«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»
план-конспект на тему

Косторная Светлана Юрьевна

Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_temu.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»

Сообщение на тему:

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

                                                                            Подготовила: Косторная С.Ю.,

                                                                       руководитель школьного музея                                                                                                                                                                                                               на базе МОУ «Ракитянской СОШ №2                                                        имени А.И. Цыбулёва»

2017 год

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

      Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

      Виртуальная экскурсия является одним из самых зрелищных и доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день. Виртуальные экскурсии позволяют совершить увлекательные виртуальные экскурсии и создаёт у зрителя полную иллюзию присутствия.

      Уважаемые гости! Идея создания музея возникла сразу же после открытия самой школы, которая в 2005 году отмечала свой  10-летний юбилей. С первых месяцев работы школы по крупинкам собирались экспонаты для будущего музея, у которого тогда ещё не было своего помещения. Всё, что сейчас находится у нас в музее – это дело рук педагогов, родителей и учеников нашей школы. Большую помощь в создании музея приняли руководители и коллективы предприятий района.

        Официальное открытие музея состоялось 26 декабря 2001 года. На нём присутствовали глава администрации Ракитянского района, деятели культуры, почётные граждане посёлка, ветераны войны и труда. С этого времени краеведческий музей «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва» - это место проведения школьных экскурсий, музейных уроков, встреч с выдающимися людьми родного края.

        Школьный музей становился участником районных смотров-конкурсов. В 2002 году музей успешно прошёл паспортизацию, а в 2004-05 уч. году подтвердил звание школьного краеведческого музея.

На базе школьного музея работает краеведческий кружок. Его участники собирают и анализируют материалы об истории и современности Ракитянского района, оформляют стенды, создают альбомы и  экспозиции, посвящённые важным событиям и достижениям родного края.

Цели и задачи

         Основной целью создания музея является расширение кругозора; формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств; воспитание познавательных интересов и способностей.

 Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования;

овладение учащимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности;

охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

проведение культурно-просветительской работы среди школьников.

      Сегодня я приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею.  Работа школьного краеведческого музея разнообразна и интересна. Весь год мы собираем всё, что связано с историей родного края:  это предметы быта наших бабушек, их воспоминания о прошлом, устное народное творчество. Весь собранный материал тщательно изучается, документируется и выставляется для обозрения в школьном музее. На основе собранного материала мы разрабатываем проекты презентаций, экскурсий.

        Постоянно действующими являются экспозиции, посвящённые истории нашей школы. Здесь собран материал о первом педагогическом коллективе, о деятельности школы, её традиционных мероприятиях и достижениях. Сюда же входят и альбомы, которые дарят на память школе её выпускники.

        К постоянно действующим относятся и экспозиции, посвящённые устройству русской избы, русскому народному костюму, ремёслам, орудиям труда родного края.

        Большую часть музея занимают стенды, посвящённые истории Великой Отечественной войны в Ракитянском районе, где собраны фотоматериалы и документы о ветеранах и Героях Советского Союза - ракитянцах, воспоминания участников и очевидцев войны, выставлены предметы той эпохи. Собран материал о Герое Советского Союза А. И. Цыбулёве.

        Школьниками собран также уникальный материал о ракитянских учителях, ставший основой для проведения экскурсий и музейных уроков, посвящённых истории ракитянского учительства.

Разделы экспозиций с их кратким описанием

  1. История посёлка Ракитное (стенд с фотографиями о посёлке, посвящённый 350-ю посёлка Ракитное). Учащиеся собирают и анализируют материалы об истории и современности Ракитянского района, оформляют стенды, создают альбомы и  экспозиции, посвящённые важным событиям и достижениям родного края.

  1. История «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва». 3 стенда (История создания школы; Это было впервые; Первый педагогический коллектив), где представлены фотоматериалы, документы, призы, альбомы выпускников, творческие работы учителей школы. Здесь собран материал о первом педагогическом коллективе, о деятельности школы, её традиционных мероприятиях и достижениях. Сюда же входят и альбомы, которые дарят на память школе её выпускники. История Ракитянского учительства (материалы, собранные учащимися об учителях и учительских династиях поселка Ракитное, включающие фотоматериалы, автобиографии, документы, альбомы, награды, личные вещи учителей)

  1. Ракитное в годы Великой Отечественной войны  (3 стенда: Герои Советского Союза – ракитянцы; В грозном зареве войны; Ветераны рядом с нами, где представлены фотоматериалы, документы ветеранов, их награды, альбомы, созданные учащимися). Зал  Героев Советского Союза – ракитянцев (находится в фойе школы и представлен в виде бюстов Героям)

  1. Экспозиция предметов народного быта (убранство русской избы, домашняя утварь, ткацкий станок, прялка, народные костюмы, вещи ручной работы - рушники, рубашки и салфетки).        

      Русская изба. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом». Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, соединявших крупные торговые и ремесленные города. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели  чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами.

      Убранство русской избы. Всё, что находилось в доме, было сделано руками самих людей. Особенно много работы выполняли русские женщины. В каждой избе непременно был так называемый «красный» или «святой угол». Он обычно находился в глубине избы и включал в себя божнИцу с иконами и лампадкой. Украшением красного угла являлся накутник – прямоугольное полОтнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого ситца (70 см – длина и 150 см ширины). Белые накутники украшались снизу вышивкой, тканными узорами, лентой, кружевом. Накутник прикреплялся в угол.

      Русская печь. Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

      Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ).Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

      Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища)   Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом  жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

       В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.  

       Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол  клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

      Женские и мужские углы (или «кут») — напротив печного чела.  

      Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики.     В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи,  расшитые пояса и понева.

      В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

      Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.  

      Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

       Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

      Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

      Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

      Был в избе  и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.

      Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

      Самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

      Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале.   Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

      Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

      Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

        Каждый год все ученики нашей школы выполняют коллективное творческое дело для музея (собирают материалы, оформляют альбомы и экспозиции). Эти задания стали одной из традиций «Ракитянской СОШ №2 имени А.И. Цыбулёва». Она способствует воспитанию настоящих патриотов  Родины, ведь без знания истории родного края невозможно создание будущего родной страны.

      Школьный историко-краеведческеий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотрудничество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества родного края, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

      Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.

По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...

Презентация по теме "Инновационные формы работы с родителями в воспитательной системе класса"

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, ...

Презентация "Инновационные формы работы"

«Сказочные лабиринты  игры» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Игровая технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через...

Метод проектов как одна из инновационных форм работы с учащимися в начальных классах

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и...

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»...