Особенности воспитательной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания во внеурочное время.
статья на тему
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома среди детей и его большой социальной значимостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnost.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательной работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания во внеурочное время.
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети – дети с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома среди детей и его большой социальной значимостью.
Детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью) невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.
Гиперактивность – понятие психопатологическое, т.е. отражающее болезненное проявление двигательной активности ребенка.
Они характеризуются чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания на чём-либо, отсутствием тормозящего контроля. Такой ребенок не в состоянии контролировать свое поведение и с трудом поддается контролю извне.
Синдром дефицита внимания считают одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения бывают чаще, чем у девочек. Следует отметить, что синдром дефицита внимания ярче всего проявляется у детей от 6 до 14 лет.
Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
В подростковом возрасте гиперактивность сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений. При этом дефекты внимания у таких детей сохраняются.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей.
ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
ребёнок корчится, извивается. - Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и
в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.). - Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не
задумываясь, не выслушав их до конца. - С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или
во время игр. - Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
- Болтливость.
- Мешает другим, пристаёт к окружающим (например,
вмешивается в игры других детей). - Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
обращенную к нему речь. - Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о
последствиях.
Наличие у ребёнка по крайней мере 8 из перечисленных выше симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для наличия синдрома дефицита внимания.
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.
Эти дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям т.к ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.
Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения. Нарушение адаптационных механизмов может стать причиной правонарушений. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- генетический фактор;
- особенности центральной нервной системы;
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к снижению внимания)
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно :
- врач (медикаментозная терапия);
- психолог (коррекционно-развивающие программы )
- учитель;
- родители.
В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.
Взрослые должны знать, что существующие нарушения поведения у ребёнка поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ
С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
- По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
- Во время урока ограничить отвлекающие факторы. Такого ребёнка лучше всего посадить в центре класса напротив доски.
- Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Научить такого ученика пользоваться специальным дневником или календарём.
- Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
- На определённый отрезок времени давать только одно задание.
- Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы, т.е. делить работу на более короткие, но более частые периоды.
- Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ
С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
- В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной
модели». Хвалить его, когда он это заслужил, подчеркивать
успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных
силах. - Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Избегать повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорить сдержанно, спокойно и мягко.
- Даватьребёнку только одно задание на определённый отрезок
времени, чтобы он мог его завершить. - Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную
стимуляцию. - Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие
концентрации внимания (рисование, чтение и др.) - Поддерживать дома чёткий распорядок дня.
- Избегать по возможности скоплений людей. Длительное
пребывание в крупных магазинах, на рынках, в развлекательных
центрах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее
воздействие. - Во время игр ограничивать ребёнка лишь одним партнёром.
Избегать беспокойных, шумных приятелей. - Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к
снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивпости. - Давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в занятиях спортом, прогулках.
- Учитывать недостатки поведения ребёнка. Разумный контроль со стороны взрослых.
Подвижные игры
«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» (И. В. Шевцова)
Цель: Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы,вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
«КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ» (И. В. Шевцова)
Цель: Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«ЧЕРЕПАХА»
У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой – дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.
«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Учащимся сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«КАРАТИСТ»
Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.
Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».
«РУБКА ДРОВ»
Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Всякий раз, опуская топор, он должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
«ТИГР - ЦАПЛЯ»
Ноги стоят на месте, все остальное подвижно. По правилам нельзя сходить со своего места и задевать других игроков. Превращаемся в тигров: пальцы изображают когти – напряжены и согнуты, все тело сильное и напряженное, тигры машут лапами и громко рычат. Через 2-3 минуты превращаемся в цапель: тихо замерли на одной ноге, вторую поджали, руки-крылья сложили за спиной и стоим тихо-тихо, не шевелясь – высматриваем лягушку. Потом можно снова превратиться в тигров, и в завершение снова в цапель.
Игры за столом
Гиперактивные дети с трудом выдерживают школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.
С этой целью полезно использовать «Пальчиковые игры», которые приводятся в книге М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в других изданиях.
Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.
«МНОГОНОЖКИ»
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
«ДВУНОЖКИ»
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
«СЛОНЫ»
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.
«КОЛЕЧКО»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала потренируйтесь складывать «колечки» каждой рукой отдельно, затем вместе.
«КУЛАК – РЕБРО - ЛАДОНЬ»
Ребенку показывают на плоскости стола три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. «Ладонь» — это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх, «кулак» — рука, сжатая в кулак, «ребро» — ладонь, стоящая ребром.
Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ
Взрослый предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например «к» и «р».
асчкльдркбюжхрьоауйчбъх
зрсярбюжшщземавч
цбртиаскьлрюдзрьтмклюэз
ьмквуфрнкртчызэюр
кимрекуырьбдтюхзкртвсчк
итьбжзщроктьдзрьнкмасблдж
юркамиьбюджщгнкптрасмжэз
ьртимквсакртьоркмитьблркр
аклшорыцфркмитьорне
Старые добрые дворовые игры
Можно вспомнить и наши дворовые игры, которые тоже очень полезны. Например, «Море волнуется раз…», «День-ночь», и даже привычные прятки — ведь в этой игре ребенку нужно очень тихо сидеть и не шевелиться, а это отличная тренировка самоконтроля на мышечном уровне.
Игре – ура!
Играйте с детьми каждый день. Им это очень нужно. Игра – замечательный способ узнать друг друга, укрепить отношения, разрешить многие сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...
«Особенности детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей».
«Особенности детей с задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и их фрустрирующее воздействие на психику родителей»....
Рекомендации педагогу по работе с детьми с синдромом дефицита внимания.
Рекомендации педагогу по организации работы с гиперактивными детьми....
Особенности формирования интереса к учебной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивность - не приговор.
С каждым годом специалисты отмечают рост количества детей с т.н. гиперактивностью. Зачастую учителя жалуются на то, как им трудно работать с такими детьми. А кто нибудь задумывался над тем а каково ре...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Целью данной статьи является ознакомление родителей с особенностями обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Прочитав данную статью, вы познакомитесь:с понятием СДВГ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ (ГПД) С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Как построить работу воспитателя группы продленного дня, если в группе есть ребенок с СДВГ....