Педагогический проект « Мое призвание»
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Еремина Людмила Роландовна

Важнейшим  социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является организация образования не только не усвоение  учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности , познавательных и созидательных способностей , успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Формирование представлений младших школьников  о мире труда и профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moe_prizvanie.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Организация досуга и внеклассной работы»

Название работы: Проект «Мое призвание»

Автор: учитель высшей квалификационной категории Еремина Людмила Роландовна

Место выполнения работы: МБОУ «СОШ №93» г. Новокузнецк, Кемеровской области

Педагогический проект « Мое призвание»

Цель проекта :

Вовлечение  детей в допрофессиональную подготовку во внеурочное время, через сюжетно-ролевые игры, способствующие  успешному вхождению младшего школьника в современную социокультурную среду.

Задачи:

· познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

· формировать конкретно - наглядные представления о существенных сторонах профессии;

· развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;

· воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Актуальность проекта

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является организация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности к адаптации к меняющимся социальным условиям в жизни общества. Особо отмечается новая роль профессиональной ориентации. Введение новых  стандартов образования уже на этапе начальной школы предоставит возможность наиболее полного изучения личности ребенка, развитие всех способностей и личных качеств, формированию начальных знаний профессиональной ориентации. Актуальность проблемы формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях и мире труда, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.  Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников.  Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Этапы реализации проекта

1 Подготовительный

Цель: подготовка методических материалов для реализации проекта.

Задачи:

- разработка программы «Мое призвание», учебно-тематического  плана, дидактического обеспечения занятий;

- подготовка материалов и оборудования, инструментов, необходимых   для реализации программы;                        

- согласование  содержания и форм образовательной деятельности с лицами, задействованными в реализации проекта.

2  Организационно-исполнительский     

Цель: апробация программы

Задачи:

- реализация программы - «Мое призвание»   разработка карты развития младших школьников  для фиксации уровня развития  профессиональных интересов и первичных профессиональных умений школьников, определения динамики этих изменений.

- осуществление мониторинга профессиональных интересов и первичных умений школьника, определения динамики этих изменений;  

- разработка критериев, позволяющих оценивать результативность реализации программы;

- разработка методических материалов к занятиям.

3 Обобщающий

Цель: обобщение опыта работы по программе.

Задачи:

- обработка данных  мониторинга эффективности реализации программы;

- обобщение и оформление опыта работы по программе;

- подготовка методических рекомендаций по реализации данной программы;

-  подготовка материалов для публикации из опыта работы по программе.

Календарный план

1 класс

Занятия направлены на знакомство с отдельными профессиями; учащиеся узнают, какие есть профессии, через образы любимых героев формируют профессиональную мечту.

 № п/п

Тема

Количество часов

1

 Как трудятся россияне

1

2

 Из истории ремесел

1

3

 Я – гражданин. Право на труд

1

4

Профессии моих родителей

1

5

 Экскурсия на предприятие, где работают родители

1

6

 О какой профессии мечтаете вы.

1

7

 Введение в мир профессий

1

8

 Профессии в школе

1

9

«Он щедро учит нас всему». Профессия – учитель

1

10

 Поиграем в школу. Учитель и ученик.

1

11

 В чем состоит работа библиотекаря

1

12

 Знакомство со школьной библиотекой

1

13

 Я – библиотекарь. Книжная выставка в классе.

1

14

 Кто создает книги? Писатель. Работники типографии

1

15

 Раннее детство. Кто рядом с нами в детском саду

1

16

 И в детском саду, и в школе, и в кафе... Профессия повара

1

17

 Накрываем праздничный стол. Сервировка стола

1

18

 Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия

1

Календарный план

2 класс  

Во 2 классе помимо углубления и расширения знаний о профессиях показывается значимость каждой профессии для общества; через сюжетно - ролевые игры оценивают себя и свои возможности, тем самым формируют свои потребности и мотивы.

 № п/п

Тема

Количество часов

1

 Дискуссия. Для чего нужно хорошо учиться в школе?

1

2

 Моя коллекция, мои увлечения

1

3

 Для чего человеку необходимо трудиться? Мир профессий

1

4

 Кем может работать любитель математики. Профессия бухгалтера.

