Особенности воспитательной работы в ГПД при гендерном обучении
статья (2 класс) на тему
Научная статьяя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitatelnoy_raboty_v_gruppe_prodlennogo_dnya_pri_gendernom_obuchenii.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 336
А.И. Языкова
Воспитатель ГПД, ГОУБ СОШ №106
г. Санкт-Петербург, РФ
Е-mail: yazykovaai@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ПРИ ГЕНДЕРНОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация
В современном мире все актуальнее становиться обучение детей с гендерным разделением. При этом существуют определенные особенности воспитательной работы при такой системе обучения, в том числе в группе продленного дня. Цель данной статьи, определить основные моменты воспитания детей в школьных учреждениях при раздельном обучении мальчиков и девочек и систематизировать опыт, используя при этом метод наблюдения и внедрения разнообразных игр в группе продленного дня.
Ключевые слова:
Гендерное обучение, воспитательная работа, группа продленного дня, начальная школа
При гендерном обучении, очень важно разделять процесс обучения ребенка от его нахождения в группе продленного дня. Поскольку основной процесс социализации детей, а также их взаимодействие между собой происходит во время активных игр и кружков по интересам, воспитатель группы продленного дня должен уделять особое внимание контакту мальчиков и девочек. [4; С.21-23]
Социализация ребенка начинается с момента его рождения, его взаимодействием с окружающей средой, но в школьном возрасте она выходит на принципиально новый уровень. Ключевыми агентами социализации становится не только семья ребенка, но и его одноклассники, учителя и школьные воспитатели. Обособлено это касается детей, не посещавших дошкольные учреждения. [2; С.12-13]
Гендерная социализация – это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Здесь отражаются и меняющиеся обстоятельства, и личностный опыт, но на всем его протяжении основой и материалом для построения гендера служит система знаний о мужественности и женственности, находящая отражение в культуре и усвоенная личностью в детстве и подростковом возрасте. [3; С.34-35]
Гендерные стереотипы, базируясь на представлениях общества о гендерных различиях, затрагивают такие способности и качества, как ориентирование в пространстве, математическая смекалка, подверженность влиянию, агрессивность, речевые навыки, эмпатия, эмоциональность, альтруизм и др. [5; С.94-95]
Из педагогического опыта наблюдений за детьми младшего дошкольного возраста, существует вывод, что дети, обучающиеся в смешанных классах, чаще и активнее играют в игру «Дочки матери», нежели классы мальчиков и девочек.
Этот факт легко объяснить тем, что гендерные роли семейной ролевой модели, естественно сложно воспроизвести мальчикам и девочкам, без взаимодействия друг с другом вне уроков. Для этого воспитатель группы продленного дня может организовать игру во время клубных часов.
Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых.
Целью игры является обучение детей примерять на себя гендерные роли мамы или папы. Развивать воображение, тренировать взаимоотношения друг с другом, использовать предметы быта, воспитывать такие качества как забота, ответственность.
Атрибуты, которые возможно использовать в школе: куклы разного размера, игрушечные предметы быта, посуду, книги.
Помимо «Дочки-матери», воспитатель группы продленного дня может использовать и другие игры, для укрепления взаимосвязей мальчиков и девочек. Например, «Кто я в семье?».
Цель данной игры, формирование представлений о родственных связях. Обучение детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Правила игры просты: с помощью наводящих вопросов воспитателя, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке)? и т. д.
Игра «Кто что носит?», цель которой развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
Оборудование: фланелеграф[1], фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)
Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Цель: формировать знания о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.
Оборудование: набор сюжетных карточек: например, мальчик в автобусе сидит, девочка стоит. Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит. Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.
Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Кто кем работает?».
Цель: формировать знания о гендерной составляющей профессий.
Оборудование: большие карточки с изображением мужских и женских профессий (воспитатель, медсестра, капитан, летчик, пожарный) и нейтральных профессий (врач, учитель, продавец, кондуктор, кассир, музыкант); маленькие карточки с изображением профессиональных инструментов (игрушка, градусник, глобус, штурвал, пожарный рукав, лестница, фонендоскоп, указка, весы, сумка кондуктора, касса, скрипка)
Ход игры: Детям предлагается:
• разложить большие карточки по принципу: мужские профессии, женские профессии, нейтральные профессии;
• подобрать профессиональные инструменты. Игра сопровождается комментариями детей. [1; С.2-5]
Таким образом, у воспитателя группы продленного дня в начальной школе имеется множество инструментов для гендерной социализации детей. Прежде всего, используя активные, дидактические и ролевые игры.
Следует уделять особое внимание воспитательной работе, прописывая данные игры в свою рабочую программу в течение всего учебного года.
Список используемой литературы:
- Васильева Ю.П. Игры для гендерного воспитания для детей среднего и старшего возраста. М., 2016.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. М., 2004.
- Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебное пособие. М., 2013.
- Подорога О.В. Аспекты гендерного обучения и воспитания в школе. М., 2016.
- Столяренко С.Д. Возрастная психология. М.. 2017.
[1] Фланелеграф - учебное наглядное пособие для детей. Доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"
Презентация программы воспитательной работы "Роль семьи в успешности обучения и воспитания обучающихся начальной школы"будет интересна классным руководителям 1-4 классов.. Девиз программы "В дру...
Сущность и особенности воспитательной работы в начальных классах
Именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человек...
Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"
Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"...
Особенности воспитательной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания во внеурочное время.
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью. ...
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Цели воспитательной системы работы с классом:формирование и раскрытие творческой индивидуальности младшего школьника;- научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отно...
Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся
Материал для МО учителей начальных классов Особенности воспитательной работы и организации внеурочной деятельности в классах с полиэтническим составом учащихся...
Особенности воспитательной работы в доброжелательной школе Белгородчины
На протяжении большого количества времени существования школы как специального социального института всегда велись, ведутся и никогда не перестанут вестись споры о том, какой должна быть школа. Время ...