Формирование экологической грамотности младших школьников
статья на тему
Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_gramotnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической грамотности
младших школьников
«..Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету.
Я.Аким
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
Одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование. Освоение основ экологической грамотности – одно из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения ООП по курсу «Окружающий мир». В ООПНОО МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), определено его содержание и планируемые результаты. Фундаментом экологического образования и воспитания является экологическая грамотность.
Работу по формированию экологической грамотности я веду по следующим направлениям:
– «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);
– «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;
– «учиться жить» – сохранение среды обитания;
Цель: формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- формирование культуры экологически оправданного поведения.
- Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В своей работе я использую такие формы как: учебные занятия с использованием инновационных образовательных технологий, классные часы, конкурсы, акции, проекты, экскурсии, беседы.
Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:
- наблюдений состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);
- выполнения предложенных учителем правил поведения;
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Переходя во 2 класс, ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Он учится переходить от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо).
Затем у ребёнка формируется:
- представление о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
На уроках и во внеурочной деятельности я использую различные приёмы формирования умения наблюдать:
- зарисовки в тетрадях;
- приём сравнения (например, сравнить листья летом и осенью);
- викторины ("Путешествие в мир природы» и др.)
Я вместе со своими детьми участвую в экологических проектах.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего поколения.
Только экологически образованный и экологически культурный человек сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая грамотность младших школьников
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
Формирование экологической грамотности младших школьников средствами проектной деятельности
Выступление на курсах повышения квалификации...
Формирование экологической грамотности младших школьников
."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................
В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...