Программа внеурочной деятельности "Введение в шахматы" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Елена Николаевна Ткачева

Программа "Введение  в шахматы" относится к общеинтеллектуальному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_2_klass.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стабенская средняя школа

 Согласовано                                                                                           «Утверждаю»        

 с зам. директора Деркач В.А                                                                 Директор МБОУ Стабенской СШ

_________________________                                                                  _________________Е. И.  Хомель                    

Принято  педсоветом              

Протокол  1от 31.10.2018              

Рабочая программа  внеурочной деятельности

«Введение в шахматы»

Возраст обучающихся: 8 -9  лет

(2 класс)

Срок реализации: 1 год

Программа составлена учителем начальных классов Ткачевой Е.Н.

д. Покорное

2018  - 2019 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ 9 (с изменениями от 03. 07. 2016)
  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 (ред. от 31.12. 2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
  • «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности Гражданина России»

        На основе:

  • Комплексной программы развития воспитательной системы МБОУ Стабенской СШ в условиях перехода на ФГОС
  • Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ Стабенской СШ на ступени начального общего образования и Программы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся МБОУ Стабенской СШ на ступени начального общего образования
  • Плана внеурочной деятельности МБОУ Стабенской СШ на 2018 – 2019 учебный год
  •  Авторской программы А. А. Тимофеева «Шахматы»

Программа соответствует требованиям СанПина, обеспечивает достижение планируемых результатов.  

      Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

        Задачи курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат;
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственное верное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
  • научить уважать соперника;

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

На изучение курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» во 2 классе планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» формируются следующие:

Личностные результаты:

∙        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

∙        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

∙        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

∙        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

∙        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

∙        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

∙        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

∙        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

∙        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

∙        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

∙        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

∙        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

    5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности 

К концу первого года обучения, обучающиеся должны 

знать:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
  • ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
  • три стадии шахматной партии.

 уметь:

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

            СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематическое планирование

 1 год обучения (2 класс)

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Инструктаж по ТБ и ОТ. Шахматная доска и фигуры

4

2

Ходы и взятия фигур

12

3

Цель и результат шахматной партии

9

4

Запись шахматных ходов

3

5

Ценность шахматных фигур

2

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

4

Итого

34

Шахматная доска и фигуры (4 часа)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 часов)

Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность

и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (3 часа)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные

Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 часов)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки. Шахматный турнир.

 Виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.
  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  5. Участие в турнирах и соревнования


КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Универсальные действия

дата

07.09.2018

Инструктаж по ТБ и ОТ. лШахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

Личностные УУД:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

14.09.2018

Поля, линии. Обозначение полей и линий.

21.09.2018

Шахматные фигуры.

28.09.2018

Шахматные фигуры и их обозначения.

05.10.2018

Ходы и взятия ладьи

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

12.10.2018

Ходы и взятия слона.

19.10.2018

Ходы и взятия короля.

26.10.2018

Ходы и взятия пешки

09.11.2018

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

16.11.2018

Угроза, нападение, защита.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

23.11.2018

Превращение и взятие на проходе пешкой

30.11.2018

Значение короля.

07.12.2018

Шах.

14.12.2018

Короткая и длинная рокировка.

21.12.2018

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.

28.12.2018

Практическая игра.

18.01.2019

Способы защиты от шаха.

Личностные УУД:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.

25.01.2019

Открытый, двойной шах.

Личностные УУД:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.

01.02.2019

Мат.

08.02.2019

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

15.02.2019

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

22.02.2019

Пат.

01.03.2019

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

15.03.2019

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

22.03.2019

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

05.04.2019

Принцип записи перемещения фигуры.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

12.04.2018

Полная и краткая нотация. Условные

обозначения перемещения, взятия, рокировки.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

19.04.2018

Шахматный диктант.

26.04.2018

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

03.05.2018

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

10.05.2018

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

17.05.2018

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

24.05.2018

Классификация дебютов.

31.05.2018

Дебютные ловушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...