внеурочная деятельность "Волшебный мир оригами"
рабочая программа на тему
рабочая программа по внеурочной деятельности "Вошебный мир оригами" 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_origami.docx | 50.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Авиловская СОШ»)
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ» Протокол №________ от ____ . ___.2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №___________ от ____ . ____.2018 г. Директор МБОУ «Авиловская СОШ» С.В. Петров ____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебный мир оригами»
общекультурного направления
срок реализации программы 2018 - 2019года
для 1- 4 класса
возраст 7 -10 лет
Составитель:
Скибина Татьяна Алексеевна, соответствие
х. Авилов
2018 год
1.Пояснительная записка
. Рабочая программа «Волшебный мир оригами» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ) ст.2, п.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.; -Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении» СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
-приказом Министерства образования Ростовской области от 20.07.2012
№ 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»;
- письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г № 09-3564 « Внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ";
- письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-авторской программой Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
- Уставом МБОУ «Авиловская СОШ»;
- образовательной программой начального общего образования МБОУ «Авиловская СОШ», утвержденной 26.08.2017г №174;
-Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Авиловская средняя общеобразовательная школа», утвержденным 29.06.17г № 154;
Планом внеурочной деятельности МБОУ « Авиловская СОШ» на 2018-2019 учебный год;
Календарным графиком МБОУ «Авиловская СОШ» на 2018-2019учебный год, утвержденным приказом № 188от 29.06.18г.
Общая характеристика учебного предмета
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Направление программы: общекультурное
Назначение программы:
новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Значение оригами для развития ребенка
• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
• Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
• Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
• Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
• Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
• Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
• Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
• Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
• Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения
Вид программы: программа «Волшебный мир оригами»является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Отличительные особенности данной программ
Данная программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Форма реализации курса: кружок
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
•репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
•частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Режим занятий: Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ «Авиловская СОШ», согласно расписанию внеурочной деятельности и календарному графику на 2018-2019 уч. г. на изучение курса "Волшебный мир оригами" отводится 1 ч в неделю, всего - 34 ч. в год, в 1классе -32 часа в год, во 2 классе -34 часов в год, в 3классе -35 часов в год, в 4классе -34 часа в год, полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.).
Срок реализации программы: 1 год, в 1 классе с05.09.18 г. по 22.05.18 г, во 2 классе с07.09. по31.05. 19г. в3 классе с 03.09.1г..по 27.05.19г. в 4 классе с 05.09.18г. по 22.05.19г.
2. Результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны | |
получить знания | научиться |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в районной библиотеке.
• Участие в ежегодной районной выставке
детского прикладного и технического творчества.
• Участие в школьных и районных выставках.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
3. Содержание программы
1 год обучения (32часа)
Формирование группы
Беседа по охране труда
Основные виды деятельности: беседа, инструктаж
Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами -1ч ( т-1ч; )
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
Квадрат основная форма оригами-4ч (т-1ч;п-3ч)
«Треугольник» -4ч (т-1ч;п4-ч)
«Воздушный змей» -5ч (т-1ч;п-4ч)
«Двойной треугольник» -3ч (т-1ч;п-2ч)
«Двойной квадрат-3ч (т-1ч;п 2ч)
«Конверт» -3ч(т-1ч;п-2ч)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Цветы к празднику 8 марта-4ч ( т-1; п-3ч)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентаций
Впереди – лето! -3ч ( т-1ч; п-2ч)
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Итоговое занятие-2ч ( т-1ч; п-1ч)
«Чему мы научились за год».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, выставка работ.
Оформление выставочных работ
Основные виды деятельности: оформление работ учащихся.
2 год обучения 34 часов
Вводное занятие -5ч (т-2ч;п-3ч)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда
Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, просмотр презентации
Осенние композиции -2ч(т-1ч;п-1ч)
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Базовые формы:
«Треугольник» -3ч(т-1ч;п-2ч )
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
«Воздушный змей» -2ч (т-1ч; п-1ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, демонстрация просмотр презентации, выставка работ.
