Формирование экологической грамотности младших школьников
статья на тему
Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической грамотности
младших школьников
«..Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету.
Я.Аким
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
Одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование. Освоение основ экологической грамотности – одно из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения ООП по курсу «Окружающий мир». В ООПНОО МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), определено его содержание и планируемые результаты. Фундаментом экологического образования и воспитания является экологическая грамотность.
Работу по формированию экологической грамотности я веду по следующим направлениям:
– «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);
– «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;
– «учиться жить» – сохранение среды обитания;
Цель: формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- формирование культуры экологически оправданного поведения.
- Развитие практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
В своей работе я использую такие формы как: учебные занятия с использованием инновационных образовательных технологий, классные часы, конкурсы, акции, проекты, экскурсии, беседы.
Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:
- наблюдений состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);
- выполнения предложенных учителем правил поведения;
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Переходя во 2 класс, ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Он учится переходить от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо).
Затем у ребёнка формируется:
- представление о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
На уроках и во внеурочной деятельности я использую различные приёмы формирования умения наблюдать:
- зарисовки в тетрадях;
- приём сравнения (например, сравнить листья летом и осенью);
- викторины ("Путешествие в мир природы» и др.)
Я вместе со своими детьми участвую в экологических проектах.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего поколения.
Только экологически образованный и экологически культурный человек сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-372943-1480162799.jpg)
Экологическая грамотность младших школьников
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/10/picture-735253-1691672904.jpg)
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-468182-1497428155.jpg)
Формирование экологической грамотности младших школьников средствами проектной деятельности
Выступление на курсах повышения квалификации...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-495161-1635963560.jpg)
Формирование экологической грамотности младших школьников
."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/11/picture-620143-1599839941.jpg)
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-949063-1505914704.jpg)
Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................
В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...