток, мха.
Теория. Инструменты. Способы соединения деталей. Соединение деталей пластилином, клеем.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. «Новогодние украшения к интерьеру».
Тема 14. Изделия из ракушек, камешков.
Теория. Камень и ракушки – универсальный материал для поделок, доступный и удобный в работе. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек.
Инструменты. Способы соединения деталей.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. Картина из камней «Ромашка»
Тема 15. Изделия из ракушек, камешков.
Теория. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек. Инструменты. Способы соединения деталей. Воплощение идеи декоративных панно.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. Панно «Морское путешествие»
Тема 16. Изделия из ракушек, камешков.
Теория. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек. Инструменты. Способы соединения деталей. Воплощение идеи декоративных панно.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. «Следы на пляже»
Тема 17. Изделия из ракушек, камешков.
Теория. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек. Инструменты. Способы соединения деталей. Воплощение идеи декоративных сувениров.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. «Домино из камня»
Тема 18. Изделия из ракушек, камешков.
Теория. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек. Способы соединения деталей.
Практика. Изготовление поделок, сувениров, подарков. Сказочные цветы и деревья.
Тема 19. Изделия из ракушек, камешков.
Теория. Знакомство с техникой выполнения объемной поделки из раковин моллюсков, камушек.
Практика. Составление эскизов. Изготовление фрагментов аппликации из природного материала. Рамка для фотографий. Бусы и браслеты.
Тема 20. Коллективно – творческая работа
Теория. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках.
Практика. Коллективная работа. Панно «Осенний дождь».
Тема 21. Коллективно – творческая работа
Теория. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках.
Практика. Коллективная работа. Панно «Первые снежинки»
Тема 22. Коллективно – творческая работа
Теория. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках.
Практика. Коллективная работа. Панно «Первые снежинки»
Раздел III. Работа с бумагой и картоном
Тема 1. Виды бумаги. Выполнение плоской аппликации.
Теория. Виды бумаги. Изучение основных понятий, инструментов и материалов, правила работы с клеем. Знакомство с классификацией аппликаций по группам, видам, изображению, способами выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления.
Практика. Сгибание, сминание, складывание бумаги гармошкой. Свободное и симметричное вырезание из бумаги и картона. Изготовление закладки с аппликацией из геометрических фигур. Создание силуэтного сюжета и обрывной аппликации. Изготовление динамической открытки к празднику. Изготовление композиционных аппликаций.
Тема 2. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка.
Теория. Материалы и инструменты. Изучение характеристик основных материалов, инструментов и приспособлений. Ручные швейные иглы. Нитки. Ручные стежки и строчки. Способы пришивания пуговиц. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Изучение технологии изготовления изделий из различных материалов.
Практика. Изготовление шкатулки из открыток, картона. Украшение шкатулки.
Тема 3. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка.
Теория. Материалы и инструменты. Изучение характеристик основных материалов, инструментов и приспособлений. Ручные швейные иглы. Нитки. Ручные стежки и строчки. Способы пришивания пуговиц. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Изучение технологии изготовления изделий из различных материалов.
Практика. Изготовление шкатулки из открыток, картона. Украшение шкатулки.
Тема 4. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка.
Теория. Материалы и инструменты. Изучение характеристик основных материалов, инструментов и приспособлений. Ручные швейные иглы. Нитки. Ручные стежки и строчки. Способы пришивания пуговиц. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Изучение технологии изготовления изделий из различных материалов.
Практика. Изготовление шкатулки из открыток, картона. Украшение шкатулки.
Тема 5. Способы соединения деталей из бумаги и картона. Шкатулка.
Теория. Материалы и инструменты. Изучение характеристик основных материалов, инструментов и приспособлений. Ручные швейные иглы. Нитки. Ручные стежки и строчки. Способы пришивания пуговиц. Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Изучение технологии изготовления изделий из различных материалов.