«Двойной треугольник»-2ч (т-1ч; п-1ч)
Основные виды деятельности :инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа
«Двойной квадрат» -3ч(т-1ч;п-2ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
«Конверт» -2ч(т-1ч;п-1ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы:
«Рыба» -4ч(т-1ч;п-3ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
«Дверь» -5ч(т1ч;п-4ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику 8 марта -4ч(т-1ч;п-3ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие -2ч(т-1ч;п-1ч)
«Оригамская сказка».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Оформление выставочных работ
Оформление тематических выставок.
Основные виды деятельности: оформление работ учащихся.
3 год обучения 35 часов
Вводное занятие -2ч(т-1ч;п-1ч)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда
Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции
Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Чудесные превращения бумажного листа -4ч(т-1ч;4п-3ч)
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, лекция, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Модульное оригами -5ч(т-1ч;п-4ч)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Оригами на праздничном столе -5ч(т-1ч;п-4ч)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Цветы к празднику 8 марта -5ч(т-2ч;п-3ч)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Оригами – почта -6ч(т-2ч;п-4ч)
Различные виды конвертов для писем
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Впереди – лето!-2ч(т-ч;п-1ч)
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Итоговое занятие-3ч(т-1ч;п2ч)
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ.
Оригамская сказка о четырех братьях.
Оформление выставочных работ
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
Основные виды деятельности: оформление работ учащихся.
4 год обучения 34 часа
Беседа по охране труда-2ч(т-1ч;п-1ч)
Диагностика обученности учащихся
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации,
Оригами в Интернете -3ч(т-1ч;п-2ч)
http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации
Изделия из складки -4ч(т-1ч;п-3ч)
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, демонстрация, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Базовая форма «Катамаран» -5ч(т-1ч;п-4ч)
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Новогодние украшения -4ч(т-1ч;п-3ч)
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Базовая форма «Птица» -4ч(т-1ч;п-3ч)
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Цветы и вазы оригами -4ч(т-1ч;п-3ч)
Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Базовая форма «Лягушка» -2ч(т-1ч;п-1ч)
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, сообщения, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Творческие работы -2ч(т-1ч;п-1ч)
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, объяснение, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Итоговое занятие -2ч(т1ч;п-1ч)
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
Основные виды деятельности: инструктаж по т/б, сообщения, практическая работа, просмотр презентации, выставка работ
Оформление выставочных работ
Оформление тематических выставок.
Основные виды деятельности: оформление работ учащихся.
Способы предъявления и объяснения материала
Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками».
На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.
На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:
- мое знакомство с оригами;
- чему я научился на занятиях оригами;
- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?
- мои планы на будущее;
- и другие.
Календарно-тематический план
1 класс 32 (часа)
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | ||
теория | практика | плановый | фактический | ||
1. | Знакомство с оригами | 1 | 05.09 | ||
2. | Квадрат – основная форма оригами | 1 | 3 | 12.09. 19.09. 26.09. 03.10. | |
3 | Базовая форма: «Треугольник» | 1 | 3 | 10.10. 17.10. 24.10. 31.10. | |
4 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 1 | 4 | 14.11. 21.11. 28.11. 05.12. 12.12. | |
5 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 1 | 2 | 19.12. 26.12. 16.01. | |
6 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 1 | 2 | 23.01. 30.01. 06.02. | |
7 | Цветы к празднику 8 Марта | 1 | 2 | 20.02. 27.02. 06.03. | |
8 | Базовая форма «Конверт» | 1 | 3 | 13.03. 20.03. 03.04. 10.04. | |
9 | Впереди – лето! | 1 | 2 | 17.04. 24.04. 08.05. | |
10 | Итоговые занятия Оформление выставочных работ | 1 | 1 | 15.05. 22.05. | |
Итого: | 10 | 22 |
2 класс (34часа)
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | ||
