Формирование экологической грамотности младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_gramotnosti_mladshih_shkolnikov_1.docx | 160.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической грамотности младших школьников
Сивцова Л.М.
Смирнова Т.В.
Савельева Л.И.
Стефаненко Т.Н.
Петухова М.О.
Вишнякова Т.И.
МБОУ Средняя школа №1 города Велижа
«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность»
И. Д. Зверев
Экологические проблемы в наше время становятся всё более и более актуальными. Всё чаще они поднимаются на государственном и мировом уровне. Одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование. Освоение основ экологической грамотности – одно из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения ООП по курсу «Окружающий мир». В ООП НОО МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), определено его содержание и планируемые результаты. Фундаментом экологического образования и воспитания является экологическая грамотность.
Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области.
«Экологическая грамотность» предполагает знания в области экологии.
Цель: формирование у младших школьников экологических знаний на основе дат экологического календаря, закрепление экологических знаний в практически значимой деятельности экологической направленности; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе через осознание учащимися необходимости сохранения окружающей среды, понимание значимости собственной экологической деятельности; воспитание гуманного, бережного отношения к природе.
Экологические знания включают знания основных объектов живой и неживой природы; взаимосвязей «живая природа – неживая природа – человек»; причинно-следственных связей и экологических проблем современного мира.
Формировать экологическую грамотность эффективнее на значимом материале, поэтому в основу работы мы положили даты экологического календаря, которые были приняты с целью привлечения внимания общественности к экологическим проблемам современного мира.
Основные даты: 29 сентября – Всемирный день моря; 4 октября – Всемирный день защиты животных; 12 ноября – Синичкин день (день встречи зимующих птиц); 11 января – День заповедников и национальных парков; 19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих; 1 марта – День кошек; 15 марта – Международный день защиты бельков; 20 марта – День Земли; 21 марта – Международный день леса; 22 марта –Всемирный день водных ресурсов; 1 апреля – День птиц; 15 апреля – День экологических знаний; 19 апреля – День подснежника; 22 апреля – Всемирный день Земли; 3 мая – День солнца. В эти дни мы проводим различные внеклассные мероприятия экологической направленности: праздники, спектакли, викторины, конкурсы, устные журналы, игровые познавательные программы, выставки, просмотр фильмов, роликов, экскурсии, акции и т.п.
Формировать экологическую грамотность можно не только на отдельных мероприятиях, все учебные предметы позволяют интегрировать экологические знания в любую тему на различные этапы урока. Рассмотрим фрагменты уроков, направленные на формирование экологической грамотности.
Фрагмент урока изобразительного искусства в 1 классе с использованием экологического календаря (19 апреля – День подснежника)
Тема: Рисование с натуры или по памяти. Подснежник - весенний цветок».
Цели: формирование графических умений, навыков и экологической грамотности; развитие наблюдательности; воспитание любви к живой природе.
Этап урока: сообщение темы и постановка цели урока.
Ребята, отгадайте загадку.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, К нам пришла…(Весна)
А какие признаки весны вы знаете? Ребята, как называются первые весенние цветы? Почему их так называют? Сегодня на уроке изобразительного искусства мы будем с вами рисовать один из первоцветов. А какой именно нам поможет узнать наш календарь экологических дат. Ребята, давайте обратимся к нему и посмотрим, какой день в России отмечают 19 апреля
19 апреля отмечают День подснежника. Месяц апрель – это прекрасная пора таяния снега, появления почек на деревьях и первых цветов. Особое место в череде апрельских праздничных дней занимает День подснежника. Он отмечается во многих странах. А вы знаете, что это за цветок и как он выглядит?
Сейчас я вам прочту стихотворение, которое поможет вам понять, какой он - подснежник. П.Соловьёв «Подснежник».
Дата празднования – 19 апреля - весьма символична. Это практически самая середина весны. Давайте, вспомним сказку «12 месяцев». (Дети вспоминают сказку). Подснежники – единственные цветы, которые не боятся холода и пробиваются прямо из-под снежного покрова. Своим появлением они символизируют наступление весны. Многообразие форм подснежника породило его многочисленные названия в разных странах. У каждого народа существуют свои ассоциации с этим растением, например: снежная капля (Великобритания), снежный колокольчик (Германия). В России, как известно первый весенний цветок именуют подснежником. Нетрудно догадаться, что такое название символизирует способность этого растения пробиваться к солнечным лучам из-под снежного покрова. (Далее дети рассматривают репродукции известных художников с изображением цветов, словесно описывают их. Вспоминают о бережном отношении к природе. Делают вывод, что цветами лучше любоваться, чем бессмысленно их рвать. Затем выполняют поэтапное рисование подснежника под руководством учителя. В конце урока организована выставка работ учащихся.)
