Кружок для 2 класса «Мир профессий»
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Мир профессий" Есть календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Мир профессий" | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИР ПРОФЕССИЙ
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Мир профессий» на 2015-2016 учебный год разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности граждан России, планируемых результатов начального общего образования и реализует духовно – нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.
Основная цель реализации программы «Мир профессий» - это формирование представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости труда в жизни человека.
Задачи:
- расширить знания детей о мире профессий и профессиональных качествах людей;
- в доступной форме знакомить с содержанием различных профессий;
- вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношений «Я и мир профессий взрослых людей»
- стимулировать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе;
- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
- развивать рефлексию и обучать навыкам самопознания.
Общая характеристика программы
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях у ребенка младшего школьного возраста ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, пожарного, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности младшему школьнику еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника той или иной профессии.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому, очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Содержание и структура программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия построены таким образом, что учащимся предоставляется возможность тренировать различные виды своих способностей. На данном кружке игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом. Занятия проводятся в различной форме: беседы, ролевые игры, викторины, конкурсы с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Примерная структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ценностные ориентиры содержания программы кружка.
Важное направление в содержании программы «Мир профессий» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На кружке (через знакомство с различными профессиями) создаются условия для воспитания:
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду собственному и других людей, трудовых навыков и умений, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- патриотизма: через активное познание истории культуры и традиций своего и других народов;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью.
Данная программа строится на принципах:
- Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
- Патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой.
- При этом необходимо выделить практическую направленность кружка. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к лени и вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей, обеспечение мотивации.
Место кружка в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ Глинковская СОШ занятия кружка «Мир профессий» во 2 классе проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
Содержание программы
1. Введение в мир профессий (1ч.) Азбука профессий. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Дискуссия. Знакомые профессии. Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Профессии будущего. Практическая работа. Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде».
2. Профессия – библиотекарь(1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией библиотекаря. Новая терминология. Экскурсия в библиотеку.
3. Профессия-учитель (1ч.) Значение профессии. Качества, необходимые будущему педагогу. Школа. Класс. Ученики. Программы. Учебники. Урок. Отметки и оценки. Практическая работа. Рисование «Моя школа».
4. Профессия-архитектор (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией архитектора. Ориентация в пространстве. Проектирование и конструирование. Воображение и фантазия. Глазомер.
5. Профессия-строитель (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией строителя. Материалы. Инструменты. Машины. Практическая работа «Мы строим дом».
6. Профессия-художник (1ч.) Значение профессии. Способности будущего художника. Зрительная память. Наблюдательность. Внимание. «Дерево понятий». Творческая мастерская.
7. Профессия-врач (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией врача. Черты характера врача. Специализация врачей. Болезни. Лечение. Лекарства. Уход за больным. Сострадание, милосердие.
8. Профессия-водитель (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией водителя. Виды транспорта. Маршрут водителя. Транспорт будущего.
9. Профессия-сотрудник ГИБДД (1ч.) Правила дорожного движения. Сигналы светофора. Мы - пешеходы. Беседа с работником ГИБДД.
10. Профессия-следователь (1ч.) Значение профессии. Зрительная память. Логическое мышление. Внимание. Память. Шифр. Мыслительные операции.
11. Профессия-военный (1ч.) Значение профессии. Необходимые учебные предметы. Выправка. Здоровье. Форма. Устав. Строй. Режим службы. Военные действия. Конфликты. История.
12. Профессия-парикмахер (1ч.) Значение профессии. Прическа. Стрижка. Парикмахерская. Качества парикмахера. Демонстрация парикмахерского искусства профессиональным мастером.
13. Профессия-пекарь (1ч.) Значение профессии. Выпечка. Пирог. Мучные изделия прошлого и настоящего. Сказочные пироги. Гимн хлебу.
14. Профессия-продавец (1ч.) Беседа. Дискуссия. Роль продуктов в жизни человека. Работа продавцов разных магазинов. Этика общения. Продавец-консультант. Ролевая игра.
15. Профессия-почтальон (1ч.) Значение профессии. Черты характера. Умения. Точность, терпеливость, вежливость. Виды изданий. Периодика, корреспонденция. Адресат, адресант.
