"ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Е.А. Шовгенова
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9 с. Вольное
Кошехабльский район
Применение регионального компонента в формировании патриотических чувств у младших школьников
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: младшим школьникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в подсознании ребенка, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
С чего же начинается Родина для ребенка? Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Как воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем? Для решения этой задачи необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности. Нужно предложить детям оживить, очеловечить свой дом, проникнуть в его внутреннюю жизнь, сделать его способным страдать и радоваться в зависимости от отношения к себе, от тех воздействий, которым он подвергается. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город (село), позже – не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, к земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. В своей работе по патриотическому воспитанию особое место мы уделили формированию у младших школьников чувства любви к своей малой Родине – Республике Адыгея. Поэтому наша работа была направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно – этических норм нашего региона, приобщения детей к истокам познания своего народа, знакомства с историей нашей Республики. Ставились следующие задачи:
- активно вводить детей в мир народной культуры путем игрового проживания в атмосфере народного быта, традиций;
- объединить творческие усилия педагогической и родительской общественности для создания наиболее благоприятных условий для эффективного освоения младшими школьниками основ народной культуры.
Для достижения выше указанных задач в группе, помимо общеразвивающих уголков, сосредоточены уголки:
- «Библиотек» («Библиотека»). При организации данного уголка мы учли, что основой чувств являются представления о жизни и искусстве каждого народа, его народном творчестве. Пословицы и поговорки, потешки и сказки наиболее близки и понятны маленькому ребенку. Через раскрытие их содержания и оформление дети могут понять характерные особенности того или иного народа и проникнуться к нему симпатией. В отличие от русских сказок, адыгейские сказки читали детям то на русском, то на адыгейском языках. Дети внимательно прислушивались к звучанию одних и тех же слов на разных языках, запоминали отдельные слова, фразы. Постепенно дети начинали понимать, что каждый народ разговаривает на своем языке. Время от времени мы организовывали выставки детских книг. Такими выставками у нас начинается и заканчивается учебный год.
- «Адыгэ унагъу» («Адыгская семья»). В этом уголке представлены куклы в адыгейских национальных костюмах, обшитые руками родителей. Здесь создаются условия для того, чтобы на основе содержания знакомых произведений возникли сюжетно-ролевые игры, чтобы дети вводили в игры отдельные моменты не только из реальной жизни, но и из сказок;
- здесь дети знакомятся с обычаями и традициями адыгского народа («Адыгэ шэн зек1уак1эхэр»), с адыгским фольклором, играют в народные игры. Для знакомства с культурой и бытом адыгов проводится кружок «Культура и быт адыгов»
-«Дом одежды» – где представлено разнообразие адыгской национальной одежды, украшений, вышивки. Дети с удовольствием переодеваются в адыгские наряды, при этом мы обращали внимание детей на адыгейский народный узор.
- в уголке «Хьак1эщ» дети знакомятся с адыгейской едой: «Хьлыжъу», «Нэкулъ», «Чэтлыбжь»; с национальной посудой, изготовленной из папье-маше. С особым интересом дети «наливают» чай из самовара в пиалы и угощают друг друга.
Основной задачей оборудования данных уголков является не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. Здесь же проводятся занятия по ознакомлению с предметами адыгского быта, чтение адыгейских народных сказок, оформление адыгейских костюмов. Благодаря этому у детей конкретизируются представления о национальном костюме, традиционном убранстве адыгейского дома, закрепляются правила гостеприимства, школьники приобщаются к бытовой и семейной культуре предков.
Для знакомства с природой Адыгеи и национальным орнаментом проводится кружковая работа.
Так направление кружка «Краеведение» имеет целью через знакомство с природой родного края сформировать созидательное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к каждому объекту в природе. Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Задачей кружка является формирование эстетического вкуса дошкольников. Дети узнают о различных видах искусства предков, подробно знакомятся с видами и названиями элементов не только русского, но и адыгейского орнамента .
Для закрепления знаний о животном и растительном мире Адыгеи и более близкого знакомства с адыгейским народным узором детям предлагаются дидактические игры: «Лото», «Магазин цветов», «Чей хвост?», «Составь узор», «Подбери костюм для адыгской куклы», «Платье с адыгским орнаментом» и др.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания школьников являются тематические занятия. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определен основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей школе. Это:
- народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние забавы;
- международные праздники – День Матери, Международный Женский День, День защиты детей;
- государственно – гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День Знаний, День Республики;
- бытовые и семейные праздники – дни рождения, праздники, которые специально придумываются взрослыми.
Особо эффективно формирование патриотических чувств проходит в тесной взаимосвязи с семьей. Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Почему? Да потому, что семейные отношения – самый крепкий сплав представлений и эмоций. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда демонстрируют детям все богатство и достоинство татарского народа. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку родителям в вопросах патриотического воспитания через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии к памятникам нашего города, проводим родительские собрания на темы: «Патриотическое воспитание детей школьного возраста», «Воспитание любви и уважения к своему народу через знакомство с произведениями устного народного творчества», «Воспитание патриотических чувств у детей через народные игры». Реализуя содержание выше указанных видов деятельности, мы не нарушаем общий план воспитательной работы – мы подкрепляем его пункты региональным компонентом (материалом). Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей татарского народа. Это позволяет укоренять в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Родине, учить быть нравственно развитым гражданином.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, там лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников прин...
Воспитание патриотических чувств у младших школьников
Самые великие подвиги...
Деятельность учителя в воспитании национально – патриотических чувств у младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание...
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...
Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у младших школьников
Выступление по теме "Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у младших школьников"...
Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование патриотических чувств у младших школьниковна уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях....
Организация и осуществление процесса воспитания патриотических чувств у младшего школьника во внеурочной деятельности
Большой потенциал в патриотическом воспитании младших школьников заключён во внеурочной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности нацелены на патриотическое воспитание: духовно-н...