Фрагмент урока технологии в 1 классе с использованием экологического календаря (1 марта - Всемирный день кошек)
Тема: Изготовление поделки «Котик».
Цель: изготовить с помощью картона и цветной бумаги поделку «Котик», формировать экологические знания у учащихся с использованием экологического календаря, прививать любовь к животным, учить заботиться о домашних питомцах, быть ответственным за прирученного животного, расширять знания о кошках и семействе кошачьих.
Этап урока: объяснение нового материала
- Сегодня, ребята, 1 марта. Давайте с вами посмотрим в экологический календарь и узнаем, какой сегодня праздник.
- 1 марта в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру. Об истории этого праздника нам расскажет … (сообщение готовит 1 ученик)
- Сегодня мы познакомимся с вашими кошечками и котиками (за неделю до урока дети принесли учителю фотографии своих питомцев). Я из ваших фотографий и подписей к ним приготовила презентацию. Давайте её посмотрим.
- А теперь, расскажите мне о повадках и привычках ваших любимцев, о том, как вы за ними ухаживаете (рассказывают несколько человек) Помните: если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть в ответе за него!
- Давайте, с помощью картона, цветной бумаги, ножниц и клея сделаем с вами котиков.
(с помощью шаблонов, плана работы и под руководством учителя каждый изготовил котика, организуется выставка работ учащихся)
- Своей поделкой вы можете порадовать маму и папу, рассказав им, какой праздник сегодня отмечается, а можете её использовать как закладку в учебнике.
(Также вместо презентации можно познакомить детей с кратким «словарём» кошачьих символов или научить определять погоду по кошачьим приметам, рассказать детям как в разных странах празднуется этот праздник и как он называется, познакомить с наукой о кошках – фелинологией, загадать кошачьи загадки – о родственниках кошек, связать с русским языком и рассказать о многозначном значении слова кошка, разгадать кроссворд об усатых кинозвёздах, показать памятники котам и рассказать об истории их появления, выучить наизусть стихотворения о кошках, познакомить детей с породами кошек, интересными фактами из их жизни, использовать шарады, ребусы.)
Фрагмент урока окружающего мира с использованием экологического календаря (12 ноября – Синичкин день)
Цель: приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей.
Этап урока: можно использовать на любом этапе урока.
- Ребята, сегодня в экологическом календаре ещё один праздник. Этот праздник назван в честь маленькой, красивой птички, а какой - угадайте из моей загадки. Угадав птичку, мы узнаем название праздника.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
- Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. (Показать презентацию с картинками зимующих птиц). Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Именно в этот день – 12 ноября, прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в теплые края. В помощь зимующим птицам объявляется семейная экологическая акция «Тепло твоих рук» по изготовлению кормушек для птиц. (Рассказываем детям о правилах изготовления кормушек, о материалах, из которых можно изготовить кормушки. Обязательно рассказать о том, какой корм можно давать зимующим птицам, а какой нельзя. Говорим о правилах подкормки птиц.) По итогам акции семьи победителей и участников акции награждаются грамотами и благодарностями.
Каждый из нас может помочь какой-нибудь птахе пережить суровую зиму. Просто так, ничего не прося взамен. А для любителя природы нет занятия интереснее, чем наблюдать за птицами на кормушке.
Фрагмент урока литературного чтения с использованием экологического календаря (1 апреля - Международный день птиц)
Тема: конкурс чтецов стихотворений «Эти удивительные птицы»
Цель: обобщить и расширить знания детей о птицах через художественное слово; развивать навыки эмоционального отклика через чтение и прослушивание стихотворения; продолжать формировать умение рассказывать стихи эмоционально, громко, с выражением, формировать экологическую грамотность учащихся через работу с экологическим календарём, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
- Ребята, отгадайте загадку:
Снится ночью пауку чудо-юдо на суку: длинный клюв и два крыла прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица).
- Мы с вами, ребята, принимали активное участие в экологической акции «Покормите птиц зимой», приуроченной к Синичкиному дню. Многие тогда из вас сделали замечательные домики для птиц. И мы говорили с вами, что в экологическом календаре весной будет ещё один праздник, посвящённый птицам. Вот сегодня 1 апреля и, если заглянуть в экологический календарь, то 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Главная задача – привлечь вниманию всех к вопросу охраны и сохранения различных видов птиц.
- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Множество стихотворений посвящено нашим пернатым друзьям.
- Поэтому сегодня на уроке литературного чтения мы проведём конкурс чтецов «Эти удивительные птицы».
