Выступление на педсовете на тему «Воспитательная система класса как уклад школьной жизни».
материал на тему
А.Н. Тубельский "Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
д. Березняки
Выступление на педсовете
на тему «Воспитательная система класса как уклад школьной жизни».
Подготовила
воспитатель группы продленного дня
Голова Н.Ю.
10.01.17г.
Воспитательная система класса как уклад школьной жизни.
В ФГОС определено, что среда, пространство, уклад школьной жизни являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития.
Уклад школьной жизни (УШЖ) – это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов.
Типы школьных укладов (А.А. Остапенко):
- Коллективистский школьный уклад
1. Первенство «мы» над «я».
2. Авторитарен
3. Центр сознания и совести помещён вне личности, а в массовых, коллективных социальных группировках.
4. Наличие внешнего регулятора отношений в виде регламента или устава..
5. Механическое общество.
- Демократический школьный
1. Первенство «я» над «мы».
2. Все равны в правах, в свободе и в ответственности независимо от возраста и социального статуса.
3. Полностью отвергает иерархичность.О послушании и подчинении речь не идёт в принципе.
4. Наличие внешнего регулятора отношений в виде договора.
5. Механическое общество.
- Соборный школьный уклад
1. Органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы».
2. Ученики идут в школе не «на учёбу», а учителя «на работу», а и те, и другие – «на жизнь».
3. Истинное «мы» столь же индивидуально как «я» и «ты»
4. Наличие внутренней регуляции, базирующейся на доверии и уважении.
5. Органическое общество.
Состав и структура уклада школьной жизни представляет собой каркас, который выстраивает, обеспечивает взаимосвязи всех сфер деятельности школы, играет интегративную функцию и связывает воедино когнитивные, целостные, регулятивные смыслы жизнедеятельности школьного организма.
Т.е не только учебная, внеучебная деятельность, деятельность детских объединений , но и
взаимоотношения с учителями предметниками, педагогами дополнительного образования. родителями ,сверстниками должны быть целенаправленно организованы.
При моделировании уклада школьной жизни следует учесть еще следующие аспекты:
- формирование образа жизнедеятельности: престижный вид совместной деятельности, наличие ключевых дел, воспитательных центров, стиль, основные правила и формы делового и межличностного общения, отношения между участниками воспитательного процесса, традиции, правила по которым живет коллектив;
- моделирование материального поля — пространства, заполненного предметными объектами, оказывающими влияние на состояние школьника. Сюда относится в первую очередь обустройство учебных кабинетов, гардероба, библиотеки, вестибюля, коридоров и холлов, актового и спортивного залов, столовой, административных комнат, заполненных вещами и необходимыми предметами для деятельности, туалетных комнат;
- культивирование привычки и модели поведения человека в контексте школьной среды обитания вводим в качестве единственно возможных такие поведенческие культурные нормы по отношению к окружающему предметному пространству, как бережливость, соблюдение порядка, регулярный уход за вещами и предметами, целевое использование, сохранение чистоты после проведенного занятия;
- введение школьного этикета - это яркая форма выражения отношения к человеку как наивысшей ценности в любой ситуации. Разумеется, владеть этикетом должны в первую очередь педагоги. Они — образец и, одновременно, живая инструкция. Инстинкт подражания, столь свойственный детям, выполняет роль психологического механизма на первых порах;
- выработка организационных основ режима школьной жизни и распорядка жизнедеятельности;
- отношение педагогов к воспитанию и воспитательной работе, компетентность в сфере воспитательной работы;
- представление о месте и роли отдельных участников воспитательного процесса и групп, осознание школьниками и взрослыми своей роли и места в жизнедеятельности учебного заведения;
- управление воспитательным процессом, компетентность в проблемах воспитания;
- деятельность органов ученического самоуправления: спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления - обучающиеся должны иметь возможность; участвовать в принятии решений Управляющего совета школы; решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой;
- представление о взаимодействии с окружающей средой: семьи, учреждения и организации, менее структурированная – «улица».
Для ребенка в школе важны: значимый взрослый; значимый старший товарищ или одноклассник; значимая, референтная, «доверительная» - группа, близкие друзья, необязательно из одного класса; значимые группы, в которых он может реализовать свои деятельностные интересы и где признаны его способности.
Формирование такой системы может стать основой организации воспитательного процесса в образовательном учреждении
Таким образом, школьное сообщество – это организация, которая определяет форму взаимоотношений в образовательном процессе, социуме, представляет собой модель различных объединений, групп по интересам, постоянных и временных комиссий. Это сообщество, которое совместно участвует в процессе жизнедеятельности школы, села. А уклад школьной жизни является важнейшим фактором в воспитании, социализации и личностного роста учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/19/picture-6297.jpg)
Выступление на педсовете по теме "Воспитательная система класса"
Воспитательная система класса выстроена на "фоне апельсиновой сказки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-260791-1388464808.jpg)
Доклад на тему «Воспитательная система класса»
Выступление по докладу на тему «Воспитательная система класса» было мною разработано на основе моего педагогического опыта. Воспитание – это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс восп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-578840-1506489486.jpg)
выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"
выступление содержит информацию о типах школьного уклада...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-739098-1453132252.jpg)
Выступление на педсовете по теме "Создание летописи класса. Из опыта работы"
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484174-1411227948.jpg)
Выступление на педсовете по теме: «Формирование системы оценки качества обучения и развития обучающихся на основе современных пед.технологий»
Оценивание – это одно из наиболее действенных средств, повышающих эффективность обучения.обеспечения эффективной обратной связи от учителя к ученикам;активного включения учеников в процесс собст...