Своя игра (посвящённая круглой дате М.В.Ломоносова)
классный час (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие вместе с презентацией даёт младшим школьникам возможность познакомиться с жизнедеятельностью великого учёного М.В.Ломоносова, способствует формированию чувства патриотизма, привития интереса к истории своей Родины
презентация по адресу
https://docviewer.yandex.ru/view/761572792/?*=62Ew...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка внеклассного мероприятия, посвящённого круглой дате М.В.Ломоносова | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
КГУ «Школа – лицей п.Жезкент»
«Своя игра»
(интеллектуальная игра)
4 класс
Гусева И.В.
учитель начальных классов,
высшая категория
2016 год
Интеллектуальная игра "Своя игра"
Цели:
Развитие мышления воспитанников. Повышение их эрудиции, расширение кругозора. Привитие любви к новым знаниям.
Задачи:
Образовательные:
дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
расширить знания учащихся о Ломоносове как многогранном ученом;
способствовать формированию и развитию культуры речи;
формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;
Развивающие:
вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;
развивать речевые способности;
способствовать укреплению памяти;
развивать коммуникативные, когнитивные организационные способности учащихся;
формировать умение работать в команде.
Воспитательные:
формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;
способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания.
Предварительная работа:
просмотр фрагментов фильма про М.В. Ломоносова;
информационный классный час о жизни М.В. Ломоносова;
викторины о детстве, учёбе и научной деятельности М.В. Ломоносова.
Ресурсы:
Мультимедийное сопровождение;
награды участникам турнира.
Ход мероприятия:
Ведущий:.
- Я сижу на берегу моря и смотрю, как одна за другой набегают волны. Вот так же и 300 лет тому назад они набегали, когда родился мальчик, который по воле судьбы стал великим сыном России, - это был Михаил Васильевич Ломоносов.
Чтец 1. Россия родила немало
Людей великих на земле.
Во все века одна лишь знала
Об избранных, об их судьбе.
Эпохой каждой восхищала
И всякий раз, не ошибясь,
Ты гениев нам посылала,
За судьбы их всегда молясь.
Чтец 2. Одним из них был Ломоносов,
Ученый – энциклопедист,
Поэт, мыслитель и философ,
Историк, материалист.
Чтец 3. Родился Михаил в России,
Недалеко от Холмогор,
Родители его любили,
Отец крестьянин был, помор.
Поморов море закаляло,
И в десять лет уже с отцом
Он в море выходил немало
И в деле преуспел морском.
Чтец 4. Впитал душою Русский Север,
Природой русской покорён,
В её величие поверил
И начал изучать с тех пор.
Иван Шубной, Семён Никитин
Учили грамоте его.
И в ноги пал второй учитель-
Не знает больше ничего.
Чтец 1. Читает книги Ломоносов,
Что у соседей раздобыл,
И в девятнадцать лет с обозом
В Москву уехать он решил.
И скрыв своё происхожденье,
Как будто вышел из дворян,
Он поступает в академию,
Где лучшим он из лучших стал.
Чтец 2. Науки жадно изучает,
Даётся всё ему легко.
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.
Но сила воли и стремленье
Постичь всё множество наук
Воспитывали в нём терпенье,
И он отправлен в Петербург.
Чтец 3. Ах, Петербург, Петра творенье,
Все восхищаются тобой,
Ты город муз и просвещенья,
Красой твоей сражён любой.
Год проучившись в Петербурге,
Отплыл он в дальние края.
В немецком городе Марбурге
Суть постигает бытия.
Чтец 4. Казалось, не было науки,
Какую б он не изучал.
Во Фрейберге и в Петербурге
Исследованья продолжал.
Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватило сил!
Его стремление к учёбе
Дало прекрасные плоды
Он постепенно стал учёным,
Создал научные труды.
Чтец 1. Любая раскрывалась сфера,
Открытий много совершил.
Есть у Венеры атмосфера!
Поверхность Солнца изучил.
Придумал множество приборов
Для неба, моря и земли,
Чтоб не блуждали астрономы,
Не потерялись моряки.
Чтец 2. Как капитан, он был отважный,
Открыл тогда во цвете лет,
О чём мечтал он, долгожданный
Московский университет.
Чтец 3. Филолог, химик и геолог,
Географ, физик, металлург,
Художник и метеоролог,
Исследователь, драматург.
Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Чтец 4. Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс.
И след в истории оставил
России сын великоросс!
Ведущий:
Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что он выдающийся русский ученый, знают все. В Средние века учёных, которые были сведущи в самых разных областях знаний, именовали полигисторами. М.В. Ломоносов замечал, что они «знали разные науки так довольно, что могли в них производить новые приращения». Позднее на смену этому понятию пришло другое – энциклопедист. Ломоносов стал первым русским энциклопедистом. Его просветительскую роль в истории нашего Отечества трудно переоценить.
