Программа внеурочной деятельности для уч-ся 1-2 класса "Цветной мир"
рабочая программа (2 класс) по теме

Дударева Елена Николаевна

Данная программа позволит разнообразить  работу по внеурочной деятельности. "Цветной мир" предполагает занятие творчеством - это и рисование, и конструирование, и моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnoy_mir.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

2Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дзержинская средняя общеобразовательная школа

п. им. Дзержинского

Каширского муниципального района

Воронежской области

             

                        «Согласовано»                                                     «Согласовано»                                                        «Утверждаю»        

                         Руководитель МО                                               Зам. директора по ВР                                            Директор школы

                        ________/Дударева Е. Н./                                   ___________/Левченко С. В./                               ________/Лаптева Ю. Л./

               от_____августа 2018 г.                                       от_______августа 2018г.                                      Приказ №_____от___августа 2018 г

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению для 2 класса

«Цветной мир».

Разработана на основе авторской программы Б.М.Неменского

 «Изобразительное искусство 1-4 классы»

2018 – 2019 учебный год

Учитель  высшей квалификационной категории

Дударева Е. Н.

2018 г.

п. им. Дзержинского

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Цветной мир» разработана на основе:

1.  ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10 2009 г с учётом изменений, внесённых приказом МО и Н РФ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря .2010 г. № 1897;

2.   Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3.  Планируемых результатов начального общего образования;

4.  Авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Программа разработана для уч-ся 2 класса в соответствии с «Положением о рабочей программе МКОУ «Дзержинская СОШ»»

            Программа рассчитана на 1 час в неделю в I полугодии, что составляет 16 часов в год.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством и технологией  являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель: приобщение через  творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
  • Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
  • Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, композиции, поделки).

В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

        Принцип построения программы.

На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая  дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному  с учётом возврата к пройденному материалу  на новом, более сложном, творческом уровне.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение новыми знаниями, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения  творчеству строится на единстве усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства и технологии у школьников.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной деятельности, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка или учить копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу. Поэтому правила выполнения работы совмещаются с элементами фантазии.  Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.

Планируемые результаты изучен6ия внеурочной деятельности «Цветной мир»

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата

Личностные результаты:

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке проведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученыe знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-проективную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,  эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

    Результаты освоения внеурочного курса «Цветной мир»

В результате освоения внеурочного курса обучающиеся научатся приёмам  работы с природным материалом, бумагой, картоном, солёным тестом, пластилином; отличать особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; распознавать и называть ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке, живописи и композиции, главные и дополнительные цвета, холодные и тёплые цвета. А также получат возможность научиться выполнять эскизы планируемой работы; видеть красоту природы, предметов вокруг себя; проявлять творчество, оригинальность решения поставленных задач, передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.

Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации учебного процесса

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

.Общая характеристика организации учебного процесса

При организации учебного процесса используются:

  • информационно - коммуникационные технологии;
  • проблемно-диалогическая технология;
  • организации учебного сотрудничества;
  • проектно-исследовательская деятельность.

Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков
  • Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах

Методы:

методы организации учебно-познавательной деятельности:

  •  словесные, наглядные, практические;
  •  репродуктивные, проблемно-поисковые;
  •  методы самостоятельной работы и работы под руководством;
  • методы стимулирования и мотивации:

методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии,

  • создание эмоционально-нравственных ситуаций);
  • методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований,
  • «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

методы контроля и самоконтроля

  • интерактивные методы обучения
  • объяснительно – иллюстративный, репродуктивный методы:
  • рассказ, объяснение, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником , компьютером;
  • проблемный метод :

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную, поисковую, исследовательскую работу учащихся.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы;
  • технические средства обучения (ноутбук, экран, принтер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные ,дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование.

Содержание программы внеурочного курса  «Цветной мир» 1-2 классы 16 часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Экскурсия в природу

1

2

Работа с листьями. Аппликация

 « Образы осени».

1

3

Работа с природным материалом. Композиция «Лес»

1

4

Разноцветные насекомые.

1

5

Макет изделия «Чайник» с декоративно-прикладной росписью.

1

6

Работа с нитками. Изделие «Кукла», «Бубенцы»

2

7

Работа с пластилином. Аппликация «Моя малая Родина»

1

8

Знакомство с анималистическим жанром.

Рисуем животных

2

9

Рисуем птиц.

2

10

Гравюра на картоне

1

11

Работа с подручным материалом. Изделие «Снеговик»

1

12

Узоры Мороза.