теория | практика | плановый | фактический | ||
1 | Вводные занятия | 1 | 1 | 07.09. 14.09. | |
2 | Простые базовые формы оригами | 1 | 2 | 21.09. 28.09. 05.10. | |
3 | Осенние композиции | 1 | 1 | 12.10. 19.10. | |
4 | Базовая форма: «Треугольник» | 1 | 2 | 26.10. 02.11. 16.11. | |
5 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 1 | 1 | 23.11. 30.11. | |
6 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 1 | 1 | 07.12. 14.12. | |
7 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 1 | 2 | 21.12. 28.12. 11.01. | |
8 | Базовая форма:«Конверт» | 1 | 1 | 18.01. 25.01. | |
9 | Базовая форма: «Рыба» | 1 | 3 | 01.02. 08.02. 15.02. 22.02. | |
10 | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта | 1 | 4 | 01.03. 15.03. 22.03. 05.04. 12.04. | |
11 | Базовая форма: «Дверь» | 1 | 3 | 19.04. 26.04. 17.05. 24.05. | |
12 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | 1 | 1 | 31.05. | |
Итого: | 12 | 22 |
3класс (35 часов)
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | ||
теория | практика | плановый | фактический | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 03.09. 10.09. | |
2 | Чудесные превращения бумажного листа | 1 | 4 | 17.09. 24.09. 01.10. 08.10. 15.10. | |
3 | Модульное оригами | 1 | 4 | 22.10. 29.10. 12.11. 19.11. 26.11. | |
4 | Оригами на праздничном столе | 1 | 4 | 03.12. 10.12. 17.12. 24.12. 14.01. | |
5 | Валентинки из оригами | 1 | 1 | 21.01. 28.01. | |
6 | Цветы к празднику 8 Марта | 1 | 3 | 04.02 11.02. 18.02. 25.02 | |
7 | Оригами – почта | 1 | 1 | 04.03. 11.03. | |
8 | Базовая форма «Дом» | 1 | 2 | 18.03. 01.04. 08.04. | |
9 | Впереди – лето! | 1 | 1 | 15.04. 22.04. | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 29.04. 06.05. | |
11 | Оформление выставочных работ | 1 | 2 | 13.05. 20.05. 27.05. | |
Итого: | 11 | 24 |
4класс (34 часа)
№ | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения темы | ||
теория | практика | плановый | фактический | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 05.09. 12.09. | |
2 | Оригами в Интернете | 1 | 2 | 19.09. 26.09. 03.10. | |
3 | Изделия из складки | 1 | 3 | 10.10. 17.10. 24.10. 31.10. | |
4 | Базовая форма «Катамаран» | 1 | 4 | 14.11. 21.11. 28.11. 05.12. 12.12. | |
5 | Новогодние украшения | 1 | 3 | 19.12. 2612. 16.01. 23.01. | |
6 | Базовая форма «Птица» | 1 | 3 | 30.01. 06.02. 13.02. | |
7 | Цветы и вазы оригами | 1 | 3 | 20.02. 27.02. 06.03. 13.03. | |
8 | Базовая форма «Лягушка» | 1 | 1 | 20.03. 03.04. | |
9 | Творческие работы | 1 | 2 | 10.04. 17.04. 24.04. | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 08.05. | ||
11 | Оформление выставочных работ | 1 | 1 | 15.05. 22.05. | |
Итого: | 11 | 23 |
Описание материально- технической базы
1. Дополнительная литература.
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А.Дюрлюкова Волгоград, 2012
Цветы и вазы оригами. С.Афонькин, Е. Афонькина, 2002
2. Интернет-ресурсы.
http://stranamasterov.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Презентации, созданные учителем.
4. Наглядные пособия.
1. Самодельные наглядные пособия.
5. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
6. Учебно-практическое оборудование.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________________/Иванова И.Б./
«____» ______________ 2018
Лист корректировки рабочей программы
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора по ВР (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Чудеса оригами"
программа по внеурочной деятельности...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Мир оригами. Лебедь.
Представлен материал по проведению внеурочной деятельности 1 класс фгос...
Внеурочная деятельность. Мир оригами.
Представлено занятие по внеурочной деятельности в 1 классе....
план внеурочного занятия по оригами на тему "Изготовления цветка в технике "Кусудама""
В данной работе представлено поэтапный план занятия. К каждому этапу работу прикреплены фотоиллюстрации, поэтому данная поделка не вызовет ни у Вас, ни у детей затруднений при сборке. А результат прия...
Презентация по внеурочной деятельности "Уроки ОРИГАМИ как средство активизации творческого потенциала учащихся"
• Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированно...
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Оригами".
Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности.Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интерес...
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Оригами".
Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности.Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интерес...