Ведущий:
- Здравствуйте, наши юные игроки. Мы рады приветствовать вас на интеллектуальном шоу «Своя игра», посвященная жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
У нас в зале присутствует 3 команды, которые примут участие в нашей игре и смогут победить, благодаря своей смекалке, сообразительности, дружбы и сплочённости.
Перед вами поле с направлениями вопросов и их денежным эквивалентом. Выиграет та команда, которая ответит как можно больше правильно и наберёт больше всех баллов.
Судить нашу игру мы пригласили представительное жюри. Это… (представление жюри).
Итак, начнём:
1 направление: «Детство М.В. Ломоносова»
- 100 руб. - Дата рождения М.В. Ломоносова. (8 (по-старому 19) ноября 1711 г)
- 200 руб. - Назовите отчество Ломоносова? (Васильевич)
- 300 руб. – Как называлась деревня, где родился М.В. Ломоносов? (Денисовка)
- 400 руб. – Кто был первый учитель М.В. Ломоносова? (дьячок местной церкви)
- 500 руб. – Во сколько лет М.В. Ломоносов покинул родной дом? (в 19 лет)
2 направление: «Обучение М.В. Ломоносова»
- 100 руб. – Был ли М.В. Ломоносов учеником, закончил ли он какую-нибудь школу? (нет, в Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священослужащих)
- 200 руб. - Назовите первое учебное заведение, в которое поступил учиться М.В. Ломоносов? (Московская Славяно – греко – латинская академия)
- 300 руб. – За кого пришлось выдать себя М.В. Ломоносову, чтобы поступить в академию? (за сына дворянина. Когда обман раскрылся М.В. Ломоносов уже успел стать лучшим учеником)
- 400 руб. – В какую страну отправили М.В. Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу? (в Германию, в Марбург)
- 500 руб. – Какой университет был открыт при ходатайстве М.В. Ломоносова и впоследствии носит его имя? (МГУ)
3 направление: «Что изображено на картине»
- 100 руб. – Дом Ломоносовых? (бывшая Мищанская)
- 200 руб. - Московская Славяно – греко – латинская академия.
- 300 руб. – В лаборатории.
- 400 руб. – МГУ
- 500 руб. – Награды имени М.В. Ломоносова.
4 направление: «Переведите на современный литературный русский язык»
- 100 руб. – Ворог? (враг)
- 200 руб. - Хоробрый? (храбрый)
- 300 руб. – Невежа? (невежда)
- 400 руб. – Нужа? (нужда)
- 500 руб. – Сторона? (страна)
5 направление: «Открытия М.В. Ломоносова»
- 100 руб. – Что построил М.В. Ломоносов рядом с домом и где проводил много времени? (лабораторию)
- 200 руб. – За каким явление природы наблюдал М.В. Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рахманом? (грозовое явление)
- 300 руб. – Какой оптический прибор сконструировал М.В. Ломоносов? (телескоп и «ночезрительная» труба)
- 400 руб. – Какие новые слова ввёл М.В. Ломоносов в русский язык? (атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт)
- 500 руб. – О ком заботился М.В. Ломоносов, основывая МГУ и гимназию при университете? (о крестьянских детях)
Ведущий:
- Пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю послушать вам стихотворение М.В. Ломоносова, которое актуально и на сегодняшний день.
(Звучит голос Ломоносова (на фоне тихой музыки))
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Итоги конкурса, награждение команд.
Ведущий.
- Спасибо за интересные исторические факты жизни и творчества ученого. Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков. Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».
- Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Литература:
- Б.Г. Кузнецов. "Великий русский ученый Ломоносов" Научно-популярная библиотека солдата и матроса – Москва, 1949.
- Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969.
- Козак О. Н. Литературные викторины. - СПб.: СОЮЗ., 1999.
- Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004.
- Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е,1965.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. Современная универсальная Российская энциклопедия.
- ЛОМОНОСОВ М.В. (статья А.С. Архангельского из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1911–1916)
- http://festival.1september.ru/articles/534785/pril2.ppt
- http://festival.1september.ru/articles/588123/pril1.doc
- http://festival.1september.ru/outdoors
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра 4класс" Величины. Своя игра"
Эта игра рассчитана на развитие интереса учеников к уроку математике по теме ,, Величины\'\'...
Игра "Своя игра"
Игра-викторина сделана по принципу телеигры "Своя игра". Ребёнок или команда выбирают раздел и вопрос на определённое количество баллов. Ответив на него, зарабатывает баллы, если не ответил, то баллы ...
Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"
Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...
Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".
Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с самыми близкими людьми....
Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"
Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...
Своя игра "Люби и знай свой край"
Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...
«В поисках клада» Интерактивная игра по финансовой грамотности (в форме игры «Своя игра»)
Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений. Учащиеся в этом...