16. Профессия-ветеринар (1ч.) Значение профессии. Животные и их болезни. Человеческие качества, необходимые для ветеринара. Наблюдательность, внимание. Практическая работа.
17. Профессия-повар (1ч.) Значение профессии. Знания, умения. Выносливость. Меню. Блюда. Рецепты. Сервировка стола. Практическая работа.
18. Профессия-садовник (1ч.) Значение профессии. Сад и огород. Овощи и фрукты. Садовник лекарь.
19. Профессия-бухгалтер (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией бухгалтера. Калькулятор. Счет. Отчет. Аванс. Зарплата. Практическая работа.
20. Профессия-спасатель (1ч.) Значение профессии. Дискуссия. Черты характера, необходимые спасателю. Чрезвычайные ситуации. Команда. Техника. Инструменты. Рисование «Служба Спасения – телефон 01»
21. Экскурсия в пожарную часть (1ч.) Беседа с сотрудниками МЧС. Смотр техники, снаряжения в действии. Подведение итогов конкурса рисунков.
22. Профессия-корреспондент (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией корреспондент. Черты характера. Творчество. Статья. Очерк. Практическая работа.
23. Профессия-кинолог (1ч.) Значение профессии. Черты характера будущего кинолога. Четвероногие друзья на службе у людей. Команды.
24. Профессия-модельер (1ч.) Значение профессии. Творческие способности будущего модельера. Альбом мод. Мода. Одежда, обувь. Выставка. Показ моделей (дефиле).
25. Профессия-лесничий (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией лесничий. Лесничество. Виды лесов. Болезни леса. Рубка. Саженцы. Уход за подростом. Охрана лесов.
26. Профессия-механизатор (1ч.) Значение профессии. Умения и навыки будущего механизатора. Техника. Урожай. Посевная. Уборка. Ремонт. Рисование «Откуда хлеб пришел»
27. Профессия-дворник (1ч.) Значение профессии. Трудности профессии. Правила соблюдения чистоты. Инвентарь для работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инвентарём. Трудовой десант.
28. Профессия-дизайнер (1ч.) Значение профессии. Необходимые навыки. Творчество. Рисунок. Оборудование. Оформление. Практическая работа.
29. Профессия-режиссер (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения профессией режиссера. Кино. Театр. Зритель. Труппа. Сценарий. Спектакль. Акт. Антракт. Практическая работа.
30. Необычные профессии (1ч.) Необычные профессии в жизни людей. Нужны ли такие профессии. Дискуссия. Творческая мастерская.
31-32. Профессия моих родителей (2ч.) Встреча с родителями. Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».
33. «Я хочу быть…» (1ч.) Заполнение анкеты. Аргументированный выбор понравившихся профессий. Рисование «Я хочу быть…»
34. Праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус» (1ч.) Повторение и закрепление знаний об изученных профессиях: конкурсные задания, рисунки, песни, стихи, сочинения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Мир профессий» второклассники могут знать:
- основные сферы профессиональной деятельности человека;
- основные признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- основные приемы выполнения учебных проектов.
уметь:
- рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ;
- переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- выполнять учебные проекты.
