Хлеб-всему голова
материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мордовско - Полянская основная общеобразовательная школа»
Провела: Криворотова А.Н.
2018 год
Оформление зала: большое панно « Хлебное поле», снопы зерновых культур, на плакатах пословице о хлебе: Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Каравай хлеба не свалится с неба. Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.
Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.
Под звуки песни « Русское поле» в класс входят ученики, гости.
Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.
Ведущий. Как пришёл ты к людям, хлеб?
Выбегает колосок.
Колосок. Вот послушайте сказку. Давным – давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех
животных они истребили и есть им стало нечего. Вот и отправились они
в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго,
многие умирали от голода. Так и случилось одним человеком. Он упал,
потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него
никого не было. И вдруг он увидел над собой удивительное растение, из
которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один
из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать
эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подей-
ствовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же
захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл ис-
кать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рас-
сказал им о чудо – колоске.
С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они
стали зерна размельчать. Подсушивать на камнях и питаться этим.
Входит второй колосок.
Колосок. А я хочу подарить им сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послу-
послушать и увидеть её?
Жили – были на свете Солнце, Земля, Труд. Земля питала каждую травин-
ку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись…
Входит Безделица.
Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей.
больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?
Появляется Труд, в руках он несет зерно.
Труд (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра.
Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зёрнышко.
Безделица. Всё равно я стану владычицей Земли!
Труд. Владыкой мира будет труд!
Безделица. Ха! Давай позовём человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться по-
том, то ли ничего не делать, полёживая в тени…
Труд. Будь по – твоему. ( Появляется человек ) Вот тебе горсть зерна. Сумеешь
вырастить хороший урожай – принесёшь всем радость.
Безделица. А коли не вырастишь, коли захочется тебе ( зевает ) подремать да
понежится ( потягивается ), уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Человек. ( кланяется Труду ) Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.
Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зёрна.
На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.
Безделица. Ну надо же! Труд верх берёт! Эх, была не была! Позову-ка я Мороза,
пусть заморозит всходы. Эй, вы Морозы лютые! Сюда! Сюда!
Влетают Морозы ( « Красный нос» и « Синий нос» ) и
бегают по залу.
Труд. Ребята, беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить
зелёные всходы хлеба!
Дети окружают всходы.
Морозы. Я - Мороз – Красный Нос! Я - Мороз – Синий Нос! Померяемся силой!
Если мы перетянем канат, - наши всходы.
Игра « Перетягивание каната». Дети побеждают. Морозы убегают.
Безделица. Ох и бездельники эти Морозы. Ну да у меня ещё ветры – суховеи про
запас есть! Ветры! Ветры – суховеи! Отзовитесь! Появитесь!
Вбегают ветры.
Ну, суши! Ну, губи!
Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необ-
ходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры – суховеи пос-
тараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.
Игра « Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это – озеро.
Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который
стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обрат-
ную сторону. В чьём стакане окажется больше воды?
Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас!
Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…
Появляется третий Колосок.
Колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок!
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий. Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
Ученик. Каравай земли и неба
На твоём столе-
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
Ученик. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
Ученик. В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка храниться
И земли родной.
Ученик. И растёт под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Ведущий. Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях говорят:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелёк,
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Появляется четвёртый Колосок.
Колосок. Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для неё название.
На пахоте два Плуга
Остановились друг напротив друга.
Один старообразный, ржавый,
Другой сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
-Смотрю я, одного мы года
И одного завода,
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берёг себя везде,-
Бывало, каменел на борозде,-
И то миную стороною,-
Совсем, совсем больной,
Едва скриплю, от немочи дрожа,
Нутро изъела ржа!
В тебе ж, не видно измененья,
Как пух, ворочаешь каменья!
В чём тут секрет?
Плуг моложавый произнёс в ответ:
-Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой – это от работы!
Проводится конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня самим автором названа «О пользе труда».
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово!
Ученик. Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим «Хлеб».
Ученик. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим «Хлеб».
Ученик. Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим «Хлеб».
Ученик. Пусть кружиться в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб».
Ученик. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ученик. Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почётом,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Дети подносят гостям каравай на блюдце с рушником.
Ученик. С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ученик. Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
Ученик. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ученик. В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырём!
Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате.
Ведущий. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителе осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит, Победа!
Ученик. В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Ученик. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
Учитель. Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдётся пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
В конце праздника гостей приглашают к столу отведать дары поля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....