Представление темы "Воспитание чувства взаимоуважения у школьников".
методическая разработка на тему

В представлении методической проблемы описана актуальность проблемы воспитания чувства взаимоуважения у школьников. В разработке описаны методы воспитания чувства взаимоуважения у школьников, особенно эффективна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_aktualnoy_metodicheskoy_problemy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства взаимоуважения у школьников 

Обучающиеся проводят в школе значительную часть времени, взаимодействуя между собой. Одни дети становятся «душой компании», другие общаются с ограниченным числом лиц, некоторые замыкаются в себе, а кто-то и вовсе становится лицом для насмешек, унижений и оскорблений. Задача учителя формировать не только предметные и метапредметные результаты обучения, но и личностные, которые уже на ступени начального общего образования должны отражать наряду с прочими «уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов». На ступени основного общего образования – «осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Но к сожалению, часто встречаются классы, в которых не наблюдается почтительных отношений, основанных на признании достоинств друг друга. Чтобы искоренить это, необходимо проводить усиленную работу по воспитания чувства взаимоуважения начиная с начальной школы.

На мой взгляд, учитель стремящийся воспитать чувство взаимоуважения должен быть примером для учеников. Нельзя воспитывать только словами, не показывая на примере, как следует относиться к окружающим. Поэтому такой учитель относится к школьникам с уважением, не смотря на их учебные достижения и поведение; может осудить результат выполнения работы, поступок, но не самого ребенка; не подчеркивает, что он опытнее, больше знает и умеет.

Так как уважение строится на признании достоинств другого человека, то поэтому встречаются случаи, когда дети относятся с уважением к старшим, но при этом не уважают друг друга. Учителю надо проводить воспитательную работу со школьниками, формируя уважительное отношение к одноклассникам. На уроках, особенно это заметно в начальных классах, если дети знают правильный ответ, они хотят ответить во что бы то ни стало, трясут рукой и еле сдерживают крик «можно я». Делать замечания во время ответа ученика – проявлять неуважение к выступающему, поэтому педагогу следует объяснить детям, что он выслушает их всех, если это так; или обозначить, что сейчас важно решить учебную проблему, и только сообща возможно это сделать. Поэтому необходимо слушать друг друга на уроке, соглашаться с ответом молчанием или высказывать свое мнение, указав и исправив ошибки. При условии того, что спорить можно только с неправильным ответом, ученикам надо будет внимательно слушать речь одноклассников и формировать отношение к ответу, а не к личности ребенка.

Для проведения наиболее эффективной воспитательной работы по формированию чувства взаимоуважения можно показать ребятам на наглядном примере, как негативные слова и действия, проявление злости влияют на окружающих людей. С этой целью понадобятся два одинаковых цветных стакана, наполненных чистой водой, сахар и йод (или зеленка и т.п., что окрасит воду в темный цвет). Предложить каждому ребенку подойти к стаканам, назвать что-то положительное для правого стакана, и насыпать в него сахара, и отрицательное для левого стакана, капнув в него йод. После того, как каждый выскажется, предложить найти отличия стаканов. Внешне они останутся одинаковыми, а заглянув в них, дети увидят, что в одном стакане вода осталась прозрачной, в другом – потемнела. Школьники должны сделать вывод, что это их слова сделали воду черной. Совместно провести аналогию: обидные слова не меняют внешность человека, но меняют его изнутри.

Кроме показа последствий от оскорблений учителю необходимо научить детей видеть достоинства, положительные качества друг в друге. Игра под названием «Хочешь поругать – не забудь похвалить» поможет найти положительные стороны каждого ребенка. Смысл игры заключается в том, что каждому ребенку дают высказаться о недостатках одноклассниках. Но, ставится условие: если ребенок хочет отметить отрицательное качество ребенка, то нужно вспомнить и назвать одно из положительных качеств «жертвы». Если ребенок учится слабо и дисциплина у него не важная, то некоторым будет сложно найти достоинства у такого одноклассника. В этом случае учителю следует подсказать, обратившись к детям: «Вспомните, кто из класса бегает быстрее всех; вытирает с доски, когда дежурный забудет это сделать» и т.п. Озвучивание достоинств ребенка важно не только тому, кто их называет, но и тому, кому адресованы они. Ведь дети чувствуют, что их ценят, знают положительные стороны, и когда каждый будет понимать уникальность каждого, то тогда можно говорить о взаимоуважении внутри классного коллектива.

Для организации работы в классе учителю и самому необходимо знать сильные стороны каждого ребенка, учитывать их. Так при организации работы в группах на уроке (не считая случаев, когда каждая группа выполняет дифференцированное задание по уровню сложности) учитель объединяет детей так, чтобы в каждой были ученики разного уровня подготовки; при выполнении творческих заданий по группам - обладающие способностями в одной сфере были в каждой группе. При проведении спортивных соревнований действует тот же принцип. Такой подход подчеркивает значимость качеств детей для коллектива. Кто-то хорошо рисует, кто-то - сочиняет, другой – вырезает, клеит и т.п., а вместе у них получится замечательная стенгазета. Объединение детей в группы таким образом обеспечивает их равенство по возможностями, что делает соревнование между группами (даже если это не соревнование, все равно даже бессознательно, дети хотят сделать что-либо лучше других команд) наиболее честным, не определяет лидеров и отстающих до начала выполнения работы.

Таким образом, воспитание чувства взаимоуважения школьников необходимо строит на осознании уникальности, важности каждого ученика, принятии его достоинств и четком понимании отличия между недостатками поступка, высказывания человека и самим человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...

Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у младших школьников

Выступление по теме "Формирование семейной, гражданской  принадлежности, патриотических чувств у младших школьников"...

Панорама работы классного руководителя в рамках реализации воспитательной компоненты, формирование чувства патриотизма младших школьников

Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.Одним из характер...