Практика. Изготовление шкатулки из открыток, картона. Украшение шкатулки.
Тема 6. Выполнение плоской аппликации. Божья коровка.
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты. Знакомство с силуэтностью.
Практика. Изготовление аппликации из геометрических фигур. Создание силуэтного сюжета аппликации «Божья коровка».
Тема 7. Выполнение плоской аппликации. «Урожай».
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты. Знакомство с силуэтностью.
Практика. Изготовление аппликации из геометрических фигур. Создание силуэтного сюжета «Урожай».
Тема 8. Выполнение плоской аппликации. «Ветка рябины»
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление рябины на ветке из бумаги. Оформление ветки.
Тема 9. Выполнение аппликации. «Зимушка»
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты. Знакомство с силуэтностью.
Практика. Изготовление аппликации. Создание силуэтного сюжета «Зимушка».
Тема 10. Аппликация из конфетти. «Ёлочка»
Теория. Знакомство с аппликацией, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление конфетти с помощью дырокола. Нанесение эскиза карандашом. Оформление работы «Ёлочка».
Тема 11. Аппликация из конфетти. «Ёлочка»
Теория. Знакомство с аппликацией, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Оформление работы «Ёлочка».
Тема 12. Объёмная аппликация. Рыбки.
Теория. Ознакомление с процессами выполнения аппликации.
Практика. Конструирование макетов моделей, из объемных деталей используя шаблоны. Создание целостности композиции «Рыбки».
Тема 13. Объёмная аппликация. Кактус.
Теория. Ознакомление с процессами выполнения аппликации.
Практика. Конструирование макета модели, из объемных деталей используя шаблоны. Создание целостности композиции «Кактус».
Тема 14. Мозаика. Снеговик.
Теория. Ознакомление с процессом выполнения аппликации. Выбор бумаги.
Практика. Нарезание цветной бумаги на кусочки любой формы и величины. Приклеивание кусочков мозаики, не выходя за контуры. Создание композиции «Снеговик».
Тема 15. Мозаика. «Попугаи».
Теория. Ознакомление с процессом выполнения аппликации. Выбор бумаги.
Практика. Нарезание цветной бумаги на кусочки любой формы и величины. Приклеивание кусочков мозаики, не выходя за контуры. Создание композиции «Попугаи».
Тема 16. Мозаика. «Котик».
Теория. Ознакомление с процессом выполнения аппликации. Выбор бумаги.
Практика. Нарезание цветной бумаги на кусочки любой формы и величины. Приклеивание кусочков мозаики, не выходя за контуры. Создание композиции «Котик».
Тема 17. Мозаика. «Корабль».
Теория. Выбор размера и формы корабля. Подбор материала, инструментов.
Практика. Выполнение основы. Сбор всех элементов конструкции. Декорирование «Корабля»
Тема 18. Мозаика. «Цветы в корзине»
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление основы корзины и декоративных элементов. Оформление работы «Цветы в корзине».
Тема 19. Мозаика. Цветы «Подснежники»
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление основы корзины и декоративных элементов. Оформление работы «Подснежники».
Тема 20.Оригами: Голубь.
Теория. История оригами. Знакомство с приемами техники оригами, схемами складывания базовыми формами
Практика. Изготовление Голубя в стиле оригами
Тема 21.Оригами: Белочка.
Теория. Знакомство с приемами техники оригами, схемами складывания базовыми формами.
Практика. Изготовление Белочки в стиле оригами
Тема 22.Оригами: Лиса.
Теория. Знакомство с приемами техники оригами, схемами складывания базовыми формами.
Практика. Изготовление Лисы в стиле оригами
Тема 23.Оригами: Закладка.
Теория. Знакомство с приемами техники оригами, схемами складывания базовыми формами.
Практика. Изготовление закладки в стиле оригами
Тема 24.Оригами: Лягушка.
Теория. Знакомство с приемами техники оригами, схемами складывания базовыми формами.