1

13

Выставка работ

1

Всего

16

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);
  • создание и защита собственных проектов;
  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;
  • участие в классных, общешкольных и сельских мероприятиях (тематические конкурсы);
  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся.

Календарно-тематическое планирование внеурочного курса «Цветной мир» для 1-2 класса

Тема

Основные виды деятельности                

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Экскурсия в природу.

Понимать и сохранять учебную задачу. Ставить цели и задачи перед началом экскурсии. Оценивать результаты своей деятельности. Уметь видеть особенности сезонных изменений в природе. Сбор природного материала.

     1

05.09

2

Работа с листьями. Аппликация

 « Образы осени».

Понимать и сохранять учебную задачу. Способы заготовки природного материала, виды п.м., пользоваться инструментами и принадлежностями, знать технику безопасности, правильно организовать рабочее место

     1

12.09

3

Работа с природным материалом. Композиция «Лес»

     1

19.09

4

Разноцветные насекомые.

Понимать и сохранять учебную задачу. Искать и отбирать информацию  о роли насекомых в жизни человека из собственного опыта и других источников. Пересказывать художественные произведения, главными героями которых являются насекомые. Выполнять эскизы насекомых. С помощью краски передавать яркость и красоту бабочки, жука. Составлять план работы и следовать ему.

1

26.09

5

Макет изделия «Чайник» с декоративно-прикладной росписью.

Понимать и сохранять учебную задачу. Искать и отбирать информацию о назначении посуды. Сравнивать и находить сходства и различия в назначении посуды. Работать по шаблону. Следовать плану, проводить корректировку. Осваивать элементы декоративно-прикладной росписи. Проводить самооценку и оценку деятельности одноклассников.

1

03.10

6-7

Работа с нитками. Изделие «Кукла», «Бубенцы»

Понимать и сохранять учебную задачу. Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать способы плетения нитей. Использовать правила работы с нитью, организовывать рабочее место. Выполнять работу по плану. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям

2

10.10

17.10

8

Работа с пластилином. Аппликация «Моя малая Родина»

Понимать и сохранять учебную задачу. Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на план.  Определять  и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином. Организовывать  рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предметов (дома, дерева) при выполнении композиции. Составлять рассказ о своей малой родине (на основе собственного опыта и наблюдений).

1

24.10

9-10

Знакомство с анималистическим жанром.

Рисуем животных

Понимать и сохранять учебную задачу. Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

2

31.10.

14.11

11-12

Рисуем птиц.

Понимать и сохранять учебную задачу. Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое пропорции.

Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. Умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

2

21.11

28.11

13

Гравюра на картоне

Понимать и сохранять учебную задачу. Понимать значение выражения «гравюра». Знать способы изготовления гравюры. Ставить цели и задачи предстоящей работы. Анализировать последовательность действий при изготовлении гравюры. Проводить самоанализ.

1

05.12

14

Работа с подручным материалом. Изделие «Снеговик»

Понимать и сохранять учебную задачу. Уметь работать с бросовым материалом. Знать его свойства, уметь применять их на практике. Знать соотношение частей и сравнивать с наглядным материалом. Уметь видеть прекрасное, иметь художественное видение окружающей действительности.  Уметь соединять детали и придавать форму. Уметь преподнести своё изделие. Проявлять волю и терпение при выполнении работы.

1

12.12

15

Узоры Мороза.

Понимать и сохранять учебную задачу. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

        1

19.12

16

Выставка работ

Понимать и сохранять учебную задачу. Выставка работ учащихся за год работы. Давать оценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

        1

26.12

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела,

темы

Дата проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

        Учебно-методическое обеспечение

1. Гомозова Ю.Б. « Калейдоскоп чудесных ремесел». Ярославль.,-1999.

2.  Горичева В.С.,Филиппова Т.В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль.,-2000.

3. .Горичева В.С. « Я учусь рисовать . Животные». Ярославль.,-1999.

4. Гомозова Ю.Б. « Калейдоскоп чудесных ремесел». Ярославль.,-1999.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

            6. Федеральный  Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования

        Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийный проектор.

2. Персональный компьютер.

3.Переносной экран.

4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и из Интернет сети.

Интернет ресурсы:

1.http://www.zavuch.info/

2. http://www.solnet.ee/

3. http://pedsovet.org/

4.www.1september.ru

5.http://www.4stupeni.ru/

6.http://interneturok.ru/

7.http://viki.rdf.ru/

8. http://nachalka.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...