(Дети выступают со стихотворениями, которые они подготовили заранее к уроку. Оцениваются: объявление названия и автора стихотворения; выразительность и громкость прочтения; эмоциональность исполнения; артистичность; подбор атрибутов, соответствующих содержанию произведения. Выступления ребят оценивает жюри из учителей и детей. Все участники получают благодарственные письма, а участники, занявшие 1-3 места – грамоты)
Фрагмент урока математики с использованием экологического календаря (3 мая - Всемирный день Солнца)
Тема: Итоговое повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (Взаимное расположение предметов в пространстве. Счёт предметов.)
Цель: расширять представления детей о значении солнца для жизни на земле, расширять кругозор.
Этап урока: устный счёт (или математический диктант)
- Ребята, сегодня в экологическом календаре ещё один праздник. Давайте, попробуем угадать название этого праздника.
Если нет его – небо хмурится,
Если есть оно – люди жмурятся.
Что выше леса, краше света, без огня горит. (Солнце) (День Солнца)
- День Солнца сравнительно новый праздник. Его придумали официально праздновать 3 мая 1994 года.
Солнце – ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Для Земли Солнце мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира. Без него – не было бы и воздуха, необходимого для жизни. Для нас, землян, важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета и на ней появилась жизнь.
От него мы получаем свет и тепло, необходимые не только представителям населения планеты, но и растительности и представителям животного мира.
Посредством солнца люди получают возобновляемый поток энергии, который можно применять в своих целях. К тому же, такой вид энергии не выделяет отходы токсического и радиоактивного характера.
В древности люди считали Солнце добрым божеством. Наши далёкие предки древние славяне поклонялись богу солнечных лучей — Яриле.
- Сколько планет в солнечной системе?
- Какая планета пятая от Солнца?
- Между какими планетами находится Земля?
- Перед какой планетой расположен Уран?
- Назовите соседей планеты Венера.
- После какой планеты находится Юпитер?
- Какая планета в солнечной системе последняя?
- Какая по счёту в солнечной системе наша планета Земля?
- Сколько планет находится между Солнцем и Землёй?
- Назовите шестую планету.
- Назовите порядковый номер каждой планеты.
Фрагмент урока русского языка в 4 классе с использованием экологического календаря (22 апреля – День Земли)
Цель работы: Формирование первичных основ комплексного анализа текста, новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью; формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе.
- Ребята, вспомните, какую экологическую дату отмечают 22 апреля?
- 22 апреля отмечается Всемирный день Земли. Это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. В России отмечается с 1990 года. В этот день люди всего мира наводят порядок в своем большом доме – планете Земля, очищают от мусора улицы, дома, парки, высаживают деревья.
- Сегодня мы поговорим более подробно о воде. Как вы думаете, какую роль играет вода в жизни человека?
- Почему воду нужно беречь и охранять?
Работа с текстом (по выбору учителя индивидуальная, в парах, групповая)
- Прочитай текст и выполни задания. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.
Быстрый ручей звонко журчал в зарослях ч..ремухи. Но вот он выб..жал на широкий луг. Заблестела на утре(н,нн)ем со..нце вода. Ручей спешил впере(т,д). Со всех ст..рон к шумному ручью (с,з)бегались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мя..ком иле поселились различные ж..вотные. На поверхност.. воды весело закачались белые кувш..нки. Птицы свили гнезда на высоком берегу. Вода н..сет жизнь растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду!
1.Озаглавь текст.
_____________________________________________________________
2. Что хотел сказать автор читателю? Найди предложение, в котором заключается главная мысль текста. Выпиши его.
_____________________________________________________________
3. Замени слово «заблестела» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.
4. Составь и запиши план текста из 3-4 пунктов. Ответ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
6. Разбери по составу следующие слова:
кувшинки высоком спешил
7. Укажи морфологические признаки глагола выбежал из 2-го предложения.
____________________________________________________________
8. Выпиши из 1-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
_______________________________________________________________________________________________________________________________
9. Укажи число, род (если есть), падеж имени прилагательного из 2-го предложения.
_____________________________________________________________
10. Найди в тексте и подчеркни однородные члены предложения.
11. Порассуждай и напиши 2-3 предложения, почему надо беречь воду.
Выводы: В результате этой работы у учащихся формируются экологические знания, учащиеся получают первоначальный опыт эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности, экологических инициативах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая грамотность младших школьников
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
Формирование экологической грамотности младших школьников средствами проектной деятельности
Выступление на курсах повышения квалификации...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников....
Формирование экологической грамотности младших школьников
."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...
Формирование экологической грамотности младших школьников
Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....
Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................
В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...