Формирование экологической грамотности младших школьников
статья на тему

Копацкая Ольга Николаевна

Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической грамотности

 младших школьников

«..Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету.

Я.Аким

     Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. 

    Одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование. Освоение основ экологической грамотности – одно из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения ООП по курсу «Окружающий мир». В ООПНОО МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), определено его содержание и планируемые результаты. Фундаментом экологического образования и воспитания является экологическая грамотность.

Работу по формированию экологической грамотности я веду по следующим направлениям:

– «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);

– «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;

– «учиться жить» – сохранение среды обитания;

Цель: формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  2.  формирование культуры экологически оправданного поведения.
  3. Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

        В своей работе я использую такие формы как:  учебные занятия с использованием инновационных образовательных технологий, классные часы, конкурсы, акции, проекты,  экскурсии, беседы.

        Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

  • наблюдений состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);
  • выполнения предложенных учителем правил поведения;
  • наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

         Переходя во 2 класс, ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Он учится переходить от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо).

        Затем у ребёнка формируется:

  • представление  о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой.

       На уроках и во внеурочной деятельности я использую различные приёмы формирования умения наблюдать:

Я вместе со своими детьми участвую в экологических проектах.

(Проект «Зелёная рапсодия»)

    Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего поколения.

Только экологически образованный и экологически культурный человек сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая грамотность младших школьников

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Формирование экологической грамотности младших школьников

."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................

В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...