Педагогический проект « Мое призвание»
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является организация образования не только не усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности , познавательных и созидательных способностей , успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moe_prizvanie.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: «Организация досуга и внеклассной работы»
Название работы: Проект «Мое призвание»
Автор: учитель высшей квалификационной категории Еремина Людмила Роландовна
Место выполнения работы: МБОУ «СОШ №93» г. Новокузнецк, Кемеровской области
Педагогический проект « Мое призвание»
Цель проекта :
Вовлечение детей в допрофессиональную подготовку во внеурочное время, через сюжетно-ролевые игры, способствующие успешному вхождению младшего школьника в современную социокультурную среду.
Задачи:
· познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
· формировать конкретно - наглядные представления о существенных сторонах профессии;
· развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;
· воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Актуальность проекта
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является организация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности к адаптации к меняющимся социальным условиям в жизни общества. Особо отмечается новая роль профессиональной ориентации. Введение новых стандартов образования уже на этапе начальной школы предоставит возможность наиболее полного изучения личности ребенка, развитие всех способностей и личных качеств, формированию начальных знаний профессиональной ориентации. Актуальность проблемы формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях и мире труда, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.
Этапы реализации проекта
1 Подготовительный
Цель: подготовка методических материалов для реализации проекта.
Задачи:
- разработка программы «Мое призвание», учебно-тематического плана, дидактического обеспечения занятий;
- подготовка материалов и оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы;
- согласование содержания и форм образовательной деятельности с лицами, задействованными в реализации проекта.
2 Организационно-исполнительский
Цель: апробация программы
Задачи:
- реализация программы - «Мое призвание» разработка карты развития младших школьников для фиксации уровня развития профессиональных интересов и первичных профессиональных умений школьников, определения динамики этих изменений.
- осуществление мониторинга профессиональных интересов и первичных умений школьника, определения динамики этих изменений;
- разработка критериев, позволяющих оценивать результативность реализации программы;
- разработка методических материалов к занятиям.
3 Обобщающий
Цель: обобщение опыта работы по программе.
Задачи:
- обработка данных мониторинга эффективности реализации программы;
- обобщение и оформление опыта работы по программе;
- подготовка методических рекомендаций по реализации данной программы;
- подготовка материалов для публикации из опыта работы по программе.
Календарный план
1 класс
Занятия направлены на знакомство с отдельными профессиями; учащиеся узнают, какие есть профессии, через образы любимых героев формируют профессиональную мечту.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Как трудятся россияне | 1 |
2 | Из истории ремесел | 1 |
3 | Я – гражданин. Право на труд | 1 |
4 | Профессии моих родителей | 1 |
5 | Экскурсия на предприятие, где работают родители | 1 |
6 | О какой профессии мечтаете вы. | 1 |
7 | Введение в мир профессий | 1 |
8 | Профессии в школе | 1 |
9 | «Он щедро учит нас всему». Профессия – учитель | 1 |
10 | Поиграем в школу. Учитель и ученик. | 1 |
11 | В чем состоит работа библиотекаря | 1 |
12 | Знакомство со школьной библиотекой | 1 |
13 | Я – библиотекарь. Книжная выставка в классе. | 1 |
14 | Кто создает книги? Писатель. Работники типографии | 1 |
15 | Раннее детство. Кто рядом с нами в детском саду | 1 |
16 | И в детском саду, и в школе, и в кафе... Профессия повара | 1 |
17 | Накрываем праздничный стол. Сервировка стола | 1 |
18 | Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия | 1 |
Календарный план
2 класс
Во 2 классе помимо углубления и расширения знаний о профессиях показывается значимость каждой профессии для общества; через сюжетно - ролевые игры оценивают себя и свои возможности, тем самым формируют свои потребности и мотивы.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Дискуссия. Для чего нужно хорошо учиться в школе? | 1 |
