План работы с одарёнными детьми
методическая разработка на тему

План работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

с одарёнными обучающимися

 

Класс                

Учебный год    

Учитель         Кисловская Ольга Сергеевна

Нижневартовск, 2017 г.

Пояснительная записка

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Программа работы с одаренными детьми предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей , обеспечения всестороннего развития и образования.

  • Цель: обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве

Задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с повышенным уровнем обучаемости,
  • активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека  как субъект
  • создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей; творческой деятельности, развитие позитивной Я-концепции;;
  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
  • Приобщение к национальной и мировой художественной культуре.
  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными обучающимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность .

Методы и формы работы с одарёнными детьми в средней школе        

Урочная деятельность

  • проблемно-развивающее обучение,
  • проектно-исследовательская деятельность,
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
  • развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
  • творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных маршрутов для одаренных детей;

-  организация исследовательской работы  с одаренными обучающимися в течение года;

подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

План  работы учителя с одарёнными детьми

на _____________ учебный год

Мероприятие

     Сроки

1 этап-  проектировочный (сентябрь- октябрь)

1

Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся 1-4 (анкетирование детей и родителей; проведение диагностических работ на уроках; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к изучению  предметов)

сентябрь

2

Выявление одаренных детей. Проведение  тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся (совместно с психологом школы).

сентябрь

3

Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебной познавательной деятельности.

октябрь

4.

Составление графика работы с одаренными обучающимися в текущем учебном году.

октябрь

5.

 Выбор темы индивидуального учебного исследования (проектной работы) для работы в течение года.

октябрь

2 этап- деятельностный (ноябрь-апрель)

1

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки  мотивированных учащихся во время уроков в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

в течение года

2

Участие   учеников  в различных конкурсах, олимпиадах школьного, городского и окружного уровней.

ноябрь-май

3

Проведение  индивидуальных, групповых консультаций, дополнительных занятий для  одаренных  учащихся

ноябрь-май

(еженедельно)

4

Работа с учащимися над индивидуальным исследованием (проектной работой)

ноябрь- март

5

Представление результата индивидуальной исследовательской работы (проекта) на школьных и городских конкурсах, конференциях  

март- апрель

3 этап- итоговый  (май)

1

 Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми

май

2

 Подведение итогов работы с одаренными детьми, определение перспектив на следующий год.

май

Индивидуальный  план-график     ученика  _________________________    

Деятельность

Сроки

Форма представления

результата

Общение с преподавателем  и разработка индивидуального плана-графика работы  на год

Сентябрь

индивидуальный план-график

Проведение индивидуальных, групповых занятий с одаренными учащимися

Еженедельно в течение года

участие в дистанционных олимпиадах, школьных предметных олимпиадах

Самообразование (работа с учебной литературой)

 октябрь

конспекты

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

 ноябрь

Выступление на  семинарах как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Научно- исследовательская деятельность

 Октябрь- апрель

Проектная  или исследовательская деятельность

Олимпиады

 Октябрь-май

Участие в олимпиаде по  биологии предметам

Конкурсы

 Октябрь-май

Участие в интернет-конкурсах

Учитель: _________________/_______________/

Классный руководитель: _________________/_______________/

Обучающийся:___________________________/___________________/

Родители (законные представители):_________________________/___________________/

Мониторинг качества  выполнения индивидуального образовательного маршрута

 

Формы контроля за реализацией ИОМ

  1. Диагностические работы
  2. Собеседование с учителем.
  3. Мониторинг результатов участия в предметных олимпиадаъх, конкурсах и НПК.
  4. Совместный анализ работы ( рефлексивно- оценочная деятельность).

Классный руководитель: _________________/_______________/

Ученица:___________________________/___________________/

Родители (законные представители):_________________________/___________________/

Рефлексивно-оценочная деятельность

I. Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту

  1. Насколько успешно мое продвижение?
  2. Какие затруднения испытываю?
  3. Какие ошибки допускаю?
  4. В чем их причина?
  5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?

II. Оценка результатов реализации индивидуального учебного плана

  1. Какие образовательные продукты мне удалось создать?
  2. Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?
  3. Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?
  4. Что во мне изменилось?
  5. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?

Список литературы по теме.

  1. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87Бозюн Е.К. Социально-психологические аспекты работы с одарёнными детьми. // Дополнительное образование. – 2005,№12. – с.33-37
  2. Злобина Т. Работа с одарёнными детьми : проблемы и перспектива. // Минская школа. – 2006,№3. – с.8-11
  3. Корниенко Е.Е. Самооценка детей с признаками одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004.№ 5. – с.90-93
  4. Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. //Детский портал. – 2003, №12.-с.62-66Кушнарёва Н.Ю. Обучение одарённых детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления. // Одарённый ребёнок. – 2007,№3. – с.114-118
  5. Ларионова Л.И. Проблема обучения одарённых детей . // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 6. – с.122-128

 

Приложение.

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми  (по Богоявленской Д.Б., Брушлинскому А.В.)

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы

с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) Да;

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении

работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали  бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) Да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел?

а) Да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

а) Да;

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не pешена, то  ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?

а) Да;

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

в) нет.

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

 а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

 б) махнете рукой на затеи;

 в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) Да;

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений

б) да, если этот термин легко запомнить;

в) нет.

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить элю дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.

Результаты

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного. саморегулирования интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

АНКЕТА  «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

  Спортивный талант,

Если…

•        он энергичен и все время хочет двигаться

•        он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

•        не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

•        лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

•         предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

•        кажется, что он всерьез никогда не устает;

•         неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

•        ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

•        любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

•        сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

•         может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

•         любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

•        интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

Если…

•        рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

•        любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

•        выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

•         изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

•         любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

Если…

•        ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

•        очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

•        если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

•        сочиняет свои собственные мелодии;

•        научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

•        не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

•        в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

•        серьезно относиться к произведениям искусства;

•        когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

•        стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

•        не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

•        обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

•         умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

•        любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

•         часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

•        с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

•         не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

•        часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

•        стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

•        меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

•        с большим желанием выступает пере аудиторией;

•        с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

•        пластичен и открыт всему;

•        любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

•        хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

•        обладает хорошей памятью;

•        легко и быстро схватывает новый школьный материал;

•        задает очень много продуманных вопросов;

•        любит читать книги, причем по своей собственной программе;

•        обгоняет сверстников по учебе,

•        гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

•        обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

•        очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одарёнными детьми

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....

План работы с одарёнными детьми 2 класса

Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

План работы с одарёнными детьми.

Одарённые дети требуют  особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и  с успехом развиваить положительные результаты в области знаний....

План работы с одарёнными детьми.

Работа представляет собой материал необходимый для работы со способными детьми....

план работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год

данный материал цель, задачи, принципы работы с одарёнными детьми, план работы на год...

План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....