1

5

 Кем может работать любитель литературы? Профессии писателя и журналиста

1

6

 Мы – создатели детского журнала

1

7

 Профессии любителей природы. Биолог, эколог

1

8

 Селекционно-исследовательская деятельность

1

9

 Вода. Работа на глубине, на самом дне. Профессия водолаза

1

10

 Экскурсия на городское предприятие «Ирбис»

1

11

 Кто любит краски и карандаши. Художники – люди творческие

1

12

 Экскурсия в художественный музей города

1

13

 Мы – художники. Создадим мир красоты вокруг нас

1

14

 Кто может быть артистом

1

15

 Театр кукол. Кто такие кукловоды

1

16

 Артисты цирка. Дрессировщик, клоун, фокусник

1

17

 Посещение цирка

1

18

 Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия

1

Календарный план

3 класс

В 3 - 4 классах представления о мире профессий расширяются, создаются условия для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Больше внимания уделяется прикладному содержанию учебных дисциплин, связанных со сферами человеческой деятельности, появляется возможность разрабатывать план своей деятельности на основе выявленных специальных способностей учащихся, способность к конструированию личного плана профессионального развития.

 № п/п

Тема

Количество часов

1

 Праздник «Дни наук в начальной школе»

1

2

 Химия для малышей. Чем занимаются химики

1

3

 Профессия – архитектор

1

4

 Конструирование домов «Мой город в будущем»

1

5

 Экскурсия по городу. Сооружения нашего города.

1

6

 Кто строит города? От чертежа к проекту

1

7

 «Слегка шуршат тугие шины, он нас по городу везет». Водитель

1

8

 Виды транспорта. Инженер-конструктор

1

9

 Кто обеспечивает нашу безопасность на дорогах города. Инспектор ГИБДД

1

10

46. Экскурсия в учебный класс ГИБДД

1

11

47. Есть такая профессия – Родину защищать. Военнослужащий

1

12

48. Праздник Защитника Отечества

1

13

49. А если вы заболели? Чуткое сердце врача

1

14

50. Разные болезни – разные врачи.

1

15

51. «У этой художницы не кисти и краски, а гребень и ножницы». Парикмахер

1

16

52. Кто помогает нам в быту. Слесарь, сапожник, электрик, портной

1

17

53. Экскурсия на предприятие, где работают родители

1

18

54. Итоговое занятие. Я и моя будущая профессия

1

Календарный план

4 класс

 № п/п

Тема

Количество часов

1

Открытие дней наук. В какую профессию ведут нас знания

1

2

 Менеджер. Умение работать с людьми

1

3

 Мыслительные операции анализа и синтеза. Профессия – следователь

1

4

 Участковый на страже порядка

1

5

 МЧС. Опасные профессии – пожарный, спасатель

1

6

 Экскурсия в пожарную часть города

1

7

 Сфера обслуживания. Продавец, кассир

1

8

 Кем можно работать жителям сельской местности. Механизатор, агроном

1

9

 Профессия – фермер

1

10

 Профессии неба. Летчик, стюардесса, космонавт

1

11

Профессии моря

1

12

 Знакомство с профессиями СМИ

1

13

 Мы – журналисты. Берем интервью у своих одноклассников

1

14

 Мы – дизайнеры. Создание рекламы

1

15

 Героическая профессия под землей – шахтер

1

16

 Заводы и фабрики города. Кем я могу работать на заводе

1

17

 Профессиональные учебные заведения нашего города

1

18

 Итоговое занятие «Все работы хороши, выбирай на вкус»

1

Литература

1. Антоненко, А. А.  Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.

2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию  [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

3. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.

4. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.

5. Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всерос. науч. – практ. конф. – Кемерово: ОблИУУ, 2001. – 289 с.

6. Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13

7.   Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

17.04.2017г.Педагогический проект(1 неделя) "Зимние развлечения" - Победитель ( 2 место) Всероссийский конкурс "Призвание"

Коррекционная помощь детям с ТНР(ОВЗ) в адаптационный период после новогодних каникул....

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...

Педагогический проект в номинации " педагогический дебют"

педагогический проект " У меня это хорошо получается"...