План работы с одарёнными детьми
методическая разработка на тему
План работы с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
с одарёнными обучающимися
Класс
Учебный год
Учитель Кисловская Ольга Сергеевна
Нижневартовск, 2017 г.
Пояснительная записка
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.
Программа работы с одаренными детьми предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей , обеспечения всестороннего развития и образования.
- Цель: обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности; развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности и словесном творчестве
Задачи:
| Формы работы с одарёнными детьми:
|
Методы и формы работы с одарёнными детьми в средней школе
Урочная деятельность
| Внеурочная деятельность. - предметные недели, - театрализованные праздники, - олимпиады и конкурсы по предметам. |
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных маршрутов для одаренных детей;
- организация исследовательской работы с одаренными обучающимися в течение года;
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
План работы учителя с одарёнными детьми
на _____________ учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | |
1 этап- проектировочный (сентябрь- октябрь) | |||
1 | Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся 1-4 (анкетирование детей и родителей; проведение диагностических работ на уроках; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к изучению предметов) | сентябрь | |
2 | Выявление одаренных детей. Проведение тест- методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся (совместно с психологом школы). | сентябрь | |
3 | Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебной познавательной деятельности. | октябрь | |
4. | Составление графика работы с одаренными обучающимися в текущем учебном году. | октябрь | |
5. | Выбор темы индивидуального учебного исследования (проектной работы) для работы в течение года. | октябрь | |
2 этап- деятельностный (ноябрь-апрель) | |||
1 | Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки мотивированных учащихся во время уроков в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | в течение года | |
2 | Участие учеников в различных конкурсах, олимпиадах школьного, городского и окружного уровней. | ноябрь-май | |
3 | Проведение индивидуальных, групповых консультаций, дополнительных занятий для одаренных учащихся | ноябрь-май (еженедельно) | |
4 | Работа с учащимися над индивидуальным исследованием (проектной работой) | ноябрь- март | |
5 | Представление результата индивидуальной исследовательской работы (проекта) на школьных и городских конкурсах, конференциях | март- апрель | |
3 этап- итоговый (май) | |||
1 | Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми | май | |
2 | Подведение итогов работы с одаренными детьми, определение перспектив на следующий год. | май |
Индивидуальный план-график ученика _________________________
Деятельность | Сроки | Форма представления результата |
Общение с преподавателем и разработка индивидуального плана-графика работы на год | Сентябрь | индивидуальный план-график |
Проведение индивидуальных, групповых занятий с одаренными учащимися | Еженедельно в течение года | участие в дистанционных олимпиадах, школьных предметных олимпиадах |
Самообразование (работа с учебной литературой) | октябрь | конспекты |
Самообразование (работа с дополнительной литературой) | ноябрь | Выступление на семинарах как на уроках, так и во внеурочной деятельности |
Научно- исследовательская деятельность | Октябрь- апрель | Проектная или исследовательская деятельность |
Олимпиады | Октябрь-май | Участие в олимпиаде по биологии предметам |
Конкурсы | Октябрь-май | Участие в интернет-конкурсах |
Учитель: _________________/_______________/
Классный руководитель: _________________/_______________/
Обучающийся:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Мониторинг качества выполнения индивидуального образовательного маршрута
Формы контроля за реализацией ИОМ
- Диагностические работы
- Собеседование с учителем.
- Мониторинг результатов участия в предметных олимпиадаъх, конкурсах и НПК.
- Совместный анализ работы ( рефлексивно- оценочная деятельность).
Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Рефлексивно-оценочная деятельность
I. Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту
- Насколько успешно мое продвижение?
- Какие затруднения испытываю?
- Какие ошибки допускаю?
- В чем их причина?
- Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?
II. Оценка результатов реализации индивидуального учебного плана
- Какие образовательные продукты мне удалось создать?
- Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?
- Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?
- Что во мне изменилось?
- Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?
Список литературы по теме.
- Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87Бозюн Е.К. Социально-психологические аспекты работы с одарёнными детьми. // Дополнительное образование. – 2005,№12. – с.33-37
- Злобина Т. Работа с одарёнными детьми : проблемы и перспектива. // Минская школа. – 2006,№3. – с.8-11
- Корниенко Е.Е. Самооценка детей с признаками одарённости. // Одарённый ребёнок. – 2004.№ 5. – с.90-93
- Коршакова Ю.В. Система отбора и подготовки одарённых детей. //Детский портал. – 2003, №12.-с.62-66Кушнарёва Н.Ю. Обучение одарённых детей в соответствии с индивидуальным стилем их мышления. // Одарённый ребёнок. – 2007,№3. – с.114-118
- Ларионова Л.И. Проблема обучения одарённых детей . // Одарённый ребёнок. – 2004,№ 6. – с.122-128
Приложение.
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми (по Богоявленской Д.Б., Брушлинскому А.В.)
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы
с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) Да;
б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.
2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении
работы с одаренными детьми?
а) Да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) Да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
а) Да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел?
а) Да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) Да, это меня привлекает
б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да;
б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) Да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) махнете рукой на затеи;
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да;
б) не совсем легко;
в) болезненно.
11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?
а) Не всегда.
б) при хорошем настроении;
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
а) Да, конечно;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспоминать не могу.
1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
а) средний;
б) достаточный;
в) оригинальный.
17. Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить элю дело, если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.
Результаты
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного. саморегулирования интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
АНКЕТА «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант,
Если…
• он энергичен и все время хочет двигаться
• он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
• не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
• лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
• предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
• кажется, что он всерьез никогда не устает;
• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
Если…
• ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
• любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
• сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
• может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
• любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
• интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование,
Если…
• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
• любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
• выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
• изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
• любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант,
Если…
• ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
• сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
• не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
• в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
• серьезно относиться к произведениям искусства;
• когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
• стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
• не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе,
Если ребенок…
• обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
• умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
• любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
• часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант,
Если ребенок…
• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
• стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
• с большим желанием выступает пере аудиторией;
• с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
• пластичен и открыт всему;
• любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект,
Если ребенок…
• хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
• обладает хорошей памятью;
• легко и быстро схватывает новый школьный материал;
• задает очень много продуманных вопросов;
• любит читать книги, причем по своей собственной программе;
• обгоняет сверстников по учебе,
• гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
• обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
• очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одарёнными детьми
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....
План работы с одарёнными детьми 2 класса
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
План работы с одарёнными детьми.
Одарённые дети требуют особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и с успехом развиваить положительные результаты в области знаний....
План работы с одарёнными детьми.
Работа представляет собой материал необходимый для работы со способными детьми....
план работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год
данный материал цель, задачи, принципы работы с одарёнными детьми, план работы на год...
план работы с одарёнными детьми
план работы...
План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....