Практика. Изготовление лягушки в стиле оригами
Тема 25. Оригами: Ракета.
Теория. Инструменты и материалы. Разнообразие плетения.
Практика. Изготовление ракеты в стиле оригами.
Тема 26. Подвижная игрушка. Пингвины.
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Изготовление контура игрушки.
Тема 27. Подвижная игрушка. Пингвины.
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Соединение материалов с помощью нитки с иголкой.
Тема 28. Подвижная игрушка. Пингвины.
Теория. Знакомство с аппликацией по группам, вид, изображение, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика Оформление и украшение пингвинов.
Тема 29. Квиллинг. Цветы
Теория. Знакомство с техникой квиллинг, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика. Основные формы “капля”, “долька”, “квадрат”. Композиция «Цветы».
Тема 30. Квиллинг. Цветы
Теория. Знакомство с техникой квиллинг, способ выполнения, по цветовому решению, по способам закрепления. Материалы и инструменты.
Практика Основные формы “капля”, “долька”, “квадрат”. Композиция «Цветы».
Раздел IV. Лепка из пластилина (глины)
Тема 1. Инструменты. Техника. Лепка из пластилина.
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в жгутик.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина разных персонажей.
Тема 2. Инструменты. Техника. Лепка из пластилина.
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в жгутик.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина разных персонажей.
Тема 3. Лепка из пластилина. Объёмная лепка. Посуда.
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в жгутик.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина «Посуда».
Тема 4. Лепка из пластилина. Объёмная лепка. Посуда.
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в жгутик.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина «Посуда».
Тема 5. Лепка из жгутиков. Аппликация « Розы»
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в колбаску.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина «Розы».
Тема 6. Лепка из жгутиков. Аппликация « Букет»
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в колбаску.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина «Букет»
Тема 7. Лепка из жгутиков. Аппликация « Фантастические животные».
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в колбаску.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина разных персонажей «Фантастические животные».
Тема 8. Лепка из жгутиков. Аппликация « Фантастические животные».
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в колбаску.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина разных персонажей «Фантастические животные».
Тема 9. Лепка из жгутиков. Аппликация «Осьминог».
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в колбаску.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина разных персонажей «Осьминог».
Тема 10. Лепка из жгутиков. Аппликация « Морское дно».
Теория. Изучение элементов техники, инструментов. Способ разогрева и разминание материала, отщипывание, сплющивание или сжимание, скатывание пластилина в шарик, раскатывание в колбаску.
Практика. С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе. Лепка из пластилина разных персонажей «Морское дно».
Тема 11. Лепка глиняных игрушек
Теория. Последнее время, пластилин широко используется в качестве материала для рисования, составления объемной мозаики или аппликации.
Практика. На готовый рисунок наносится пластилин и размазывается по основе или на эту основу укрепляются готовые части будущей композиции. Такие работы, кроме эстетического эффекта, принесут пользу и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Тема 12. Лепка глиняных игрушек
Теория. Последнее время, пластилин широко используется в качестве материала для рисования, составления объемной мозаики или аппликации. Изучение материала, инструментов и приспособлений.
Практика. Изготовление глиняных игрушек. Лошадка.
Тема 13. Лепка глиняных игрушек
Теория. Последнее время, пластилин широко используется в качестве материала для рисования, составления объемной мозаики или аппликации. Изучение материала, инструментов и приспособлений.
Практика. Изготовление глиняных игрушек. Барыня.
Тема 14. Лепка глиняных игрушек
Теория. Последнее время, пластилин широко используется в качестве материала для рисования, составления объемной мозаики или аппликации. Изучение материала, инструментов и приспособлений.
Практика. Изготовление глиняных игрушек. Барыня.
Тема 15. Создание своей авторской игрушки.
Теория. Изучение материала, инструментов и приспособлений. Подбор материала и основы.
Практика. Изготовление игрушки по собственному замыслу.