2 | Моя коллекция, мои увлечения | 1 |
3 | Для чего человеку необходимо трудиться? Мир профессий | 1 |
4 | Кем может работать любитель математики. Профессия бухгалтера. | 1 |
5 | Кем может работать любитель литературы? Профессии писателя и журналиста | 1 |
6 | Мы – создатели детского журнала | 1 |
7 | Профессии любителей природы. Биолог, эколог | 1 |
8 | Селекционно-исследовательская деятельность | 1 |
9 | Вода. Работа на глубине, на самом дне. Профессия водолаза | 1 |
10 | Экскурсия на городское предприятие «Ирбис» | 1 |
11 | Кто любит краски и карандаши. Художники – люди творческие | 1 |
12 | Экскурсия в художественный музей города | 1 |
13 | Мы – художники. Создадим мир красоты вокруг нас | 1 |
14 | Кто может быть артистом | 1 |
15 | Театр кукол. Кто такие кукловоды | 1 |
16 | Артисты цирка. Дрессировщик, клоун, фокусник | 1 |
17 | Посещение цирка | 1 |
18 | Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия | 1 |
Календарный план
3 класс
В 3 - 4 классах представления о мире профессий расширяются, создаются условия для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Больше внимания уделяется прикладному содержанию учебных дисциплин, связанных со сферами человеческой деятельности, появляется возможность разрабатывать план своей деятельности на основе выявленных специальных способностей учащихся, способность к конструированию личного плана профессионального развития.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Праздник «Дни наук в начальной школе» | 1 |
2 | Химия для малышей. Чем занимаются химики | 1 |
3 | Профессия – архитектор | 1 |
4 | Конструирование домов «Мой город в будущем» | 1 |
5 | Экскурсия по городу. Сооружения нашего города. | 1 |
6 | Кто строит города? От чертежа к проекту | 1 |
7 | «Слегка шуршат тугие шины, он нас по городу везет». Водитель | 1 |
8 | Виды транспорта. Инженер-конструктор | 1 |
9 | Кто обеспечивает нашу безопасность на дорогах города. Инспектор ГИБДД | 1 |
10 | 46. Экскурсия в учебный класс ГИБДД | 1 |
11 | 47. Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащий | 1 |
12 | 48. Праздник Защитника Отечества | 1 |
13 | 49. А если вы заболели? Чуткое сердце врача | 1 |
14 | 50. Разные болезни – разные врачи. | 1 |
15 | 51. «У этой художницы не кисти и краски, а гребень и ножницы». Парикмахер | 1 |
16 | 52. Кто помогает нам в быту. Слесарь, сапожник, электрик, портной | 1 |
17 | 53. Экскурсия на предприятие, где работают родители | 1 |
18 | 54. Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия | 1 |
Календарный план
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Открытие дней наук. В какую профессию ведут нас знания | 1 |
2 | Менеджер. Умение работать с людьми | 1 |
3 | Мыслительные операции анализа и синтеза. Профессия – следователь | 1 |
4 | Участковый на страже порядка | 1 |
5 | МЧС. Опасные профессии – пожарный, спасатель | 1 |
6 | Экскурсия в пожарную часть города | 1 |
7 | Сфера обслуживания. Продавец, кассир | 1 |
8 | Кем можно работать жителям сельской местности. Механизатор, агроном | 1 |
9 | Профессия – фермер | 1 |
10 | Профессии неба. Летчик, стюардесса, космонавт | 1 |
11 | Профессии моря | 1 |
12 | Знакомство с профессиями СМИ | 1 |
13 | Мы – журналисты. Берем интервью у своих одноклассников | 1 |
14 | Мы – дизайнеры. Создание рекламы | 1 |
15 | Героическая профессия под землей – шахтер | 1 |
16 | Заводы и фабрики города. Кем я могу работать на заводе | 1 |
17 | Профессиональные учебные заведения нашего города | 1 |
18 | Итоговое занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» | 1 |
Литература
1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.
2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.
3. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.
4. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.
5. Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всерос. науч. – практ. конф. – Кемерово: ОблИУУ, 2001. – 289 с.
6. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13
7. Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
17.04.2017г.Педагогический проект(1 неделя) "Зимние развлечения" - Победитель ( 2 место) Всероссийский конкурс "Призвание"
Коррекционная помощь детям с ТНР(ОВЗ) в адаптационный период после новогодних каникул....
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...
Педагогический проект в номинации " педагогический дебют"
педагогический проект " У меня это хорошо получается"...