Учащиеся получат возможность:
- расширить кругозор о мире профессий;
- соотносить свои способности с рассматриваемыми профессиями;
- участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- применять свои интеллектуальные и творческие способности для успешной деятельности;
- владеть приемами исследовательской и творческой деятельности;
- знать предприятия и учреждения села Глинка;
- добывать новую информацию из различных источников;
- участвовать в школьных, районных, областных, региональных олимпиадах.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира; • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в обществе; • уважать любые профессии; • воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение. • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
| • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему,вы-бирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-след-ственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, в том числе, с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в паре, группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов |
1. | Введение в мир профессий | Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Собери пословицу о труде». | 1 |
2. | Профессия – библиотекарь | Экскурсия в библиотеку | 1 |
3. | Профессия-учитель | Сюжетно-ролевая игра. Рисование «Моя школа». | 1 |
4. | Профессия-архитектор | Викторина «Моё село». Путешествие по селу. | 1 |
5 | Профессия-строитель | Практическая работа «Мы строим дом». | 1 |
6. | Профессия-художник | Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | 1 |
7. | Профессия-врач | Пресс-конференция с детским врачом. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | 1 |
8. | Профессия-водитель | Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени» | 1 |
9. | Профессия-сотрудник ГИБДД | Конкурс «Зелёный огонёк» | 1 |
10. | Профессия-следователь | Сюжетно-ролевая игра: «Найди по описанию» | 1 |
11. | Профессия-военный | Просмотр видеоролика. | 1 |
12. | Профессия-парикмахер | Экскурсия в парикмахерскую | 1 |
13. | Профессия-пекарь | Дегустация хлебо-булочных изделий. | 1 |
14. | Профессия-продавец | Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | 1 |
15. | Профессия-почтальон | Экскурсия на почту. | 1 |
16. | Профессия-ветеринар | Оказание помощи своему любимцу. Экскурсия. | 1 |
17. | Профессия-повар | Познавательная игра «Русская хозяюшка». Аукцион «Скатерть самобранка». Экскурсия в школьную столовую. Интервьюирование школьного повара. | 1 |
18. | Профессия-садовник | Практическая работа с комнатными растениями. | 1 |
19. | Профессия-бухгалтер | Практическая работа с калькулятором. | 1 |
20. | Профессия-спасатель | Рисование «Служба Спасения – телефон 01». Просмотр видеоролика. | 1 |
21. | Экскурсия в пожарную часть | Экскурсия в пожарную часть. | 1 |
22. | Профессия-корреспондент | Заметка в школьную газету. | 1 |
23. | Профессия-кинолог | Просмотр видеоролика. | 1 |
24. | Профессия-модельер | Показ моделей (дефиле). | 1 |
25. | Профессия-лесничий | Викторина: «По лесным тропинкам» | 1 |
26. | Профессия-механизатор | Рисование «Откуда хлеб пришел» | 1 |
27. | Профессия-дворник | Трудовой десант. Техника безопасности. | 1 |
28. | Профессия-дизайнер | Практическая работа: «Мой класс» или «Моя комната» | 1 |
29. | Профессия-режиссер | Сюжетно-ролевая игра. | 1 |
30. | Необычные профессии | Аукцион необычных профессий. | 1 |
31,32. | Профессия моих родителей | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | 2 |
33. | «Я хочу быть…» | Анкетирование, рисунки. | 1 |
34. | Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Проведение праздника, оформление сцены. | 1 |
Для реализации программного содержания кружка «Мир профессий» используется
следующая методическая литература:
- Наглядно-дидактическое пособие «Кем быть?». – М.: «МОЗАИКА-СЕРВИС». – 2010.
- Наглядно-дидактическое пособие «Профессии». – М.: «МОЗАИКА-СЕРВИС». – 2012.
- Е.В. Прилипская, Е.Ю. Сухаревская «Мир профессий» Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008 г.
- Кузнецова О.А.Профильная ориентация младших школьников [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusedu.info/Article810.html
- С.В. Михалков. «А что у вас?» - Астрель, 2012
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»/Д.Родари: Изд. Малыш-Москва, 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект урока по окружающему миру "Всепрофессии важны, все профессии нужны" УМК "Начальная школа 21 века" расширяет представления учащихся о профессиях, продуктах труда, способствует формированию у...
Классный час в 1 классе "Все профессии важны - все профессии нужны"
Классный час о профессиях наших родителей. Работа в группах с пословицами о труде. Игра, в которой нужно угадать профессию человека по профессиональным вещам. Стихотворения о профессиях и конкурс рису...
"Профессии – Букваренок -Заниматика" внеурочная деятельность 1 класс "Мир профессий"
"Профессии – Букваренок -Заниматика" занятие разработано для внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление "1 класс курс "Мир профессий".Содержание определяется возрастными осо...
Конспект классного часа для обучающихся 4 класса " Все профессии нужны - все профессии важны"
Данный конспект преднозначен для обучающихся 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида. Содержит презентацию, знакомит с миром профессий, занимательный материал....
КЛАССНЫЙ ЧАС во 2 классе « ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!»
Цель:1.Ознакомить детей с разными видами профессий.2.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.3.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.4.Развивать п...
Презентация к классному часу в 3 классе "Прекрасных профессий на свете не счесть, но каждой профессии слава и честь".
Формирование нравственных качеств обучающихся через осмысление ценности труда....
Кружок Тропинка в мир профессий
Этот кружок помогает выбрать профессию.Разговор о профессиях родителей.Знакомство с новыми профессиями.Экскурсии...