Раздел V.Итоговые занятия.
Промежуточная (декабрь) и итоговая аттестация (май)
Раздел VI. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
(по отдельному плану)
Раздел VII. Экскурсии.
(по отдельному плану)
Планируемые результаты
К концу обучения
учащиеся должны знать:
- инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона;
- понятия: материал, инструмент, деталь, аппликация, мозаика, оригами, шаблон, трафарет, композиция;
- правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, канцелярским ножом, шилом, плоскогубцами, с природным материалом, с проволокой;
учащиеся должны уметь:
- выполнять операции, необходимые для обработки бумаги, картона;
- изготавливать несложные изделия из природного материала, из разных материалов (проволока и т.д.)
Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты
у детей в результате занятий по программе:
личностные:
- любовь и уважение к Отечеству, гордость за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ответственное и осознанное отношение к собственным поступкам;
- уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, взрослому человеку, их мнению, мировоззрению, культуре;
- устойчивость гражданских позиций, культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
- прочные межличностные отношения в коллективе: чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки.
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
метапредметные:
- самостоятельность в планировании путей достижения целей, в выборе наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, корректирование своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- мотивация к художественно-творческой активности детей в разных направлениях декоративно - прикладного искусства.
- потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
- самостоятельность в действиях при определении цели обучения, в постановке и формулировании для себя новых задач в познавательной деятельности;
- сотрудничество и совместная деятельность с педагогом и сверстниками; работа индивидуально и в группе: нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и нести за это ответственность;
образовательные:
- практические умения в решении творческих задач, моделировании, конструировании и в эстетическом оформлении изделий, в обеспечении сохранности продуктов труда;
- способность эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительная память, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение;
- познавательный интерес к расширению и углублению знаний истории разных направлений декоративно-прикладного творчества, к народным промыслам России, национальным особенностям произведений декоративно-прикладного творчества, к многообразию и самобытности традиций художественных культур народов России;
- практические умения и навыки в разных направлениях декоративно-прикладного творчества.
- устойчивый интерес к творческой деятельности.
Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебного года | Режим работы |
Начало учебного года: 1 сентября | Режим работы объединения: (по расписанию) |
Окончание учебного года: 31 мая | Продолжительность занятий определяется образовательной программой: 45 минут |
Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель | Продолжительность перемены: 15 минут |
Сменность занятий: 1 смена |
- Режим работы в период школьных каникул:
В период школьных каникул проводятся занятия в разной форме: учебные занятия, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, соревнования, другие формы работы.
В период с 01.06. по 31.08. – летние каникулы
- Организация промежуточной и итоговой аттестации:
вид аттестации | сроки проведения | |
начальная | сентябрь | |
промежуточная | декабрь | |
итоговая | апрель-май |
Календарный учебный график (с указанием тем занятий, их количество) уточняется ежегодно, является приложением к программе.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Материально-техническое обеспечение
- помещение: учебный кабинет, столы и стулья для педагога и учащихся, классная магнитная доска, шкафы для дидактического и раздаточного материалов, общее освещение;
- перечень материалов, необходимых для занятий: цветная бумага, картон, салфетки, трафареты, карандаши, стеки, мука, краски;
- инструменты и приспособления: шило, плоскогубцы, кусачки, проволока, цветная бумага, картон, ножницы, схемы, клей, крючки, магниты, линейки, клей, ластик, карандаши цветные и простые;
- дидактическое обеспечение программы: образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы и ксерокопии готовых изделий, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления;
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
(в расчете на 15 учащихся)
№ | Наименование оборудования | Кол-во | |||
Большой стол | 2 | ||||
Шкаф для дидактического и раздаточного материала | 3 | ||||
Доска классная магнитная | 1 | ||||
Стул | 15 | ||||
Магниты | 10 | ||||
Ножницы | 15 | ||||
Шило, плоскогубцы , кусачки. | 1 | ||||
Природные материалы: листья, каштаны, желуди, ракушки. |
2.Психолого-педагогическое сопровождение
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития личностного роста, обучения и развития учащихся. Прежде всего, это такие методы, как анкетирование, психолого-педагогическое наблюдение, индивидуальные консультации, беседы.
