Программа внеурочной деятельности "Введение в шахматы" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа "Введение в шахматы" относится к общеинтеллектуальному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_2_klass.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стабенская средняя школа
Согласовано «Утверждаю»
с зам. директора Деркач В.А Директор МБОУ Стабенской СШ
_________________________ _________________Е. И. Хомель
Принято педсоветом
Протокол № 1от 31.10.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Введение в шахматы»
Возраст обучающихся: 8 -9 лет
(2 класс)
Срок реализации: 1 год
Программа составлена учителем начальных классов Ткачевой Е.Н.
д. Покорное
2018 - 2019 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ 9 (с изменениями от 03. 07. 2016)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 (ред. от 31.12. 2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
- «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности Гражданина России»
На основе:
- Комплексной программы развития воспитательной системы МБОУ Стабенской СШ в условиях перехода на ФГОС
- Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ Стабенской СШ на ступени начального общего образования и Программы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся МБОУ Стабенской СШ на ступени начального общего образования
- Плана внеурочной деятельности МБОУ Стабенской СШ на 2018 – 2019 учебный год
- Авторской программы А. А. Тимофеева «Шахматы»
Программа соответствует требованиям СанПина, обеспечивает достижение планируемых результатов.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы»:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственное верное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- научить уважать соперника;
Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
На изучение курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» во 2 классе планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоении курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» формируются следующие:
Личностные результаты:
∙ Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
∙ Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
∙ Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
∙ Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
∙ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
∙ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
∙ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
∙ Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
∙ Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
∙ Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
∙ Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
∙ Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
К концу первого года обучения, обучающиеся должны
знать:
- шахматную доску и ее структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
- ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
- три стадии шахматной партии.
уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическое планирование
1 год обучения (2 класс)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ. Шахматная доска и фигуры | 4 |
2 | Ходы и взятия фигур | 12 |
3 | Цель и результат шахматной партии | 9 |
4 | Запись шахматных ходов | 3 |
5 | Ценность шахматных фигур | 2 |
6 | Общие принципы разыгрывания дебюта | 4 |
Итого | 34 |
Шахматная доска и фигуры (4 часа)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 часов)
Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность
и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.
Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (3 часа)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные
Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)
Ценность фигур. Единица измерения ценности.
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (4 часов)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки. Шахматный турнир.
Виды деятельности
- игровая;
- познавательная.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнования
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Универсальные действия | |||
дата | |||||
07.09.2018 | Инструктаж по ТБ и ОТ. лШахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | |||
14.09.2018 | Поля, линии. Обозначение полей и линий. | ||||
21.09.2018 | Шахматные фигуры. | ||||
28.09.2018 | Шахматные фигуры и их обозначения. | ||||
05.10.2018 | Ходы и взятия ладьи | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |||
12.10.2018 | Ходы и взятия слона. | ||||
19.10.2018 | Ходы и взятия короля. | ||||
26.10.2018 | Ходы и взятия пешки | ||||
09.11.2018 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | ||||
16.11.2018 | Угроза, нападение, защита. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. | |||
23.11.2018 | Превращение и взятие на проходе пешкой | ||||
30.11.2018 | Значение короля. | ||||
07.12.2018 | Шах. | ||||
14.12.2018 | Короткая и длинная рокировка. | ||||
21.12.2018 | Начальная позиция. Запись шахматных позиций. | ||||
28.12.2018 | Практическая игра. | ||||
18.01.2019 | Способы защиты от шаха. | Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||
25.01.2019 | Открытый, двойной шах. | Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||
01.02.2019 | Мат. | ||||
08.02.2019 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | ||||
15.02.2019 | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | ||||
22.02.2019 | Пат. | ||||
01.03.2019 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | ||||
15.03.2019 | Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). | Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | |||
22.03.2019 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | ||||
05.04.2019 | Принцип записи перемещения фигуры. | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |||
12.04.2018 | Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |||
19.04.2018 | Шахматный диктант. | ||||
26.04.2018 | Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | |||
03.05.2018 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | ||||
10.05.2018 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | |||
17.05.2018 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | ||||
24.05.2018 | Классификация дебютов. | ||||
31.05.2018 | Дебютные ловушки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...