4.Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.
5.Финансовое обеспечение
Финансирование осуществляется на бюджетной основе.
Методика отслеживания результатов
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются методы отслеживания результатов: наблюдение за детьми в процессе работы; беседа с детьми и их родителями; анкетирование, выставки; коллективные творческие работы; конкурсы; промежуточная и итоговая аттестация с использованием критериев оценки ЗУН.
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный контроль | ||
Сентябрь | Определение уровня творческих способностей детей, степени их эрудированности. | Тестирование, анкетирование, беседа, опрос. |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение готовности детей к восприятию нового материала, степени усвоения получаемой информации. Цель педагога - повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, опрос, итоговое занятие. |
Промежуточный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела, в конце полугодия | Определение результатов обучения. | Самостоятельная работа, презентация творческих работ, выставка, конкурс, творческая работа, опрос, итоговое занятие. |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение результатов обучения, изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение, в том числе и самостоятельное. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, выставка, конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, персональные выставки учащихся, итоговое занятие и др. |
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм выявления результатов | Спектр способов и форм фиксации результатов | Спектр способов и форм предъявления результатов |
Анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся, взаимная аттестация, беседа, опрос, наблюдение, выставки, открытые и итоговые занятия, диагностика, диагностические игры, анализ выполнения программ. | Готовые работы, грамоты, дипломы, выраженные благодарности, журнал, анкеты, тестирование, фото, отзывы (детей и родителей), статьи в прессе, отчеты, методические разработки, портфолио. | Открытые занятия, аналитические справки, портфолио, защита творческих работ, выставки, конкурсы, готовые изделия, отчеты, итоговые занятия. |
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: защита творческих проектов, итоговая выставка лучших творческих работ учащихся, коллективная рефлексия, коллективный анализ работ, конкурс, отзыв, открытое занятие для родителей, персональные выставки учащихся, презентация творческих работ, самоанализ, самостоятельная работа.
После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация учащихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков.
Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего |
Хорошо знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона, ткани; понятия: материал, инструмент, деталь, аппликация, мозаика, оригами, шаблон, трафарет, композиция, панно, правила техники безопасности при работе. Умеет выполнять основные операции обработки бумаги, картона; изготавливает несложные изделия из пластилина, и других материалов (проволока и т.д.) | Знает инструменты, материалы, операции, необходимые для обработки бумаги, картона; правила техники безопасности при работе. Дает самостоятельно определения практически всем понятиям по теме. Выполняет все необходимые операции, но с помощью педагога. | Слабо владеет теорией и практикой по изученным темам. Работы выполнены небрежно. |
Оценочные материалы
(перечень материалов к промежуточной и итоговой аттестации)
Разделы | Перечень материалов |
Раздел II. | Работа с природным материалом |
Теория. Карточка № 1 Практика. Карточка № 2 | |
Раздел III. | Работа с бумагой и картоном. |
Теория. Карточка № 3 Практика. Карточка № 4 | |
Раздел IV. | Работа с пластилином. |
Теория. Карточка № 5 Практика. Карточка № 6 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе программы лежат следующие принципы: учёта возрастных особенностей учащихся; наглядности; доступности; последовательности и постепенности в изучении тем программы; последовательного усложнения учебных задач «от простого к сложному»; результативности.
1.Методическое сопровождение
- учебной работы педагога: методика контроля усвоения учащимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся; наличие специальной методической литературы по декоративно-прикладному творчеству; методики проведения занятия по выбранной теме; методы обновления содержания образовательного процесса;
- воспитательной работы педагога: методика формирования детского коллектива; наличие специальной методической литературы по педагогике и психологии; методика организации воспитательной работы;
- работы педагога по организации учебного процесса: совершенствование форм и методов организации учебно-методического процесса; разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного материала; обобщение и распространение собственного опыта работы;
- массовой работы: методика организации и участия в работе методических объединений, семинарах, конференциях, конкурсах, и прохождение конкурсов; план и методика проведения родительского собрания и др.
Виды методической продукции:
- методическое пособие, методическая разработка, инструкция;
Виды дидактических материалов:
- естественный (образцы материалов);
- объёмный (образцы изделий);
- схематический (оформленные схемы, рисунки, т.п.);
- картинный (слайды, фотоматериалы и др.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, др.);
- учебные пособия, журналы, книги;
- тематические подборки материалов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно-воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные технологии, технология создания ситуации успеха (поощрение даже небольшого успеха ребенка (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы), игровые технологии, технология проектирования (педагог выступает только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности), технологии здоровьесберегающие, технология «портфолио» учащихся, технология коллективной творческой деятельности.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.), наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ или выполнение педагогом, работа по образцу и др.), практический (выполнение работ по инструкционным картам и др.).
- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (дети участвуют в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся); фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); групповой (организация работы в группах); индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
В учебной работе гбъединения используются разнообразные типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные и др.
Основная форма работы – комплексное занятие, включающее в себя теоретическую часть, практическую работу, познавательные игры, дидактические игры. Также используются такие формы работы, коллективная работа, праздники, конкурсы, викторины.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Программные материалы подобраны так, чтобы постоянно поддерживать интерес к занятиям у всех учащихся в объединении.
Кроме образовательного аспекта программа несет в себе воспитательную функцию, основу которой составляют следующие методы воспитания учащихся:
- общие методы воспитания (рассказ на этическую тему);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, игра, упражнение, коллективная творческая деятельность, обычаи коллектива, соблюдение норм, традиций; создание воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования: поощрение, предоставление прав, одобрение, награждение, соревнование.
- CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Гукасова И.М. Рукоделие в начальных классах. - М.: «Просвещение», 1984
- Ищук В.В. Календарные праздники. - Ярославль: «Академия развития», 2000.
- Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: «Просвещение», 1981.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: «Просвещение», 1983.
- Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. – М.: «АСТ», 2007.
- Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.
- Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.
- Соколова С.В. Оригами. С нами не соскучишься. - М.: «Махаон», 1999.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль: « Академия развития», 1996.
- Цейтлин Н.Е. Справочник по трудовому обучению. – М.: «Просвещение», 1983.
- Шухова С. Поделки из всякой всячины. - М.: «Айрис пресс», 2008.
- Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: «Просвещение», 1990.
- Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.
- Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
- Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
- Энциклопедия Рукоделия. – М.: «АСТ», 2007
- Энциклопедия праздников. - М.: «АСТ», 1998.
Для детей и родителей:
- В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.
- Лыкова И.А. Я вырезаю из бумаги. - М.: «Мир книги», 2008.
- Махалова Т.И. Для вас, девочки! - Новосибирск: «Детская литература», 1993.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: « Академия развития»,
- От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья; для д/садов) - М.: Просвещение, 1998.
- Покидаева Т.Ю. Наши руки не для скуки. Оригами. - М.: «РОСМЭН», 2000.
- Терешкович Т.А. Рукодельница. – Минск: «Полыня», 1993.
- Хоровод круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д/садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.
- Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: «Академия холдинг», 2002.
- Чупрякова М.Э. Современная энциклопедия юной леди. – М.: «Славянский дом книги», 2006
- ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
(для реализации программы)
раздел | адрес | |
Страна мастеров | http://stranamasterov.ru | |
Простоделкино | ||
Украшения своими руками | ||
Игры для детей, поделки, аппликации, оригами, раскраски, рецепты | babylessons.ru | |
Сделай сам – самоделки своими руками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...